Банки на ладони

Рейтинг самых популярных мобильных финансовых приложений

Фото: банк «Открытие»

«Лента.ру» подготовила собственный рейтинг самых популярных мобильных финансовых приложений в России. Планку в миллион пользователей преодолели только четыре банка — Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-банк и Тинькофф Банк. При этом в тройку лидеров попал независимый маркетплейс UBank, — количество загруженных приложений превысило 9,5 миллионов.

Как мы считали

В наш рейтинг включены самые популярные банковские приложения и независимые финансовые приложения. Они могут считаться банковскими, если выполняют функции мобильного банка или кошелька (хранение средств, управление счетами, оплата штрафов ГИБДД, сотовой связи). В рейтинг не попали приложения, которые позиционируют себя как кошельки или быстрые сервисы по оплате услуг (Qiwi, WebMoney, «Яндекс.Деньги» или «Штрафы ГИБДД»). Список составлялся на базе информации самих банков, Google Play и аналитического агентства Markswebb.

Размер рынка

По данным рейтинга e-Finance User Index 2016 (подготовлен аналитическим агентством Markswebb), 97 процентов интернет-пользователей в РФ — это клиенты российских банков. У них есть хотя бы одна банковская карта, счет, вклад или непогашенный кредит. 75 процентов клиентов финансовых организаций пользуются как минимум одним каналом дистанционного доступа к необходимым услугам.

Самый популярный дистанционный канал обслуживания — интернет-банк. Хотя бы к одному интернет-банку подключены 35,3 миллиона человек (64,5 процента пользователей сети). На втором по распространенности месте — мобильные банки. Мобильные банковские приложения установили 18,1 миллиона человек (33 процента российской интернет-аудитории).

По версии Markswebb, в десятку банков с самыми популярными мобильными финансовыми приложениями вошли Сбербанк (14 миллионов человек, 78 процентов от всех пользователей), ВТБ 24 (7,9 процента), Альфа-банк (5,7 процента), Тинькофф Банк (5,3 процента), Банк Москвы (2,5 процента), Райффайзенбанк (2,2 процента), «Хоум Кредит» (1,9 процента), МТС-банк (1,7 процента), Росбанк (1,5 процента), «Русский стандарт» (1,5 процента).

Чаще всего через мобильный банк пользователи оплачивают сотовую связь (74 процента), интернет (44 процента), коммунальные услуги (24 процента). Штрафы ГИБДД погашают 11 процентов клиентов, делают налоговые выплаты — 8 процентов.

Мобильные банковские приложения активно используются для совершения переводов: другим клиентам внутри банка (41 процент), между своими счетами и картами (33 процента), для погашения кредитов (25 процентов).

Гендиректор Markswebb Алексей Скобелев в беседе с «Лентой.ру» отметил, что основная задача хорошего мобильного финансового приложения — предоставление быстрого доступа к счетам, картам и основным операциям. «Для разных клиентов это может означать разное. Кому-то нужно быстро посмотреть последние операции по карте, кому-то — быстро кинуть денег родственнику, кому-то — привязать карту к другому счету», — прокомментировал он и добавил, что приложение должно удовлетворять потребности пользователя.

Как утверждает Сергей Леонидов, генеральный директор агрегатора банковских и страховых услуг «Сравни.ру», «мобильные банки становятся полноценным инструментом для управления финансами, наращивают свои возможности. В перспективе – все больше будут распространятся автоплатежи, бесконтактные платежи и технологии NFC. Вместе с тем частные компании тоже завоевывают рынок мобильных финансовых приложений. Например, предлагают оплатить штрафы ГИБДД, учитывать личные финансы, курсы валют».

Лидеры

«Сбербанк Онлайн». Самое популярное банковское приложение в России. Число пользователей, по последним данным Сбербанка, составляет 17 миллионов человек. За год показатель вырос в 2,4 раза. При этом в 2015 году финансовая организация обслуживала более 135 миллионов человек, количество действующих кредитных и дебетовых карт — 118 миллионов.

Приложение позволяет оплачивать услуги более 30 тысяч поставщиков, в том числе мобильной связи, доступа в интернет, ЖКХ, переводить деньги клиентам Сбербанка, фиксировать персональные доходы и расходы, открывать вклады с повышенной ставкой, найти ближайшее отделение, банкомат или платежный терминал, заблокировать карты.

UBank. По данным самой компании с момента запуска компании в 2012 году общее число установок достигло 9,5 миллиона. Финансовое приложение позволяет привязать к себе любое количество карт любых банков. Пользователи могут переводить деньги между своими счетами, отправлять средства на карты других банков, оплачивать коммунальные счета, сотовую связь, интернет, штрафы ГИБДД и так далее. Кроме того, UBank позволяет воспользоваться услугами банков-партнеров: получить кредит в МДМ-банке, застраховать телефон, деньги или поездку в компании ВСК-Страхование, взять микро-кредит в Pay P.S, совершить денежные переводы card2cash через сетку «Юнистрим» на весь СНГ. С марта 2015 года UBank выпускает собственные бесплатные дебетовые и кредитные карты платежной системы Master Card World в партнерстве с группой БИН.

«ВТБ 24-Онлайн». Более 2 миллионов скачиваний. Оно позволяет получать информацию о собственных счетах, картах, кредитах и вкладах, оплачивать разнообразные услуги, погашать займы и оформлять депозиты, переводить деньги внутри банка и в другие финансовые организации, покупать и продавать валюту, блокировать карты и так далее.

Рейтинг

Место в рейтинге / Приложение / Владелец / Число установок, миллионы / Средняя оценка пользователей:

1 / «Сбербанк Онлайн» / Сбербанк / 17 / 4,5
2 / UBank / Феликс и Арам Хачатряны, Runa Capital / 9,5 / 4,2
3 / «ВТБ 24-Онлайн» / ВТБ 24 / Более 2 / 3,8
4 / «Тинькофф» / Тинькофф Банк / 2 / 4,7
5 / «Альфа-Мобайл» / Альфа-банк / 1,2 / 4,2 /
6 / «Банк Хоум Кредит» / «Хоум Кредит» / около 1 / 4,0 /
7 / «ВТБ Банк Москвы» / ВТБ / 0,5 / 3,4
8 / R-Connect / Райффайзенбанк / менее 0,5 / 4,4
9 / «МТС Банк» / МТС-банк / менее 0,5 / 3,3
10 / «Росбанк Онлайн» / Росбанк / менее 0,5 / 1 4

Источник: данные банков, Google Play, e-Finance User Index 2016

Первое место в рейтинге с большим отрывом занимает «Сбербанк Онлайн». Алексей Скобелев из MarksWebb отмечает, что пользовательская база приложений Альфа-банка и Тинькофф Банка ограничена количеством клиентов самих банков.

При этом кредитные организации сталкиваются с полноценной конкуренцией со стороны универсальных финансовых продуктов, констатирует Мазхар Джан, директор по планированию продуктовой линейки производителя мобильных устройств Fly.

«Приложения в формате маркетплейс (мобильный финансовый супермаркет), такие как Ubank, предпочтительнее для пользователя, при этом, классический маркетплейс может быть создан только независимыми игроками, так как банки концентрируются в первую очередь на продвижении собственных услуг и продуктов», — отмечает Мазхар Джан.

В целом банковский рынок движется в сторону универсальности и уберизации услуг: банки начали инвестировать в создание собственных онлайн-продуктов и покупать финтех-стартапы с готовыми решениями. Например, группа ОТП в мае 2015 года запустила Touch Bank, который по сути является онлайн-банком с дистанционным обслуживанием, работающем на базе лицензии ОТП Банка. «Юникредит» инвестирует в разработку онлайн-решения в Европе с дальнейшими планами внедрить его в России. Банк «Открытие» выкупил Рокетбанк в апреле 2016 года. Все новые проекты дорогостоящие: ОТП вложил в проект 40 миллионов евро (эти средства пошли на создание IT-инфраструктуры, рекламу и финансирование текущей деятельности), «Юникредит» говорил об инвестициях в размере 50 миллионов евро.

Согласно исследованиям Accenture, создание инфраструктуры онлайн-банкинга обходится сейчас в России в 40-50 миллионов евро, средний срок реализации проектов составляет 3-4 года. На точку безубыточности можно выйти только через 3 года после полноценного запуска проекта. Впрочем, это намного дешевле, чем создание оффлайн-инфраструктуры банков (открытие отделений и их содержание).

Универсальность действительно становится конкурентным преимуществом, согласен гендиректор единственного независимого приложения в рейтинге UBank Феликс Хачатрян. «Среди заметных игроков можно также отметить Qiwi, у которых миллионная аудитория, но они все-таки больше ориентированы на платежные услуги, а не банковские», — рассуждает он. Выбранная модель бизнеса – независимый маркетплейс — позволяет сотрудничать с производителями смартфонов по предустановкам, «хотя для многих разработчиков предустановка — закрытая зона», отмечает Хачатрян. Во-первых, производители настороженно относятся к продвижению услуг только одного банка — это воспринимается как навязанная услуга. Кроме того, сами разработчики не готовы платить за такое продвижение — в среднем за предустановку на одно устройство нужно платить от 1,5 долларов, знает Хачатрян.

«Именно поэтому многие производители, такие как Leeco или Xiaomi — вовсе продают свои устройства ниже себестоимости — с целью в дальнейшем заработать больше денег на виртуальном контенте, который предзагружен в их устройствах», — рассказывает он. По словам Хачатряна, UBank нашел с производителями «взаимовыгодный формат партнерства» и сейчас приложение предустановлено более чем на 10 миллионах смартфонах, в том числе в Samsung и Fly, Huawei, 4Good (40 процентов зарегистрировались в UBank), утверждают в UBank. Через 3-5 лет, согласно договоренностям с производителями, приложение появится в 50 миллионах смартфонов, утверждает Хачатрян.

Банковские приложения совершенствуются и становятся более кастомизированными, заключает собеседник «Ленты.ру» в исследовательской компании Deloitte. «Некоторым банкам удается добиться интеграции с аккаунтами в социальных сетях, что позволяет делать платежи в мессенджерах, анализировать предпочтения пользователей и давать подсказки по покупкам и управлению личными финансами», — отметили в Deloitte.