По итогам предвыборного съезда «Единая Россия» выставила в одномандатных округах только 207 кандидатов, оставив таким образом 18 округов «незакрытыми». Это фактически подтверждает, что соглашения о разделе округов, анонсированные в феврале руководством крупнейших политических партий (прежде всего ― ЕР) все-таки будут реализованы. Однако жизнь внесла некоторые коррективы в первоначальные договоренности. Какие именно ― разбиралась «Лента.ру».
Для кого освободили округа
Чтобы понять, для кого именно «Единая Россия» освободила округа, в ряде случаев достаточно посмотреть, какие сильные кандидаты там выдвигаются и от какой партии. Больше всего «льготных» округов, судя по всему, получает «Справедливая Россия». Конкурентов от ЕР не будет у действующих депутатов от СР Галины Хованской (Ленинградский округ Москвы), Анатолия Аксакова (Канашский округ Чувашии), Михаила Емельянова (Нижнедонской округ Ростовской области), Федота Тумусова (Якутия), Анатолия Грешневикова (Ростовский округ Ярославской области), Леонида Левина (Лермонтовский округ Пензенской области), Елены Драпеко (Северо-Восточный округ Санкт-Петербурга). Сюрприза тут нет ― руководство СР не отрицало факт договоренностей с ЕР, об этом лидер партии Сергей Миронов говорил «Ленте.ру» в интервью еще в марте.
В ЛДПР такими «привилегированными» кандидатами стали депутаты Сергей Фургал (Комсомольский округ Хабаровского края), Алексей Диденко (Томский округ Томской области), Иван Абрамов (Амурская область), Сергей Жигарев и региональный политик Василина Кулиева (Даурский округ Забайкалья).
Чуть сложнее ситуация с кандидатами от КПРФ. Официально лидер компартии Геннадий Зюганов отказался от всяких договоренностей, а по итогам предвыборного съезда коммунисты выдвинули одномандатников во всех 225 округах. И все же несколько сильных «красных» депутатов получили округа без конкурентов-единороссов. Это Владимир Бортко (Центральный округ Санкт-Петербурга), Николай Харитонов (Армавирский округ Краснодарского края) и Олег Смолин (Москаленский округ Омской области).
Кому выгодно?
По словам директора по исследованиям фонда ИСЭПИ Александра Пожалова, практически во всех случаях округа без кандидатов от ЕР ― это де-факто коалиции в пользу сильных. Партия власти таким образом не препятствует прохождению в Госдуму влиятельных и популярных кандидатов, многие из которых, например Галина Хованская, Олег Смолин, Анатолий Аксаков, давно работали и побеждали на выборах на своих территориях. Кроме того, они известны как первоклассные специалисты по своей тематике: Хованская ― в области ЖКХ, Смолин ― в сфере образования, Аксаков ― экономики. А актриса Елена Драпеко, незабываемая Лиза из всенародно любимого фильма «А зори здесь тихие», просто очень популярна у избирателей.
«У Елены Драпеко в Петербурге популярность выше, чем даже у лидера партии Сергея Миронова, ― поясняет Александр Пожалов. ― Высок рейтинг в городе и у Владимира Бортко, хотя в целом у коммунистов там не самые сильные позиции. Жигарева считают близким к вице-премьеру Дмитрию Рогозину, и у него достаточно ресурсов для проведения кампании. Анатолий Аксаков рассматривался как серьезный потенциальный соперник на выборах главы Чувашии, но перед этим был назначен главой комитета ГД по экономполитике и не стал участвовать в выборах. Абрамову на выборах губернатора Амурской области не хватило немного голосов для того, чтобы вывести соперника во второй тур, и за прошедший год "Единая Россия" так и не подобрала для него в регионе сильного оппонента».
Впрочем, многие кандидаты из согласованных округов ― не известные лидеры общественного мнения, а скорее фигуры, важные для партийного руководства в качестве аппаратных величин. «Неправильно считать, что они сильно нужны “Единой России”, просто это люди, ценные для своих партий, и их партийные начальники боролись за то, чтобы те стали кандидатами», ― объяснил «Ленте.ру» директор Института избирательных технологий Евгений Сучков.
Александр Пожалов из ИСЭПИ также отмечает, что дорогу оппозиции ЕР освободила там, где у нее не было сопоставимого кандидата, либо не было консенсуса региональных элит по поводу того, кто должен идти на выборы от партии власти. Также единороссы действовали с оглядкой на итоги своих праймериз. «Например, в Ростовском округе Ярославской области, в который входит город Рыбинск, победа на праймериз Ильи Осипова была не очень убедительной, и несмотря на сопротивление ярославского отделения ЕР, решение было принято в пользу заключения коалиции с Грешневиковым, уже хорошо знающим эту территорию. В Хабаровском крае по округу, отданному главе комитета по здравоохранению Сергею Фургалу из ЛДПР, много лет работающему в регионе, победитель праймериз ЕР набрал лишь 35 процентов», — говорит эксперт.
Помогли за все хорошее
Первоначально соглашения о разделе округов предусматривали участие в них только парламентских партий. Однако теперь ясно, что уступки были сделаны еще и как минимум двум непарламентским. Это касается двух округов, где на предвыборный ринг не выходят единороссы: Нефтекамский округ Башкирии ― там баллотируется лидер «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов, и Аннинский округ Воронежской области, где переизбирается лидер партии «Родина» Алексей Журавлев. Последний в настоящее время входит в думскую фракцию ЕР (прошел в 2011 году по спискам партии власти через праймериз ОНФ).
Шайхутдинову и Журавлеву создали благоприятные условия, потому что они работают на существующую политическую систему, объясняет руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. «Для сохранения этих партий важно, чтобы их руководители имели статус депутатов Госдумы, в то время как шансы преодоления самими партиями пятипроцентного барьера неочевидны», ― говорит он.
Оба политика помогли власти тем, что направили возглавляемые ими партии в нужном направлении. «Шайхутдинов, уже успевший поработать на Охотном Ряду, сохранил и переориентировал “Гражданскую платформу”, очистив ее от несистемных [оппозиционеров]. Теперь это либерал-патриоты, альтернатива либералам-западникам. Журавлев не допустил маргинализации “Родины”, которую многие хотели увести в сторону радикального национал-патриотизма. Партия тесно сотрудничает с Общероссийским народным фронтом (ОНФ)», — говорит эксперт.
Кроме того, Воронежская область — один из опорных регионов партии «Родина». Именно по Аннинскому округу еще с 1997 года избирался одномандатником основатель партии, вице-премьер Дмитрий Рогозин. А для Журавлева это и подавно родной регион.
Однако далеко не всем представителям непарламентских партий так повезло. Например, лидер «Патриотов России» Геннадий Семигин будет баллотироваться по Дивногорскому одномандатному округу (Красноярский край), сообщили «Ленте.ру» в партии. Там от правящей партии выдвинулся заместитель председателя краевого правительства Виктор Зубарев.
В долгу не остались
В отличие от ЕР, парламентские партии ― КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» ― выставили кандидатов во всех без исключения одномандатных округах. Хотя это не значит, что переговоры о разделе части округов провалились, уверены политологи. По словам директора Института избирательных технологий Евгения Сучкова, парламентские партии во многих округах выдвинули заведомо непроходных или слабых кандидатов.
Партиям нужно мобилизовать на выборы сторонников, активистов, членов региональных отделений, обкатать в «боевых условиях» молодых политиков. Поэтому отказаться от выдвижения во всех «безнадежных» округах было бы неправильно. Такого же мнения придерживается политолог Евгений Минченко: «В ряде округов, где у “Единой России” есть сильные кандидаты, участие других парламентских партий будет скорее факультативным, ориентированным больше не на победу, а на продвижение партийного бренда».
По оценкам Евгения Сучкова, в «Единой России» порядка 180 одномандатников имеют хорошие шансы на победу. В КПРФ — 25-40. У справороссов ― не более 15 перспективных выдвиженцев по округам, у ЛДПР — не более десятка.
Еще не все предрешено
Означает ли все это, что округа расписаны заранее и особой конкурентной борьбы не предвидится? Отнюдь нет. Коалиционным кандидатам не стоит расслабляться, потому что отсутствие единоросса в округе не обеспечивает им автоматом победу, скорее ставит в условия жесткой конкуренции по отношению к другим участникам гонки.
Воспользоваться этим собираются, в частности, коммунисты. Источник «Ленты.ру» в ЦК КПРФ утверждает, что компартия планирует ударно выступить в таких округах, которые де-факто отданы на откуп эсерам и либерал-демократам. Поскольку компартия в пакетных переговорах якобы не участвовала, то и моральных обязательств расчищать конкурентам округа у нее нет.
На выборах в Мосгордуму уже были прецеденты, когда именно отсутствие единороссов позволило коммунистам выиграть округа, согласованные для других кандидатов. Так, в Таганском округе Илья Свиридов (СР), а в Отрадном Андрей Бабушкин («Яблоко») проиграли коммунистам, хотя ЕР выставила там откровенно слабых конкурентов, почти не участвовавших в кампании.
То есть высоки шансы, что именно те округа, которые сейчас называют согласованными, станут местом проведения самых ярких и боевых избирательных кампаний. Это 18 интересных сюжетов, за которыми стоит понаблюдать.