Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в четвертый раз за девять месяцев посетил Москву. Его нынешний визит был приурочен к 25-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем. Юбилей пришелся на сложный период обострения конфликта на Ближнем Востоке, где позиции Москвы и Иерусалима совпадают далеко не всегда. Но, как неоднократно повторяли стороны, если лидеры уважают друг друга, они смогут договориться. Причем на русском языке, потому что многие члены израильской делегации знают его с рождения.
Судя по всему, в израильской делегации были уверены, что и в России многие говорят на иврите. А если нет, то и не надо. «Это касается чисто внутренних израильских политических вопросов», — объяснил свое молчание переводчик (им оказался министр по делам Иерусалима Зеэв Элькин). Минут пять премьер Израиля что-то увлеченно говорил, а синхронист безмолвствовал и даже не думал переводить.
«Нам интересно тоже», — не выдержал наконец Путин. Если в Израиле миллион русскоговорящих, то в России ивритом владеют немногие. «Когда этот миллион вернется назад, то будет больше», — пошутил российский лидер.
Нынешний визит Нетаньяху начался с взаимных комплиментов, которые с небывалым энтузиазмом рассыпали обе стороны. Премьер Израиля напомнил, что более миллиона его соотечественников говорят по-русски. Два министра, сопровождающие Нетаньяху в Кремле, говорили на русском с рождения. Остальные, кажется, тоже вполне его понимали. «Мы росли на русской поэзии, русской культуре, русской литературе, так что, я бы сказал, существует интуитивная связь между народами», — объяснял в интервью Михаилу Гусману Нетаньяху. И даже небывалый взлет в сфере инноваций и технологий он тоже отнес к заслугам выходцев из бывшего СССР.
И геополитические акценты израильский премьер расставлял так, чтобы было приятно. «Россия — мировая держава, Израиль — держава региональная, — рассуждал Нетаньяху. — Нам многое предстоит сделать вместе, чтобы мир стал более безопасным, а также, я надеюсь, более процветающим». И гостеприимно заметил: «Двери Израиля открыты для России, и двери России открыты Израилю».
Тем временем в Кремле пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объяснял частые визиты Нетаньяху тем, что у лидеров двух стран сложились доверительные отношения. Они не только слушают, но и слышат друг друга. «Вы знаете, что именно с Израилем первыми удалось наладить контакты по линии военных», — напомнил Песков. Да, Нетаньяху встречается с Путиным в разы чаще, чем с президентом США, но ни о каком соревновании речи не идет, пояснил представитель Кремля.
Еще больше стороны сблизил танк. Непосвященным история казалась запутанной: Москва передала Израилю боевую машину, подбитую в Сирии 30 лет назад во время первой Ливанской войны. Но через некоторое время все разъяснилось.
Современная израильская военная история знает не так уж много поражений. Но те, что были, воспринимались очень болезненно. Одно из них — бой у южноливанского местечка Султан-Яакуб, произошедший 11 июня 1982 года, в результате которого танк «Магах» и попал в руки сирийцев. В этом бою погибли 15 израильтян, шестеро пропали без вести. Было подбито десять израильских машин, четыре остались на контролируемой сирийцами территории. Вскоре сирийцы переправили захваченные танки в Дамаск, спустя несколько дней там приземлился советский транспортный самолет.
Так «Магах» попал в СССР, где, видимо, тщательно изучался. Вероятно, наибольший интерес представляла впервые примененная динамическая система защиты, способная взрываться навстречу летящему снаряду. Затем танк был передан в качестве экспоната в подмосковный Бронетанковый музей в Кубинке. И вот он возвращается в Израиль. За это Нетаньяху не уставал благодарить Путина. «Ведь у пропавших солдат нет могил, у их родителей нет места, куда они могли бы прийти, будет хотя бы танк», — объяснял он. А вместо «Магаха» подмосковный музей получит аналогичную модель.
Несмотря на обилие комплиментов и красивых жестов, Россия и Израиль во многих принципиальных вопросах не согласны. Например, Израиль был против соглашения по иранской ядерной программе и снятия санкций с Тегерана. А Москва всячески способствовала выходу Ирана из изоляции. Путин поддерживает Башара Асада, уверенного в том, что Голанские высоты — сирийская территория. Но Россия четко понимает интересы в сфере безопасности, не сомневаются в Израиле. И умеют договариваться с российским руководством. «Когда есть желание и ум — все можно решить», — уверен посол Израиля в России Цви Хейфец.
«Если российские самолеты залетали на нашу территорию, мы говорили: это вы чуточку не туда. Они разворачивались и улетали», — привел пример Хейфец, напоминая, что меры безопасности были разработаны еще в сентябре, когда Россия начала операцию в Сирии, поскольку обеим сторонам было важно, чтобы «не дай бог не произошло никаких инцидентов».
Один из вопросов, заданный лидерам на совместной пресс-конференции, касался отношений с Турцией. Израильский журналист поинтересовался мнением Путина о переговорном процессе между Иерусалимом и Анкарой. «Чем меньше будет проблем между государствами, тем лучше. Мы приветствуем этот процесс», — заметил глава российского государства. От высказываний о российском конфликте с Турцией он предпочел на этот раз воздержаться. Более того, даже сказал, что проект «Турецкий поток», как и «Южный», закрыт не окончательно. По его словам, «нам только нужна ясная позиция Еврокомиссии».
«А как вы относитесь к заявлению Польши отказаться от российского газа?» — спросили уже российские журналисты.
«А евреи тут при чем?» — удивился Путин. И тут же сам предложил вариант: «Кто-нибудь да купит! Может, израильтяне купят, и будут продавать этот газ Польше». Нетаньяху, услышав это, вежливо рассмеялся. Но предложил другой вариант.
Он пригласил российские компании к участию в тендерах на шельфе Израиля. Для этого нет никаких законодательных ограничений, подчеркнул Нетаньяху. Путин вспомнил, что уже существовал совместный проект доставки российского газа в Израиль. Но после того как там нашли свой газ, «проблема отпала». Однако сотрудничество возможно, уверены в Кремле. Теперь Россия намерена оснащать социальный транспорт в Израиле сжиженным газом. И если получится, внедрять эти технологии у себя.
Что касается непереведенных реплик, то это действительно были «чисто израильские политические вопросы». Израильский министр, видимо, не хотел ставить своего руководителя в неловкое положение. Потому что журналиста интересовала реакция Нетаньяху на информацию о том, что французский бизнесмен Арно Мимран пожертвовал крупную сумму на одну из его избирательных кампаний. И сделал это в нарушение законодательства. «Говорится о миллионе евро на кампанию 2009 года. Не миллион евро, не предвыборная кампания, не 2009 год», — ответил премьер.
Вечер он провел в обществе своей супруги и российского президента в ложе Большого театра.