Системный сдвиг

Какой эффект дало введение ЕГАИС в стране

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на всей цепочке — от производства до продажи алкогольной продукции конечному потребителю — завершено. Это позволит не только увеличить собираемость акцизов и усилить контроль на алкогольном рынке, но и защитить потребителей от некачественных напитков.

1 июля завершился последний этап введения ЕГАИС, созданной для учета объема производства и оборота алкогольной продукции, — система должна заработать в розничном сегменте. Теперь продажи спиртного должны фиксироваться во всех заведениях и магазинах, кроме предприятий общественного питания.

Подключение к системе производителей крепкого алкоголя произошло в 2006 году, тогда же к ней были подключены импортеры. Но десять лет назад введение системы в эксплуатацию вызвало некоторые осложнения: ряд ликеро-водочных предприятий не успели приобрести необходимое технологическое оборудование, а программное обеспечение давало сбои.

С тех пор уровень технологий и ПО вырос, да и интернет уже давно не роскошь даже в небольших магазинах — у многих стоят терминалы для обслуживания платежных пластиковых карт. Поэтому подключение розницы прошло безболезненно. Точно так же безболезненно подключились к системе в начале года оптовики. Так что техническое решение ЕГАИС уже полностью протестировано и работает на всех этапах поступления алкоголя на полки магазинов.

Технический аспект

По данным Росалкогольрегулирования (РАР), выступающего оператором системы, на начало июня в систему ЕГАИС передают сведения все 1493 оптовые организации, имеющие лицензию на торговлю алкоголем. Сегодня в ЕГАИС поступают сведения от 210,2 тысячи розничных торговых точек, на которые приходится 99 процентов от общего объема розничных продаж (всего в стране действует почти 220,4 тысячи предприятий с лицензией на розничную реализацию алкоголя).

В целом, как указывают в РАРе, с начала этого года по 27 июня включительно в систему поступило более 450 миллионов документов, подтверждающих факты оборота алкогольной продукции; система работает без нареканий.

20 апреля завершился тестовый период работы ЕГАИС в розничном звене. Подключиться к ЕГАИС легко, однако процесс отладки занимает несколько дней, поэтому розничным продавцам необходимо начать передавать в ЕГАИС данные о продаже маркируемой алкогольной продукции не позднее 25 июня 2016 года.

С нагрузкой РАР справляется: на текущий момент служба располагает основным и резервным каналами пропускной способностью по 500 мегабит в секунду каждый. Но даже при полной загрузке ЕГАИС максимальный сетевой трафик составляет 300 мегабит в секунду, сообщили «Ленте.ру» в ведомстве.

Максимальный объем, необходимый для хранения данных в системе на протяжении пяти лет, составляет 400 терабайт, но уже сейчас РАР располагает системой хранения мощностью 600 терабайт. Кроме того, для гарантии стабильного технического решения на базе ФГУП «Гознак» создан резервный центр обработки данных.

Выполнение задач

По замыслу идеологов внедрения системы, она должна располагать полной информацией о производстве, поставке, закупке и розничной продаже конкретной единицы алкогольной продукции, а также обеспечивать прозрачность всего технологического процесса — от производства конкретной бутылки до реализации ее потребителю.

Система учета и контроля алкоголя уже стала важным источником наполняемости бюджета страны. По разным экспертным оценкам, российский рынок на 30-50 процентов состоит из нелегального алкоголя, из-за чего бюджеты всех уровней недополучают от 90 до 200 миллиардов рублей.

ЕГАИС же позволяет сократить нелегальный рынок алкоголя, вывести неучтенную продукцию в легальный сектор. Согласно данным деклараций, уже в 2015 году наблюдался рост производства алкогольной продукции (без учета пива и пивных напитков) на 6,3 процента по сравнению с 2014 годом. В первые пять месяцев 2016 года рост продолжился: по данным ЕГАИС, в январе-мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство спирта этилового выросло на 17,1 процента; алкогольной продукции свыше 9 процентов крепости — на 14,2 процента; водки — на 12,3; коньяка — на 14,6; винодельческой продукции — на 12,8 процента.

Министр финансов Антон Силуанов неоднократно докладывал о росте сбора акцизов на крепкий алкоголь, пишут «Ведомости». По словам Силуанова, после снижения в течение нескольких лет поступлений акцизов по крепкому алкоголю они наконец начали расти. Сумма начисленных акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за январь-май 2016 года выросла почти на 50 процентов — до 161,9 миллиарда рублей, а рост сбора акцизов только по крепкому алкоголю за этот период составил почти 38 процентов к уровню прошлого года. Рост связан с «обелением» рынка: повлияли контрольные мероприятия и повсеместное внедрение ЕГАИС, пишут «Ведомости».

Об эффективности системы можно судить и по данным от оптовиков и крупных сетей, которые заранее, не дожидаясь начала года, подключились к ЕГАИС. Так, за 2015 год удалось уменьшить разницу между объемом произведенной и поступившей на рынок водки. Если в 2014 году разница составляла 22 процента, в 2015 году это расхождение сократилось до 7,2 процента, а после 1 июля 2016 года, когда фиксировать в ЕГАИС каждую проданную бутылку будут все магазины, эта разница уменьшится до нуля, так как в легальной рознице сможет продаваться только легальный алкоголь.

Это значит, что система позволит защитить потребителя от приобретения контрафакта. Речь идет не только о легальности выпуска продукции, но и о ее качестве: покупатели алкоголя в магазинах, подключенных к ЕГАИС, смогут на 100 процентов быть уверенными в безопасности предлагаемого товара.

Каждый потребитель сможет лично проверить подлинность купленного алкоголя. Каждая бутылка имеет уникальный код, подтверждающий факт легальной продажи в розницу. При покупке гражданам на руки будет выдаваться чек с QR-кодом, по которому на сайте РАР можно проверить, зафиксирована ли покупка, и убедиться в подлинности приобретенной бутылки алкоголя. Также по данному коду можно отследить законность продажи спиртного напитка на всем пути — от производителя к магазину или кафе.

«Внедрение ЕГАИС однозначно серьезным образом отразится на положении дел в розничной торговле алкоголем — будет нанесен серьезный удар по производителям и продавцам контрафактной продукции», — считает Светлана Бурцева, председатель Люберецкой коллегии адвокатов. По ее мнению, наряду с прочими инициативами законодателей в области регулирования внедрение ЕГАИС приведет к сокращению доступности нелегального алкоголя для населения.

Дальше — меньше

Задачи, декларируемые правительством по регулированию рынка, не ограничиваются введением ЕГИАС. В ноябре прошлого года правительство приняло целую дорожную карту, основной целью которой стало качественное изменение ситуации на алкогольном рынке в целом и повышение эффективности госрегулирования.

Еще одна задача государственной политики — снижение потребления крепких напитков. Для этого в начале 2010 года правительство утвердило концепцию по деалкоголизации населения. По словам главы Межведомственной группы по регулированию потребления алкоголя, вице-премьера Александра Хлопонина, концепция призвана снизить потребление алкоголя к 2020 году на 55 процентов — до 10 литров чистого алкоголя на душу населения.

По данным Минздрава, к 2014 году потребление снизилось с 14,3 до 11,4 литра, то есть на 20,3 процента. Впрочем, статистика составляется на основе данных официального производства и не учитывает псевдопарфюмерную, медицинскую и теневую продукцию. Аналитики считают, что информация у государства крайне недостоверна — специалисты просто не знают реальных цифр выпитого населением алкоголя.

Но эффективность госрегулирования на рынке растет и будет расти в дальнейшем. Например, дорожная карта предлагает установить в законе ответственность за реализацию суррогатного алкоголя и незаконную продажу алкоголя через интернет. А медицинский спирт и спиртосодержащие лекарства будут учитываться наравне с пищевым как в производстве, так и в обороте — соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму во втором квартале 2016 года. В числе мер, предусмотренных документом, — запрет на продажу «сухого алкоголя», а вот условия работы виноградарей, наоборот, значительно упростят.