Бизнес по своим базовым характеристикам не должен быть экстремальным, и на пути к своей цели важно сохранять внимательность к деталям. Именно такими принципами руководствуется в делах Андрей Биржин, основатель группы компаний «Глоракс Груп». В интервью «Ленте.ру» предприниматель рассказал о том, какие идеи наиболее востребованы сегодня на рынке и легко ли привлечь иностранные инвестиции.
«Лента.ру»: Почему в свое время решили выйти из девелоперской компании «Текта Груп», сооснователем которой являетесь, и взялись за новый проект?
Биржин: Если бы я хотел заниматься исключительно этим сегментом, возможно, продолжал бы работать под брендом с 15-летней историей. Но мне интересны и другие рынки, не связанные с недвижимостью. Поэтому возникновение «Глоракс Груп» — это логичный шаг. Давайте назовем его эволюцией бизнес-интересов.
Компания, приступив к строительству в Санкт-Петербурге, взяла обязательства по чужим долгостроям. Это соотносится с бизнес-моделью или тут больше социальная ответственность?
Компания «Глоракс Девелопмент» (входит в структуру «Глоракс Груп» — прим. «Ленты.ру») взяла на себя три недостроя. Это 285 обманутых дольщиков. То есть около 20 процентов всех петербургских дольщиков, в отношении которых застройщики не выполнили своих обязательств. Поэтому да, это именно социальная история. Послушайте, люди ждут свое жилье второй десяток лет. Это проблема, которую можно решить, — у нас есть финансовые возможности и опыт. Первые квартиры будут уже в 2018 году. Реальные квадратные метры, не на чертежах и не на словах.
По какому принципу и в каком формате компании собраны в группу? Насколько «голова» погружена в стратегическое и оперативное управление?
Изначально создавался фонд прямых инвестиций, но в итоге мы пришли к формату группы компаний. Фонд — одна из ее составляющих. В пределах группы создана инфраструктура, позволяющая координировать различные бизнесы. Мы определили круг интересов по направлениям: энергетика, девелопмент, инфраструктура, гостиничный бизнес, Info-tech. Фонд работает исключительно по этим направлениям — консолидирует бизнесы под ними.
Мы приобретаем доли компаний в соответствующих отраслях. Это может быть как стартап, так и существующий бизнес. Инвестируем и занимаемся управлением процесса, ведем всю цепочку: от идеи до создания продукта и далее от продукта до потребителя.
Но самая большая ценность и основа основ — это профессиональная и креативная команда. Компетентные, бодрые и амбициозные люди с горящими глазами. Лев Николаевич говорил, что сила войска зависит от его духа. Дух «Глоракс Груп» — это наши люди.
Развиваетесь в основном за счет собственного капитала или с привлечением сторонних инвестиций?
Мы вкладываем собственные средства и привлекаем партнеров. Механизмы соинвестирования помогают снизить риски, это общепринятая практика. Например, к проекту по освоению намывных территорий на Васильевском острове мы привлекли стороннюю инвестиционную компанию.
Нужно отметить, что в этом масштабном проекте сходятся два направления группы — девелопмент и гостиничный бизнес. Мы будем возводить квартал жилых, коммерческих и общественных объектов на 15 гектаров, часть площадей задействуем под строительство гостиничного комплекса.
Ранее вы планировали инвестировать в создание международной гостиничной сети. Концепция изменилась?
Нет, от идеи мы не отказались. Европейские и азиатские направления по-прежнему привлекательны. Но мы не пучок частиц в вакуумной камере, мы живем в общемировом контексте, учитываем экономические и политические тенденции. С оглядкой на них и выстраиваем гибкий и адаптивный бизнес. На сегодняшний день курс валюты, санкции, волатильность рынков ориентируют нас на внутрироссийский периметр. Помимо Петербурга, планируем строительство апарт-отелей в Подмосковье, объем стартовых инвестиций по обоим проектам может составить 12-15 миллиардов рублей.
Дальше будем оценивать перспективность других регионов. Статистика показывает, что заметно увеличиваются турпотоки из Азии. В нашу страну весьма активно едут, например, китайские туристы. Вот будем гостей из КНР встречать в родных широтах.
Мы, безусловно, продолжаем изучать и западные рынки. Как изучаем любой сегмент, прежде чем вложиться в него. Но пока предложений, устраивающих нас по всем параметрам, нет.
Рассматриваете ли вы качественно новые направления бизнеса группы как дополнение к уже существующим?
Обязательно. В этом и смысл нашей деятельности — искать и развивать проекты в различных сферах по всему миру. Мы смотрели, например, в сторону медицины. Думали об МРТ-клиниках, но пока отказались от этого. Одна из причин в том, что там большую роль играет зарубежное оборудование, а в связи с изменениями валютного курса его стоимость существенно увеличилась.
Сейчас у нас есть новая идея, которая отчасти также пересекается с девелопментом. В рамках строительства жилых кварталов мы планируем тратить 2-3 миллиарда рублей в год на социальные объекты — детские сады, школы. В будущем их можно сдавать в аренду. Но интереснее найти партнера и самостоятельно развивать направление частного образования. Эта тема в последнее время набирает обороты, обрастает новыми проектами.
От каких-то направлений, напротив, отказываемся. К примеру, четыре года назад, когда приобретались дорожные активы, я хотел, чтобы в общем объеме выручки 30 процентов составляли бюджетные средства. Около двух лет назад было принято решение полностью уйти от пересечений с государственными бюджетами. Я не считаю, что тот опыт был ошибкой. Ошибка — это когда нужно красным маркером все перечеркнуть. Сделать глаза грустными. С бухгалтером портвейна выпить. У нас не так. Мы попробовали, добились неплохих результатов. И все-таки решили не продолжать. Слишком много специфики в работе с госбюджетами.
Есть ли планы по привлечению иностранных денег под российские проекты?
И денег, и экспертизы. В рамках одного из направлений — Info-tech — мы разрабатываем мобильные и онлайн-сервисы для потребительского и корпоративного секторов. Один из них — Keep time. Это уникальный высокотехнологичный проект с элементами искусственного интеллекта. Позволяет организовывать календарь, выстраивать логистику и решать всевозможные задачи по организации рабочего и личного времени. С охватом интересов и локаций по всему миру. Офис под эту задачу базируется в Кремниевой долине. Пока весь процесс организовываем там, чтобы потом ретранслировать результаты на европейском и, конечно же, российском рынке.
А что насчет софинансирования?
В целом привлечение иностранных инвестиций входит в сферу наших интересов. Под управлением группы находится завод «Электроизолит», крупнейшее многопрофильное предприятие электротехнической отрасли, контролирующее около 40 процентов внутреннего рынка и активно экспортирующее продукцию в Европу.
С крупным международным концерном мы обсуждаем возможный запуск на базе этого завода совместного предприятия кабельной промышленности мирового уровня. По оценкам экспертов, сегодня российский кабельный рынок почти на четверть зависит от импортных поставок. Экспорт при этом немногим превышает 10 процентов от производимого объема, и в натуральных показателях продолжает уменьшаться.
Вы увлекаетесь экстремальными гонками. Находите общие черты с бизнесом?
Бизнес по своим базовым характеристикам не должен быть экстремальным. Здесь я больше за размеренность и поступательное развитие, без рывков. Но общее, конечно, найду. И в экстремальных гонках, и в бизнесе перед стартом нужно как следует подготовиться. Собрать целеустремленную и опытную команду. На пути к своей цели важно быть внимательным к деталям. Демонстрировать упорство, где это оправдано. Проявлять сдержанность, где риски неуместны. Двигаться вперед и не забывать смотреть по сторонам.