Кризис продолжается: на чем приходится экономить производителю автомобильных шин, как не снижать объемы выпуска при сокращающемся рынке, и какое будущее ждет индустрию — об этом «Ленте.ру» рассказал генеральный директор Pirelli Tyre Russia Аймоне ди Савойя Аоста.
«Лента.ру»: Отечественный рынок автомобилей снижается четвертый год. Как это сказывается на продажах шин?
Аймоне ди Савойя Аоста: Действительно, авторынок падает, и конца этому не видно. В начале года аналитики полагали, что спад будет в районе пяти процентов, а сейчас прогнозируют минимум десять процентов. Более пессимистичный сценарий — минус 17-18 процентов. Кризис продолжается и, конечно, отражается на продаже шин: премиальный сегмент автопокрышек с начала кризиса упал на 30 процентов.
С какими странами Россия сегодня соседствует по объему сбыта?
Печальная статистика: если в 2008 году ваш рынок был больше, чем в Германии, то сейчас он примерно соответствует французскому. Мы продаем около 40 миллионов покрышек в год. С другой стороны, это не так плохо: Россия до сих пор находится в числе самых автомобилизированных стран Европы по объему продаж.
Что происходит на российских заводах Pirelli в условиях сокращения рынка?
Мы держим заводы полностью загруженными. Для этого пришлось перепрофилироваться, переключившись на экспорт. Для сравнения: в 2014 году мы экспортировали из России 400 тысяч шин, сегодня — три с половиной миллиона. Не подумайте, что это целиком вынужденная мера: перепрофилирование было в планах. Может быть, не в таких объемах, но было.

Аймоне ди Савойя Аоста
Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»
На чем компании приходится экономить в кризис?
Мы не сокращаем персонал и объемы производства, однако нам приходится искать, что урезать. Например, маркетинг — говоря откровенно, с российскими объемами продаж его должно быть больше. Но сегодня мы предпочитаем инвестировать в технологическое развитие российских заводов.
В чем заключается развитие?
У нас два предприятия — в Кирове и Воронеже. Первое выпускает шесть миллионов покрышек ежегодно, второе — два миллиона. Это откровенно мало для такого большого завода. Поэтому у нас в планах расширение производства в Воронеже. Но это не планы на следующий год, поэтому назвать точный объем инвестиций я не могу.
Вы планируете увеличивать локализацию шин?
Доля импортных компонентов не так уж высока, менее 30 процентов. Сажа, синтетический каучук — местные, а это основные ингредиенты. Когда завод в Воронеже посещал Дмитрий Медведев, он спросил, почему мы не производим все компоненты сами. С радостью бы, но в России есть проблемы с выпуском некоторых спецификаций каучука и химических присадок. В этом отношении отрасль еще недостаточно развита.
Но какие-то подвижки в этом направлении есть?
Безусловно. Имеется договоренность с «Роснефтью» о производстве нужных нам компонентов на заводе в Находке. Это будет совместное предприятие с фирмой «Синтез», специализирующейся на выпуске продвинутых синтетических материалов.
Как скажется на российских заводах продажа «Роснефтью» доли Pirelli китайской корпорации China National Chemical?

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»
Для России это на самом деле малозначимый фактор. Во-первых, Китай сейчас теряет ниши на российском рынке: из-за девальвации рубля импортировать невыгодно. Во-вторых, зачем они вообще пришли к Pirelli? Китайцы заинтересованы в том, чтобы получить наши технологии и воспользоваться нашими коммерческими структурами. Поэтому я исключаю, что в России на наших заводах будут производиться китайские шины. Скорее в Китае через какое-то время откроется производство покрышек Pirelli.
Что насчет вторичного рынка? Каким образом вы делаете бренд привлекательным для покупателей машин с пробегом?
Существует правило, общее для всех рынков: «первичка» тянет за собой «вторичку». Если вы купили подержанный автомобиль, «обутый» в покрышки Pirelli, скорее всего, новые шины тоже приобретете у нас.
Если говорить глобально: какие нововведения нас ждут в обозримом будущем? Что станет трендом — специальные шины для беспилотных автомобилей?
Главное, чтобы не изобрели автомобиль без колес — с остальным мы справимся. Если серьезно, то Pirelli сотрудничает со многими производителями, разрабатывая перспективные модели. Это, например, технология Runflat, востребованная сегодня Mercedes-Benz и BMW. Наше видение будущего — перспективная покрышка Cyber Fleet, умная шина, оборудованная датчиками, информирующими водителя о степени износа, о нагреве, давлении, критических ситуациях. Основные тренды сегодня: снижение уровня шума покрышки, уменьшение расхода топлива за счет уменьшения сопротивления качению.