В первых числах июля оппозиционные партии либерального толка проведут свои съезды. Политики настроены более чем оптимистично, хотя уровень их поддержки со стороны избирателей пока вызывает сомнение, а внутренние распри мешают сконцентрироваться на предвыборной борьбе. «Лента.ру» проанализировала положение дел и изучила основные подводные камни, о которые могут разбиться оппозиционные надежды.
Ссора с соратниками
«Моя оценка: никакого кризиса нет, я руковожу партией и знаю, что в ней происходит», — заявил на пресс-конференции 21 июня лидер ПАРНАС Михаил Касьянов. Перед журналистами он излучал оптимизм, уверяя, что его сторонники к серьезной борьбе готовы.
По его словам, Демократическая коалиция, которая планировала собраться в единый антикремлевский фронт и выставить своих кандидатов по спискам ПАРНАС, живет и здравствует: за вычетом нескольких человек все кандидаты включены в предвыборный список. «Поэтому никакого кризиса у нас нет», — заверил Касьянов.
Но на деле все выглядит не так гладко. Более года назад ПАРНАС и незарегистрированная «Партия прогресса» Алексея Навального собрались вместе формировать предвыборные списки, в том числе для сентябрьского голосования, К объединению присоединились также «Демократический выбор» во главе с Владимиром Миловым и не имеющие официальной регистрации «Партия 5 декабря» и Либертарианская партия.
Но, пожалуй, самые весомые и яркие фигуры из общего фронта успели последовательно выпасть по мере приближения избирательной кампании. В апреле Навальный коалицию покинул. После Касьянов замечал, что всего коалиция лишилась пятерых человек из «Партии прогресса». Не досчитались также Милова и зампреда ПАРНАС Ильи Яшина, вышедших из участия в коалиционных праймериз. Конфликт с Яшиным тоже не добавил очков партии, особенно на фоне ухода ее сооснователя Владимира Рыжкова.
Суета со списками
Касьянов рассказывал, что ПАРНАС намерен сформировать список примерно из 250 человек, пока в документе фигурирует 290 фамилий. Но те, кто с высокой вероятностью может занять в нем первые строчки, уже вызывают у либерально настроенной публики вопросы.
Так, занявший второе место саратовский блогер Владимир Мальцев известен своими националистическими высказываниями, а активист петербургского отделения партии Андрей Пивоваров осужден по коррупционной статье. Наконец, всерьез обсуждается и выдвижение находящегося в СИЗО националиста Александра Белова (Поткина), который также занял высокое место на праймериз.
Список основывается на результатах предварительного голосования, прерванного из-за утечки данных. «Фактически, проект нашего списка формируется в соответствии с итогами праймериз, которые состоялись 28-29 мая», — говорил Касьянов.
Сбой с голосованием
Сами праймериз, однако, тоже оказались проблемными. Мало того, что информация об избирателях утекла в сеть, безальтернативное первое место Михаила Касьянова выглядит сомнительным.
Остроты добавил секс-скандал с участием лидера ПАРНАС и его соратницы Натальи Пелевиной. Она тоже время от времени возникала на почетных местах в перечнях кандидатов, хотя подлинность гуляющих по сети списков вызывала сомнения. Союзники по либеральному крылу требовали отобрать у Касьянова привилегию занимать первое место, но понимания не нашли.
В результате незадавшееся голосование обернулось одним из наиболее увесистых камней, тянущих оппозицию на дно.
В докладе о процедурах предварительного отбора кандидатов эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина признавали, что наиболее массово такое голосование проводит «Единая Россия», с прошлого года пытается широко применять Демократическая коалиция, а в этом году опробовал «Альянс зеленых».
«При этом в случае с ПАРНАС именно конфликт по степени влияния результатов праймериз на лидерство в партийном списке стал катализатором фактического распада Демократической коалиции уже в ходе кампании по проведению предварительного голосования», — отмечалось в докладе КГИ.
Спорная программа
Из-за неудачи предварительного голосования сорвался съезд партии, назначенный на 18 июня. Официально было объявлено о переносе съезда на 2 июля в связи с нехваткой времени на его подготовку, но гораздо больше признаков указывает на внутрипартийные разногласия. «Вся беда в том, что мы чуть ли не единственная партия, которая подходит к съезду в состоянии раскола», — признавал член бюро ПАРНАС Вадим Прохоров.
Учитывая назревшие противоречия, вполне может случиться так, что раскол даст о себе знать во время голосования по неоднозначному списку кандидатов. Большинство Касьянова в партии весьма неустойчиво, и его оппоненты вполне способны заблокировать принятие списка.
Но главное препятствие на пути к сильному результату — не в процедурных моментах, а идеологических. Наряду с «дежурными» демократическими тезисами — незыблемость частной собственности, защита бизнеса — соратники Касьянова и он сам высказывают гораздо более неоднозначные месседжи. К примеру, лидер ПАРНАС намерен плотно сотрудничать с НАТО и вернуть Крым Украине.
Призрачные проценты
«Наши шансы, конечно, больше, чем пять процентов — это однозначно», — уверен, тем не менее, Касьянов. Однако его электоральная история не дает основания для такого оптимизма. На прошлогодних местных выборах в Костромской области Демкоалиция во главе с Касьяновым и теперь уже покинувшим ее Навальным показала результат примерно на уровне одного процента голосов.
Свежие опросы ВЦИОМ свидетельствуют, что по состоянию на 19 июня за ЕР готовы проголосовать чуть более 43 процентов избирателей, еще 9,5 процентов собираются отдать голоса за КПРФ. На 11,4 процента может рассчитывать ЛДПР и на 6,9 процентов — партия «Справедливая Россия». Желающих проголосовать за другие партий набирается всего 4,2 процента.
Сценарии спасения
Как представителям Демократической коалиции — действительным или бывшим — избежать провала? Самый простой вариант — оказаться снятыми с предвыборной гонки и заявить, что власти отстранили партию из страха конкуренции. В таком случае цифр, характеризующих реальную электоральную поддержку, в публичном поле так и не возникнет. А значит, можно будет рассказывать даже не о пяти процентах, а о любом количестве лояльных избирателей.
Однако для снятия с выборов на этот раз нужно крепко постараться, солидарны эксперты. Назначение главой Центризбиркома Эллы Памфиловой и ее действия на этом посту говорит о том, что демократическим партиям едва ли откажут в регистрации. То есть для того, чтобы вылететь из гонки, остаются лишь по-настоящему экстремальные сценарии вроде подачи заведомо ложных документов или экстремистских заявлений со стороны активистов.
Но едва ли после череды скандалов оппозиция решится на политический самострел, а потому уже к сентябрю разница между ожиданиями демократов и действительной поддержкой избирателей, скорее всего, станет очевидной.