Создатели игры Cards against humanity отметили День благодарения сбором средств на то, чтобы выкопать гигантскую яму без определенного назначения. Поклонники пожертвовали им больше ста тысяч долларов и несколько дней увлеченно следили за работой экскаватора. Успех затеи был предсказуем: сетевыми сенсациями в последнее время то и дело становятся странные и вроде бы скучные зрелища. Юзеры уже сходили с ума по веб-камере, снимающей в забегаловке под Москвой, и часами наблюдали, как на провинциальном перекрестке в США ничего не происходит. «Лента.ру» разбиралась, почему бессмысленные трансляции вызывают такой ажиотаж. Спойлер: оказывается, это очень полезный процесс.
«Пока капают доллары, мы будем рыть землю»
Именно это пообещали создатели настольной игры Cards against humanity. Они не сомневались, что деньги будут, и оказались правы. Поток пожертвований не иссякал несколько дней.
Устроители сдержали свое слово. За пустой тратой собранных денег можно было следить через YouTube. Большой желтый экскаватор в прямом эфире черпал землю, медленно поворачивался и ссыпал ее в подъезжающие большегрузные самосвалы. Мало-помалу яма становилась все глубже и глубже.
Бессмысленность затеи совершенно не смущала ее участников. Даже наоборот: бегущая строка под трансляцией сообщала о все новых пожертвованиях, приходящих из самых разных уголков Америки, в том числе довольно внушительных: несколько человек перечислили более тысячи долларов. Еще больше людей внимательно следили за раскопками через интернет.
Самые популярные земляные работы в истории интернета продолжались почти двое суток. На огромный котлован пожертвовали более ста тысяч долларов. На его месте никогда ничего не построят, но смысл в другом. «Предполагалось, что вас это позабавит, — объясняют авторы идеи. — Возможно, не сразу, но однажды вы вспомните нашу яму и улыбнетесь».
Главный арбуз года
Многочасовые раскопки — не самое захватывающее зрелище, но успех в интернете не подчиняется логике. Скучнейшие видео, в которых не происходит ничего интересного, иногда привлекают сотни тысяч, а то и миллионы зрителей.
В апреле американское издание Buzzfeed провело в Facebook прямую трансляцию из собственной столовой. В кадре появились сотрудники в белых комбинезонах и объявили, что намерены проверить, сколько канцелярских резинок выдержит арбуз.
В течение следующих 45 минут они исполняли свое обещание и методично натягивали резинки. Постепенно в столовой становилось все многолюднее, и не просто так.
— Вы представляете, сколько человек прямо сейчас на вас смотрит? — поинтересовался кто-то из новоприбывших.
— Сколько? Я не знаю. Шесть? — ответил один из экспериментаторов.
— 745 тысяч человек.
Через десять минут число зрителей перевалило за 800 тысяч. На Facebook никогда не было настолько популярных трансляций. К тому времени, когда арбуз лопнул, на него посмотрели миллионы человек.
«Что мы делаем? На что мы тратим свое время?» — жаловался кто-то в комментариях. Жаловался, но продолжал смотреть.
СМИ несколько дней пытались понять, почему видео, в котором более сорока минут не происходит ничего интересного, вызвало такой интерес. Самую смелую версию выдвинул телеканал CNBC: он назвал баззфидовский арбуз «будущим телевидения». Не исключено, что в этом есть доля правды.
Торговля воздухом
Создатели Cards against humanity давно поняли, что люди, если дать им такую возможность, найдут что-то забавное в любой бессмыслице. Это подтверждает успех и самой игры, и необычайная популярность странных праздничных распродаж, устраиваемых ими каждый год.
В 2014 году компания на сутки убрала из своего интернет-магазина все наборы с картами. В продаже остался единственный товар — аккуратная коробочка с подписью Bullshit, стоящая шесть долларов. За считаные часы поклонники Cards against humanity сделали более 30 тысяч заказов.
Многие были уверены, что покупают дополнительные карты. В действительности внутри каждой упаковки находился небольшой кусочек сухого коровьего навоза. Кое-кто пытался жаловаться, но над недовольными только посмеялись.
Кадр: Kevin's Channel / YouTube
Через год обошлись даже без коробочек. В День благодарения авторы игры выставили на продажу ничто. Предложение заинтересовало более 11 тысяч человек. В течение суток они заплатили компании свыше 71 тысячи долларов и ничего за это не получили.
Это, пожалуй, даже нелепее ямы, но шутку в самом деле вспоминают до сих пор.
Куриное паломничество
В прошлом году одна из закусочных в подмосковном городе Подольск приобрела камеру видеонаблюдения, но забыла защитить ее паролем. В результате за происходящим в заведении мог наблюдать любой желающий. Обычно желающих нет, но подольской забегаловке не повезло: ссылка на трансляцию с камеры попала на форум «Двач», а затем разлетелась по всему Рунету.
Импровизированное реалити-шоу собрало такое количество зрителей, что трансляция периодически не выдерживала нагрузку и прерывалась. Скучающие продавщицы, случайные покупатели и завсегдатаи заведения и не подозревали о свалившейся на них славе. В интернете следили за каждым их шагом и бурно обсуждали самые заурядные события, попадающие в кадр.
Через несколько дней в подольскую закусочную стали прибывать паломники Люди специально добирались до заведения, чтобы покрасоваться перед камерой и лично поглядеть на знакомую по трансляции курочку на вертеле. Один из приехавших заплатил продавщице тысячу рублей, чтобы она повесила на место рекламы хот-догов листок с приветом для зрителей в интернете.
Излишнее внимание надоело владельцам закусочной, и они прервали показ, но через год история повторилась в США. Публику заинтересовала веб-камера на одном из перекрестков в крохотном городке Джексон, который расположен в штате Вайоминг. Тысячи зрителей следили за проезжающими по улице автомобилями и по-детски радовались самым простым вещам. Поводом для восторга мог стать красный грузовик, большой баул местного жителя и даже собачий нос в окне машины.
Бегство от реальности
В прошлом январе телеканал «360 Подмосковье» начал показывать многочасовые программы, снятые из окна электрички. Пленка запечатлела весь путь, который проделывают поезда, следующие из Москвы в Рязань, Владимир или Калугу. Мимо проносятся деревья, столбы и постройки, но больше ничего не происходит.
Подобные передачи называют «медленным телевидением». В 2009 году норвежский телеканал NRK выпустил семичасовую программу про железнодорожную поездку — первый опыт в этой области. Потом к нему добавились медитативные фильмы про плавание на корабле, про вязание и даже про горящие поленья в камине. Сегодня их смотрят во всем мире.
Ученые подозревают, что интерес к медленному телевидению напрямую связан с информационной перегрузкой, которую испытывают люди в последнее время. По словам нейропсихолога Джавида Садра (Javid Sadr), полное отсутствие сюжета завораживает. «Вы решаете, что в течение этих нескольких минут ничего не скажете, никуда не пойдете и ничего не будете делать», — говорит он. Это позволяет нервной системе сбавить обороты и отдохнуть.
Зрители знают, что в подобных трансляциях не случится ничего захватывающего или непредвиденного. Но и негативных эмоций они тоже не вызовут. Курочка продолжит вертеться на вертеле, перекресток в Джексоне пересечет еще одна красная машина, а баззфидовский арбуз рано или поздно лопнет к ликованию всех собравшихся. Одним словом, все будет хорошо. Это сейчас большая редкость.