Ледяная гвардия Полярное наследство адмирала Колчака

Александр Колчак (справа)

Александр Колчак (справа). Фото: РИА Новости

Ученые, работающие на Северной Земле, предложили назвать безымянные географические объекты архипелага в честь участников экспедиции Александра Колчака 1913 года. Колчак известен прежде всего как предводитель белого движения в России. Но он был еще и одним из крупнейших полярных исследователей. Эта часть его биографии в советское время замалчивалась. «Лента.ру» рассказывает о неизвестной стороне жизни Верховного правителя России.

Александр Колчак родился 4 ноября 1874 года под Петербургом в семье офицера морской артиллерии. С военно-морским делом были связаны еще несколько родственников, и семейная традиция была продолжена — в 14 лет Александр после трех классов классической гимназии отправился учиться в Морской кадетский корпус.

Отец сумел привить мальчику интерес к тематике учебы: в гимназии он, хоть и был талантливым, не показывал особых успехов, но в кадетском корпусе все изменилось. Александр относился к учебе ответственно и быстро завоевал авторитет других учащихся. Он не только много знал, но был при этом и спокойным, серьезным и вдумчивым юношей.

После выпуска из кадетского корпуса началась морская служба. В 1895 году Колчак в качестве вахтенного офицера на броненосном крейсере 1-го ранга «Рюрик» идет в заграничное плавание через южные моря к Владивостоку. Помимо непосредственных обязанностей, он занимается самообразованием — изучает китайский язык, чтобы в подлиннике читать труды китайских философов, и находит новое профессиональное увлечение — океанографию и гидрологию Тихого океана.

Мечты о Севере

Колчак решил углубиться в науку и даже просил о своем переводе с военного корабля, но поначалу просьбу не удовлетворили. Он продолжил служить, в свободное время изучая гидрологию, строя планы о полярной экспедиции. «Еще будучи в корпусе, и во время плавания на Востоке, я интересовался океанографией и исследованиями в полярной области. Моим всегдашним желанием было снарядить экспедицию для продолжения работ в Южном Ледовитом океане, начатых нашими знаменитыми исследователями адмиралами Беллинсгаузеном и Лазаревым», — писал Колчак в автобиографии.

Ледокол «Ермак»

Ледокол «Ермак»

Фото: Hohum / Wikipedia

В те годы готовилось путешествие в Арктику на новейшем ледоколе «Ермак» под руководством вице-адмирала Степана Макарова. «Я просил взять меня с собой, но по служебным обстоятельствам он (Макаров) не мог этого сделать, и "Ермак" ушел без меня. Тогда я решил снова идти на Дальний Восток, полагая, что, может быть, мне удастся попасть в какую-нибудь экспедицию, — меня очень интересовала северная часть Тихого океана в гидрологическом отношении», — вспоминал Колчак.

По возвращении из очередного плавания в 1899 году он публикует свою первую статью — о результатах гидрологических исследований, проведенных в Желтом и Японском морях. В то же время он встречается с бароном Эдуардом Толлем, геологом, полярным исследователем, готовящим Русскую полярную экспедицию. Колчаку хотелось попасть в число ее участников, но Толль не дал ему четкого ответа. Вместо этого офицер принял решение перейти на броненосец «Петропавловск», а затем, поняв, что служба не приносит удовлетворения, отправиться на Англо-бурскую войну, чтобы применить на практике военную часть своих знаний.

Однако этот план пришлось отменить — Толль все же решил взять в экспедицию талантливого молодого офицера, заинтересовавшего его своими научными работами.

Офицер, преданный гидрологии

В 1900 году Русская полярная экспедиция на шхуне «Заря» идет по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова. Участники планируют исследовать части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов, а также найти таинственную Землю Санникова. Колчак руководит гидрологическими работами и выполняет обязанности второго магнитолога. Он серьезно готовился — слушал курсы в Геофизической и Павловской магнитной обсерваториях под Петербургом, ездил в Норвегию, чтобы учиться у знаменитости — Фритьофа Нансена.

Экспедиция пробудет в Арктике около двух лет. Это было сложное и рискованное предприятие. «Заря» на пути к Таймыру порой с трудом пробиралась во льдах. Во время одного из переходов четверо исследователей ночевали в палатках в тридцатиградусный мороз. Когда не хватало ездовых собак, ученые впрягались в сани сами. Велась работа по изучению местности: Колчак, в частности, занимался измерением глубины, взятием проб воды, наблюдениями за состоянием льдов, маршрутной съемкой. Во время одного из выездов он открыл новый остров и назвал его именем Петра Стрижева — каюра, участника экспедиции.

Остров в Таймырском заливе, открытый Русской полярной экспедицией в 1901 году, получит имя Колчака — с такой инициативой выступит барон Толль, очень довольный работой своего молодого помощника и коллеги. В донесении Академии наук барон отмечал, что лейтенант-исследователь «не только лучший офицер, но он также любовно предан своей гидрологии».
Когда запасы продовольствия стали подходить к концу, Толль решил отправить нескольких участников, в том числе Колчака, в Петербург с полученными образцами, а сам с небольшой группой направился к острову Беннета — барон не оставлял мечту найти Землю Санникова. Предполагалось, что за ним вернутся позже.

Благодаря собранным Колчаком данным в скором времени была составлена карта берегов Таймыра. Но материалов было столько, что изучать их предстояло еще долго.

Неудавшееся спасение

Колчак благополучно прибыл в столицу, сделал доклад, а затем предложил Академии наук организовать операцию по спасению барона Толля, от которого давно не было вестей. План спасательной экспедиции Колчак разработал сам, прекрасно понимая все риски.

Эдуард Толль в своей каюте на «Заре»

Эдуард Толль в своей каюте на «Заре»

Фото: из архива семьи Виттенбург

«Предприятие это было такого же порядка, как и предприятие Толля, но другого выхода не было, по моему убеждению, — писал он в автобиографии. — Когда я предложил этот план, мои спутники отнеслись к нему чрезвычайно скептически и говорили, что это какое-то безумие, как и шаг барона Толля. Но когда я предложил самому взяться за выполнение этого предприятия, то Академия наук дала мне средства и согласилась предоставить мне возможность выполнить этот план так, как я нахожу нужным».

Спасательной группе предстояло проделать путь сначала на шлюпках, затем, по льду, на санях — продвижение шло медленно и сложно. Колчак, руководя экспедицией и на равных со всеми обеспечивая ее быт, успевал вести астрономические наблюдения, описывал географические объекты, начал готовить «Полярную записку» — работу о подготовке и ходе Русской полярной экспедиции.

В итоге группу Толля найти так и не удалось — только их следы и вещи, но результат у спасательной экспедиции был, и в первую очередь научный. Второе достижение — группе Колчака удалось вернуться домой без потерь. На острове Беннета после исследования его Колчаком появились мыс Софии — в честь невесты Софьи Омировой, гора Толля, а также другие новые географические названия.

Между войной и наукой

Карьера Колчака-полярника ненадолго прервалась в 1904 году: узнав о начале Русско-японской войны, он попросил о переводе из Академии наук в Морское ведомство и собрался в Порт-Артур. Во время военных действий Колчак был отмечен несколькими наградами «за храбрость», но попал в госпиталь — получил ранение. К тому же у него проявился суставный ревматизм — «наследство» полярных зимовок. После лечения опять возобновилась научная деятельность: Колчак начал обработку материалов, собранных во время полярных экспедиций. Данных было столько, что их в течение следующих пяти лет изучала специально созданная комиссия Академии наук.

В это же время Колчак пишет, а в 1909 году публикует свой самый фундаментальный труд — монографию «Лед Карского и Сибирского морей». Это исследование, написанное на основе наблюдений, проведенных на «Заре», стало классикой, а сам Колчак — основоположником учения о морских льдах и их движении. Он выдвинул гипотезу о глобальном перемещении льдов в Северном Ледовитом океане, и через полвека она подтвердилась на практике.

Наука и военно-морское дело были двумя призваниями Колчака. Он преуспевал и в том, и в другом — нарабатывал авторитет как ученый и выступал как военный эксперт в Госдуме, предлагая свои варианты возрождения и развития русского флота. Однако отказаться от участия в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) Колчак не смог: он с первых полярных плаваний думал об открытии Северного морского пути, а эта экспедиция ставила целью как раз исследование возможности прохода из Атлантического океана в Тихий океан.

Основным руководителем ГЭСЛО был гидрограф, геодезист, арктический исследователь Борис Вилькицкий. Колчак также стал одним из руководителей, а кроме этого, он отвечал за подготовку экспедиции и уделил большое внимание кораблям, на которых предстояло отправиться в Арктику. Здесь пригодился весь накопленный прежде опыт: Колчак знал недостатки существовавших судов и предложил усовершенствовать ледоколы. Новая конструкция предполагала раздавливание льда, для чего использовался вес самих кораблей, к тому же стальных, а не деревянных. Вскоре именно эта идея ляжет в основу строительства нового российского ледокольного флота — но имя ее автора в советское время упоминаться не будет.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана вышла из Петербурга осенью 1909 года на двух построенных под непосредственным контролем Александра Колчака судах — «Таймыре» и «Вайгаче». Во время первого этапа полярникам ставились задачи по исследованию района Берингова пролива, а основные наблюдения проводились на мысе Дежнева. Выполнив их, экспедиция вернулась во Владивосток. После зимовки планировалось продолжение работ, но Колчака вызвали на службу в Морской генштаб. С одной стороны, это было разочарование — в подготовку ГЭСЛО полярник вложил немало сил. С другой — программа развития российского флота, которую продвигал Колчак, получила поддержку на высшем уровне, и перед ним как военным открывались новые горизонты работы.

Колчак вернулся в Петербург, а участники экспедиции на «Таймыре» и «Вайгаче» продолжили изучение северных территорий и в 1913 году открыли архипелаг «Земля Императора Николая II» (сейчас — Северная Земля). С тех пор открытий подобного масштаба в мире не было.

Имя на карте истории

Дальнейшая жизнь Колчака будет далека от исследований арктических земель. Почти через 10 лет, в 1919 году, он уже в статусе Верховного правителя России, понимая значимость Арктики для развития страны, создаст специальный Комитет Северного морского пути. По некоторым данным, Колчаку также принадлежит идея создания Сибирского геологического комитета — организации, которая отправит на Таймыр экспедицию Николая Урванцева, во время которой будут открыты Норильские медно-никелевые месторождения. Хотя, как рассказывала «Лента.ру», ясности с этой экспедицией мало — имел к ней отношение Колчак или нет, сейчас понять сложно.

В советское время имя Колчака практически исчезло из истории военно-морского дела, арктических исследований, с карт. В 1939 году остров Колчака, открытый экспедицией Толля, был переименован в остров Расторгуева, и первоначальное название вернулось только в 2005-м. Постепенно открываются и истинные исторические факты о личности Александра Колчака — не только белого адмирала, но и талантливого полярного исследователя.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше