Знаменитый китайский предприниматель, миллиардер мирового уровня Джек Ма — безусловный фаворит среди иностранных инвесторов, принявших участие в работе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Его лидерство только упрочилось после того, как стало известно, что площадку манкировал своим присутствием не менее известный в бизнес-кругах инноватор Илон Маск.
Естественно, Ма приехал не просто так — он привез в Россию не только желание сотрудничать, но и целую философию бизнеса, которую намерен воплотить в жизнь как в нашей стране, так и по всему миру. «Ленте.ру» удалось пообщаться с господином Ма и выяснить, чего же он хочет от партнеров в России.
Разруха — в головах!
«Когда я слышу плач и переживания насчет плохого состояния экономики, мне хочется сказать: думайте о клиентах, партнерах, ищите новых. Вот этим надо заниматься», — заметил Ма в ходе своего выступления в рамках ПМЭФ. И это отнюдь не пустые слова. За ними — двадцатилетний бэкграунд интернет-компании Alibaba, одного из лидеров мировой электронной коммерции. Сейчас всего 4,2 процента ее акций оценивается в 7,9 миллиарда долларов, и если верить рыночным котировкам — это далеко не предел. Хотя многие были бы рады и первоначальной сделке — выход Alibaba на рынок акций в сентябре 2015 года принес компании около 25 миллиардов долларов. Но для Ма, по его словам, деньги и их количество — второстепенный вопрос. Ему интересно совсем другое, а именно — сформировать на базе своей компании такую площадку, которая смогла бы стать средой для бизнеса по всему миру. С этой идеей он и приехал в Россию.
Но обо всем по порядку. Джек Ма (настоящее имя Ма Юнь) — китайский предприниматель, основатель и председатель совета директоров Alibaba Group. Компания владеет торговой площадкой для организаций Alibaba.com, кинокомпанией Alibaba Pictures, интернет-магазином AliExpress.com, платформой для онлайн-платежей Alipay. Но 20 лет назад на Ма работали всего три человека. Он испытывал все сложности, с которыми обычно сталкиваются начинающие бизнесмены, — отсутствие клиентов и денег. Ма даже тайно ненавидел основателя Microsoft Билла Гейтса за то, что тот раньше сумел использовать идею эксплуатации технологии для достижения успеха. Однако ненависть и зависть не могут быть фундаментом для построения чего-либо долговечного. К такой мысли 20 лет назад пришел и Джек Ма, сконцентрировавшись на своих тогда еще маленьких проблемах и начав развивать свой небольшой бизнес.
В результате у него сформировалась система, которую он экстраполировал не только на собственный бизнес, но и вообще на предпринимательское сообщество. Причем ставку Ма решил делать на малый и средний бизнес, на котором держится экономика всех развитых стран. Концепция достаточно проста: дать предпринимателям площадку, облегчающую коммуникацию с клиентом (маркетинг, взаиморасчеты и так далее), и логистику. И тем самым вывести малые предприятия из своей локальной среды обитания в общемировую торговлю. Это позволило бы небольшим компаниям экономить на затратах, одновременно развивая свой бизнес. Со временем Alibaba превратилась именно в такую площадку. Ма сам видит, как его идея дает всходы. В качестве примера он приводит опыт одного предпринимателя из Бразилии. Благодаря сотрудничеству с Alibaba он теперь поставляет свою продукцию не только на внутренний рынок, но и в другие страны мира. В частности, в Новую Зеландию. Бизнес растет, количество сотрудников увеличилось с нескольких человек до сотни.
Новый Шелковый путь
Что касается России, то основной ее экономической проблемой Ма считает недостаточное количество малых и средних предприятий. Он видит, что российские власти заинтересованы в том, чтобы малый бизнес развивался. И это в интервью «Ленте.ру» подтвердил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, отметивший более высокое качество отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами.
По мнению Джека Ма, именно сейчас у российского бизнеса есть хорошая возможность получить новый импульс для развития. Он приводит такой довод: в кризис крупные компании распадаются на более мелкие, и это создает дополнительные возможности для их окружения. Основным же драйвером роста Ма считает желание переориентироваться с сырьевой модели на технологичную. Благо, предпосылки для этого есть. Но благоприятный момент может быть упущен. Хотя будущее все равно за новыми технологиями — искусственным интеллектом, биотехнологиями, технологиями хранения больших массивов данных. Alibaba же, стремящаяся быть не просто компанией, а площадкой для построения бизнес-среды, может, по мнению ее основателя, сильно облегчить российским предпринимателям этот процесс. Стать чем-то вроде евро, который в свое время сумел объединить экономику Европы.
Однако без участия государства качественный скачок вряд ли возможен. Понимая это, Ма постоянно проводит переговоры с правительствами разных стран, включая Россию. В прошлом году, по его словам, он контактировал с 22 тысячами правительственных структур по всему миру. Но эти контакты он не идеализирует. «Моя философия такова: влюбляйтесь в правительство, но не выходите за него замуж», — говорит он. Своей основной задачей по линии GR предприниматель считает объяснение правительственным структурам нужности такой интеграционной структуры, как Alibaba, для формирования благоприятного бизнес-климата в их странах. Управляя государством на протяжении многих лет, чиновники обрастают определенными стереотипами, не позволяющими быстро осознать возникновение новой бизнес-реальности, новые вызовы. При этом китайскому миллиардеру не нравится американская модель успеха, когда крупные компании снимают все сливки с рынка, на который они заходят. Ма предпочитает, чтобы иностранные предприниматели достигали успеха вместе с отечественными.
Отвечая на вопрос «Ленты.ру», Джек Ма с уверенностью сказал, что видит потенциал у российского бизнеса, в случае если будут развиваться малые и средние предприятия. Например, в сфере туризма или производства локальных продуктов. Однако для этого надо формировать логистическую инфраструктуру, осваивать новые технологии ведения бизнеса, создавать новые товары и услуги, ориентированные не только на местные нужды, но и на экспорт. В этом, по мнению Ма, очень могут помочь зоны свободной торговли. Но они должны ориентироваться не только на крупный бизнес, как сейчас, а еще и на малые и средние предприятия.
Если все эти процессы пойдут хорошо, то Россия, полагает Ма, сможет не просто улучшить свое собственное экономическое состояние, но и стать востребованным коридором для товаров из Юго-Восточной Азии в Европу. Alibaba планирует помогать этому и в России, и на своей исторической родине. «Мы разговариваем с русскими бизнесменами о том, чтобы интегрировать бизнес в мировую торговлю. Например, мы откроем для этого специальный раздел на площадке tmall.com», — говорит Ма.
Миллиардер поневоле
В своих же личных мечтах китайский миллиардер достаточно скромен. По его словам, успех в бизнесе, в первую очередь, возложил на него серьезную ответственность за людей, с которыми он работает. И хотя лично он не хотел бы уже больше работать, а с удовольствием отдохнул бы в какой-нибудь приятной стране, но сам себе он уже не принадлежит. Поэтому уходить из управления не планирует. Он не может и не хочет подвести своих партнеров. В том числе малых предпринимателей — партнеров Alibaba, за которых бизнесмен чувствует личную ответственность.
«Двадцать лет назад я очень хотел быть богатым, а теперь уже нет. Потому что чем больше денег, тем больше ответственности. Я хочу быть обычным человеком. Это гораздо интереснее», — говорит миллиардер. «Самая крупная моя ошибка, которую я совершил, — это то, что я создал Alibaba. Я не думал, что это так изменит мою жизнь. Я просто пытался создать небольшую компанию, чтобы заработать, — рассказывает Ма. — Но она стала такой крупной, что моя ответственность очень сильно возросла, и моя жизнь очень усложнилась. Если у меня будет следующая, то я уже не захочу в ней заниматься бизнесом».