За себя и за того парня

Богатые регионы обяжут помогать бедным субъектам

Фото: предоставлено Департаментом экономической политики и развития города Москвы

В Москве на прошлой неделе состоялся Гайдаровский форум, за которым давно закрепилась репутация одной из главных интеллектуальных площадок страны. К сожалению, надежды на форум в этом году себя не оправдали: мероприятие запомнилось противоречивыми заявлениями вице-премьера Ольги Голодец и премьер-министра Дмитрия Медведева, заочно поспорившими о прогрессивной шкале НДФЛ.

Однако главный пассаж остался практически незамеченным: перед губернаторами, ратующими за расширение полномочий, замаячила новая угроза — нагрузка на успешные регионы вырастет, их доходы направят в пользу бедных субъектов.

Сесть на шею

Правительство видит необходимость в перераспределении средств бюджета от богатых регионов в пользу более дефицитных, заявил министр финансов России Антон Силуанов в рамках форума. «Мы сейчас провели инвентаризацию расходных полномочий регионов Российской Федерации. Выявили, что ряду регионов — таких 14 — не хватает собственных доходов для осуществления полномочий, которые федеральный законодатель определил для регионального и муниципального уровня… Было предложено в следующем году осуществить настройку межбюджетных отношений, реализовать опыт некоторых стран», — отметил глава Минфина.

Министр заявил, что в 2014 году дефицит региональных бюджетов составил более 470 миллиардов рублей, в 2015-м — 170 миллиардов, а в 2016-м — около 57 миллиардов. Это было достигнуто за счет так называемого «отрицательного трансферта»: власти изъяли часть прибыли у доходных регионов и перераспределили в пользу дефицитных, субъекты стали получать 1 процент от налога на прибыль. По мнению Силуанова, в 2017 году это также поможет сбалансировать бюджеты регионов.

Впрочем, не все одобряют такой подход: по мнению главы Татарстана Рустама Минниханова, делиться с дотационными регионами неправильно. «Может, лучше подумать, как федеральный бюджет пополнять собственными средствами, а не нашими?» — заявил Минниханов в ответ на слова экс-министра финансов Алексея Кудрина о том, что сегодня стоит подумать над оптимальной схемой «уравнивания» регионов. Этой репликой глава Татарстана сорвал аплодисменты публики.

Рассчитывай только на себя

Слова Силуанова стали бальзамом на душу для руководства проблемных субъектов федерации. Правда, министр забыл оговориться, что при таком подходе успешные регионы теряют стимул к развитию, как и ресурсы на это самое развитие. Именно об этом пошла речь в рамках дискуссии «Новая региональная политика», развернувшейся на форуме. Руководитель Департамента экономической политики Максим Решетников привел новые цифры и заявил, что по оценкам столичных властей бюджетный дефицит регионов в 2016 году составил «никак не меньше 400, а скорее всего — 450 миллиардов рублей». Это порождает риски для регионов-доноров, к которым относится и Москва. Министр экономики Москвы напомнил, что столица, столкнувшись с медленным ростом доходов, мобилизовала внутренние ресурсы — налоговые и неналоговые инструменты. Так, в минувшем декабре налог на имущество физлиц стали взимать по кадастровой (приближенной к рыночной), а не инвентаризационной стоимости, расширился и перечень коммерческой недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой линейке. Кроме того, правительство города активно выставляет объекты на торги, и инвесторы охотно принимают участие в аукционах.

Подобный пример стоит учесть и регионам, ведь остается открытым вопрос, как дефицитные территории реализуют те возможности и полномочия, которыми обладают, как привлекают инвесторов, как развивают экономику за счет вливаний субъектов-доноров. По мнению Решетникова, на этом фоне вполне здравым кажется предложение выделять деньги регионам-«дефицитникам» при условии выполнения комплекса мероприятий, нацеленных на развитие внутренних ресурсов. Средства должны вкладываться с прицелом на развитие. Пример Москвы к тому располагает. Столица, несмотря на новые экономические реалии, показала серьезные успехи: с 2011-го по 2015 год налоговые доходы московского бюджета росли в два раза медленнее, чем в других регионах, однако в 2016 году «темпы роста доходов московского бюджета опередили темпы роста доходов других регионов страны». Помимо налоговых поступлений это было достигнуто за счет реформы финансирования бюджетной сети, экономии на закупках, усиления адресности социальных выплат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях.

Мнение Решетникова поддержал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, который предложил передать большую часть федеральных органов исполнительной власти, работающих в регионах (включая часть полномочий МВД, ФНС и других органов), в непосредственное подчинение региональным властям. Зачастую работа отдельных территориальных органов исполнительной власти требует вмешательства непосредственного руководства, но из-за иерархии порой сделать это затруднительно. Предложение Морозова позволит сократить аппарат, а значит — снизить издержки на управление. Кроме того, Морозов полагает, что регионы должны получить больше свободы в решении вопросов земельных отношений и недвижимости (а эти статьи на Западе являются одной из главных статей пополнения муниципальных бюджетов).

Позиции Морозова и Решетникова совпали и по вопросу развития инвестиционной привлекательности регионов. Власти Ульяновской области активно перестраивают модель экономики, делается ставка на кластерное развитие. «Сейчас мы заканчиваем формирование концепции технологической долины. Сформирован многоуровневый проект, в ближайшее время мы планируем его широко презентовать,чтобы наши партнеры, как российские, так и иностранные, знали, что наш регион — яркая, интересная территория, где созданы лучшие условия для бизнеса, действуют налоговые и правовые преференции, а самое главное — здесь живет огромное количество умных людей, которые успешно преобразуют свои знания в бизнес. Сегодня мы выступили с инициативой перед федеральным центром, чтобы подходы, применяемые для резидентов «Сколково», распространялись и на территории опережающего развития в отрасли технологического предпринимательства, которые мы активно формируем в Ульяновской области», — заявил Морозов.

Участники дискуссии также обратили внимание на то, что в дефицитных регионах зачастую нет спроса на инновации. При этом российская столица возглавила рейтинг инновационного развития, опередив Петербург и Татарстан, и теперь многие регионы обращаются к опыту столицы. Эти примеры регионам-«дефицитникам» стоит взять на заметку. Решетников, завершая выступление, подчеркнул: российским субъектам пора осознать и принять на вооружение простую идею: сегодня страны конкурируют между собой крупнейшими городами, вот почему и развитие должно проходить на уровне агломераций.

Врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов также предложил передать ряд федеральных полномочий на уровень региона. «В Калининградской области огромное количество льгот, но большая их часть нивелируется (чрезмерным федеральным регулированием — прим. «Ленты.ру»). Например, предприниматель произвел в регионе товар и вывозит его в Россию транзитом через Литву и Белоруссию. Его на выходе проверили таможня, Россельхознадзор, Роспотребнадзор. Дальше он попадает в так называемую "грязную зону", заезжает в Россию, и его снова проверяют таможня, Россельхознадзор, Роспотребнадзор. И получается, что это регулирование деструктивно действует на экономику Калининградской области», — посетовал Алиханов и добавил, что в этом случае об общем экономическом пространстве говорить не приходится. По мнению врио губернатора, если передать часть федеральных полномочий региону, это позволит «значительно смягчить» несоответствия.

Он также отметил, что в части региональных полномочий подобная работа уже ведется. «Мы консолидировали в одном "суперминистерстве" (Министерстве регионального контроля) все полномочия по контролю и надзору. У нас, например, не будет проводиться ни одна внеплановая проверка, пока курирующий вице-губернатор ее лично не одобрит и не распишется», — заметил Алиханов. По словам управленца, продуманная региональная политика позволит оплачивать и задолженности муниципалитетов, если грамотно перераспределять поступления от штрафов и налогов.