Один из немногих сегментов рынка, демонстрирующих рост в кризис, — это товары и услуги для детей, ведь на них экономят в последнюю очередь. Но семейный бизнес в России имеет свою специфику. О том, какие уроки нужно усвоить стартапу, планирующему освоить этот непростой рынок, «Ленте.ру» рассказала создательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова.
Четко следуйте своей концепции
Если вы работаете для детей, всегда надо думать не только о детях, но и об их родителях. Товар или услуга, которую вы предлагаете, должна нравиться и тем, и другим. Ведь потребители — дети, а покупатели — родители. Мы в «АндерСоне» всегда придерживались выбранной концепции: наше кафе должно быть местом для детей, поэтому здесь можно играть, шуметь и, ведь для детей это нормально. Кому-то из гостей такое положение вещей может не нравиться, значит, это не наши гости. Придерживаясь такой концепции, мы ничего не потеряли, а даже приобрели: мы развиваемся, наша сеть кафе растет.
Боритесь с наследием страны Советов
За семь лет работы мы заметили одну забавную черту, присущую родителям в возрасте около 40. Они привыкли к тому, что в СССР все детские товары дотировались государством и поэтому стоили недорого. Во всем мире ситуация всегда была противоположной: детские вещи, услуги для детей всегда стоили дороже, потому что требовали более тщательной проработки и более качественного сырья. В рецептах нашей кондитерки нет никаких ингредиентов которые даже теоретически могут принести вред ребенку. Срок хранения десертов максимум 72 часа, а чаще всего — 48. И это нужно объяснять родителям. Качество и безопасность - очень затратные статьи.
Работаешь для детей — люби то, что нравится детям
С годами мы выработали одно очень полезное правило: мы не берем на работу тех, кто не любит детей и не ест сладкого. Если человек не любит детей, работать с детьми ему будет невозможно. Мы не берем в «АндерСон» и тех, кто не любит сладкого. Если человек не любит и не ценит то, что предлагает посетителям, как он сможет работать?
И это, конечно, не все: набирая в штат людей, мы привлекаем психологов, ведь наш персонал должен контактировать с детьми и ни в коем случае не должен вызывать у маленьких посетителей отрицательных эмоций. Главное в бизнесе kids&family — это команда. О том, как построить такую команду, я буду говорить на конференции «Start Track Day: Дети» для инвесторов и предпринимателей, которая состоится 2 июля на площадке ФРИИ Сити Холл. По моим личным наблюдениям, если изначально команда «заточена» только на то, чтобы создать и продать бизнес, у нее вряд ли что-то получится. Дети сразу чувствуют фальшь. Чтобы сделать и вырастить бизнес, особенно в этой нише, в проект надо вкладываться по полной.
Думайте о локации, она должна быть в первую очередь удобной для семьи
Для бизнеса в формате kids&family очень важна локация. Детям и их родителям в детском кафе или магазине должно быть очень удобно. Мы, к примеру, до недавнего времени старались избегать соседства магазинов-дискаунтеров и шумных торговых центров. Но сейчас мы изменили наши требования. Мы понимаем, что главное для семейного кафе — это расположение вблизи или внутри жилых массивов. В «АндерСон» многие ходят каждый день, современная семья меняется: активно проводить время с детьми в последнее время стало даже модно.
Объединяйтесь и создавайте тренды вместе
Москва постепенно становится городом дружелюбным к детям. И работа в бизнесе kids&family приучила нас следить за всеми проектами и начинаниями, делающими наш город более удобным для маленьких жителей. Например, не так давно бэби-клуб создал движение Kid Friendly, в котором может принять участие любая организация: сделать свое заведение более удобным для детей, дать возможность воспользоваться туалетом или просто предложить стакан воды. И мы поддерживаем такую инициативу.
Мы проводим очень много мероприятий совместно с самыми разными партнерами: начиная от мирового бренда игрушек Хасбро и заканчивая Московским Планетарием. В объединении сила, которая двигает рынок.
Проверка рублем
Я считаю, прежде чем привлекать инвестиции, идеологи проекта должны вложить в него свои собственные средства — личные или заемные. Об этом я тоже буду говорить на конференции «Start Track Day: Дети». Они должны нести финансовую ответственность за свою идею. Также для проектов важно иметь внятную стратегию развития и тиражирования. Инвестор должен понять, что идея способна не только быть прибыльной в формате одной точки, но и иметь потенциал для роста . Если у стартапа нет стратегии и тактики развития, инвестор будет уверен, что прибыли не получит. Ну и соответственно, прежде чем вкладывать в средства в тот или иной проект после изучения самых благоприятных прогнозов о развитии рынка товаров и услуг для детей, инвесторы должны познакомиться с командой, оценить ее работоспособность, понять, как именно бизнес собирается извлекать прибыль, а команда должна продемонстрировать ощутимые результаты своей работы.