В Свердловской области предвыборная кампания шла спокойно, некоторые эксперты даже оценивали ее как вялую. Но не в Нижнетагильском округе — здесь все лето кипели страсти и до последнего момента сохранялась интрига. За место в Госдуме боролись опытный политик из «Справедливой России» Александр Бурков и Алексей Балыбердин, представитель профсоюза «Уралвагонзавода», выдвинутый «Единой Россией». В Единый день голосования «Лента.ру» отправилась на родину первого русского паровоза и танка «Армата», чтобы оценить ситуацию.
Утро дня выборов было в Екатеринбурге прекрасным: чистое небо, солнце, тепло. Партии такую погоду не любят — избиратели устремляются за город, явка падает. Но на избирательных участках царило оживление. На одном даже образовалась очередь. Сотрудница избирательной комиссии крикнула кому-то: «Нельзя с бюллетенями в коридор, тут читайте!». И добавила уже сама себе: «Нам тут никаких нарушений не надо, что я с ними потом делать буду».
К полудню, по официальным данным свердловского облизбиркома, явка на выборах составила уже 15 процентов. Особенно активны были граждане в Серовском одномандатном избирательном округе, на втором месте шел Асбестовский, затем Первоуральский и Нижнетагильский. Вот он-то и интересовал больше всего.
Внезапный кандидат
Екатеринбургские службы такси объявили за поездку в Нижний Тагил цену, за которую можно было улететь в Москву. Поезд «Ласточка» куда бюджетнее — 250 рублей, и ты на месте. В Тагиле, в отличие от областного центра, солнца не было — зато был концерт на центральной площади. На сцене, украшенной баннерами «За Тагил!», выступали танцевальные коллективы, детский хор пел «Россия, вперед!». Ликующий ведущий призывал всех сначала посетить избирательные участки, а затем возвращаться, чтобы послушать хедлайнера — группу «Город 312».
Концерт, информировали местные СМИ, организовала команда мэра города Сергея Носова — не как агитацию, а как праздник. Градоначальника здесь любят — говорят, что всего за несколько лет (а мэром он стал в октябре 2012-го) Нижний Тагил буквально преобразился.
«Да тут вместо набережной болото было, а теперь посмотрите-ка — Ницца!» — рассказывали давно знающие город люди. Неудивительно, что авторитет Носова использовался и в предвыборной гонке внезапного кандидата-одномандатника от «Единой России» Алексея Балыбердина.
Он участвовал в майских праймериз «Единой России», но занял лишь третье место. Победил начальник местной полиции Ибрагим Абдулкадыров. Однако были выявлены многочисленные нарушения, и результат главного полицейского аннулировали. Победителем признали занявшего второе место бывшего замглавы администрации губернатора Алексея Багарякова.
А через месяц федеральный оргкомитет «Единой России» вообще отменил итоги праймериз по Нижнетагильскому округу №171 — и это был единственный такой случай. А рабочие «Уралвагонзавода» собрали пять тысяч подписей под обращением к лидеру ЕР Дмитрию Медведеву с просьбой выдвинуть в депутаты Госдумы своего товарища — представителя профсоюзной организации УВЗ и члена движения «В защиту человека труда» Алексея Балыбердина. Партия не отказала.
Все козыри
Основным соперником Балыбердина стал опытнейший уральский политик Александр Бурков. Главный свердловский эсер с 2007 года, Бурков успел и поучаствовать в губернаторской кампании в Свердловской области (причем с выходом во второй тур), и поработать в Госдуме V и VI созывов. Именно под его руководством «Справедливая Россия» в Екатеринбурге в 2011 году произвела сенсацию, обойдя единороссов, а в области заняла второе место. Сегодня Бурков не только сам выступает как кандидат, но и отвечает за результаты эсеров на выборах в Госдуму по всей России.
На фоне такого тяжеловеса никому не известный Балыбердин выглядел совсем скромно.
«Мы смотрели социологию по Тагилу в феврале, еще перед праймериз, и у "Справедливой России" там был достаточно высокий процент, — рассказывает «Ленте.ру» директор исследовательского центра "Аналитик" Андрей Мозолин. — Александр Бурков в этой сфере уже больше 20 лет, у него есть своя очень профессиональная команда, которая отлично работает. И против него Балыбердин, человек новый… Ему было очень проблематично».
Однако у новенького имелись свои козыри. Во-первых, в регионах не любят чужаков, объясняет политолог. Бурков для Тагила — самого крупного города этого избирательного округа — не «родной»: он из Кушвы, не совсем варяг, но и не «свой». Такой местечковый патриотизм всегда присутствует, отмечает Мозолин.
На весах оказались, с одной стороны, опыт и слаженно работающая пропагандистская машина Буркова, а с другой — поддержка градообразующего предприятия у Балыбердина. «Очень интересно посмотреть, чем дело кончится и кто все-таки победит», — резюмирует Мозолин.
Предвыборная кампания в Нижнетагильском одномандатном округе была жаркая. Обе команды периодически жаловались одна на другую. Говорят, незадолго до выборов по соцопросам кандидаты шли почти наравне, но Бурков был чуть впереди.
«Я буду доволен любым результатом»
Выяснив координаты штаба кандидата-новичка, мы отправились туда. Там встретили спокойно: «Проходите, смотрите, нам скрывать нечего». Впрочем, и смотреть было не на что — почти все сотрудники работали «в поле». В коридоре удалось поймать самого кандидата, который заехал сюда ненадолго.
Алексей Балыбердин настроен позитивно. Рассказал, что с утра объехал больше десятка городов округа, проверял, как дела на участках.
«Все спокойно, планомерно. Были небольшие проблемы с КОИБами (в этот день в разных городах области вышли из строя несколько десятков комплексов обработки избирательных бюллетеней — прим. «Ленты.ру»), но они решены. Председатели избиркомов подстраховались и выставили обычные урны для голосования, предъявили их наблюдателям… Все идет нормально. Серьезных нарушений нет», — отметил кандидат.
Вспоминая яркие моменты предвыборной кампании, Балыбердин говорит, что «узнал о себе много нового»: «В один день я был миллионером или миллиардером, владеющим кучей каких-то акций. На другой день читаешь определенные СМИ — и оказывается, что я все проиграл, очень бедный, занял денег у бабушки».
Кампания была крайне насыщенная и жесткая, а психологическое давление, признается он, было мощное.
«Видимо, думали, что человек из народа, не имеющий политического опыта, поддастся на все эти провокации, сломается», — говорит кандидат. Физически тоже было непросто — проводил по 5-6 встреч в день — ездил по всему округу, общался с людьми.
«Поэтому у Алексея Владимировича есть настоящий портрет избирателя — он беседовал с жителями разных городов и знает про них все», — утверждает один из сотрудников штаба. А вот Бурков, считают сторонники кандидата от ЕР, объективно допустил ошибку: пришел в маленькие города с программой, рассчитанной на мегаполисы — слишком сложносочиненной. «Здесь с людьми нужно иначе говорить, своя специфика. Мы это знали, и поэтому у нас большие шансы на победу», — говорит другой сотрудник штаба Балыбердина.
Сам кандидат, конечно, тоже настроен на победу. Тут же, впрочем, оговорился, что и к проигрышу готов — несмотря на возможные ошибки, соперник очень серьезный. Поэтому, добавляет Алексей Балыбердин, проиграть будет не стыдно. «Все это, конечно, очень интригующе», — подытоживает он.
«Ситуация непредсказуемая»
В этом с ним солидарны все эксперты. Ни один опрошенный «Лентой.ру» политолог ни в официальной, ни в личной беседе не рискнул дать прогноз по нижнетагильскому противостоянию ЕР и СР. Политологи осторожничали, даже когда поступили данные экзитполов.
«Лучше пускай это скажет избирком. Ситуация действительно непредсказуемая, шансы на выигрыш есть у обеих сторон, — говорит Андрей Мозолин из центра "Аналитик". — С одной стороны яркий, опытный человек, с другой — человек новый, но с поддержкой градообразующего предприятия».
Воздержался от прогнозов и директор уральского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Александр Александров. Он отметил только то, что Балыбердин провел очень сильную кампанию.
Фото: tagilka.ru
«Очень важно, что он смог репрезентировать важные для населения темы — защита интересов человека труда, стремление к тому, чтобы в Госдуме были представлены обычные люди. Не олигархи или высокопоставленные чиновники, а трудящиеся, люди, олицетворяющие российский средний класс». Александров также отметил значимость патриотически настроенного электората Нижнего Тагила для Балыбердина.
«Но, конечно, оппонент у него очень крутой, — подчеркнул эксперт. — Бурков — большой политик, он не раз участвовал в выборах губернаторского масштаба. Кампания в Нижнетагильском округе была очень напряженная, и сейчас только подсчет голосов покажет, чем она закончилась».
…Подсчеты начались после закрытия избирательных участков. К этому моменту удалось дозвониться до кандидата-эсера Александра Буркова. Он, как и все, предложил дождаться официальных данных облизбиркома, но признался: «По данным экзитполов, по одномандатному Нижнетагильскому округу я проигрываю». Добавил, что в единый день голосования серьезных нарушений в округе не зафиксировано: «Все, что было, незначительно, ничего глобального мы не видим».
Штаб Балыбердина оценил данные экзитполов еще позже — через час после закрытия избирательных участков. По их информации на тот момент, разрыв между кандидатами составил более 20 процентов.
Ночью появились данные ЦИК: кандидат от «Единой России» получил 42,91 процента голосов, представитель «Справедливой России» — 22,26 процента голосов избирателей.
Интрига разрешилась.