В прошлом году Российское Авторское Общество часто упоминалось в СМИ в связи со скандалами. Апофеозом стал арест бывшего гендиректора РАО Сергея Федотова по обвинению в многомиллионном мошенничестве. Многие авторы заявили, что РАО не выплачивает причитающиеся им средства в полном объеме, и потребовали сменить руководство. Игорь Бутман, который в результате стал новым главой Авторского совета РАО, рассказал «Ленте.ру», что происходит в организации сегодня.
«Лента.ру»: Вас избрали президентом Авторского совета РАО 31 августа 2016 года. Это была внеочередная конференция Общества, и к тому моменту стало очевидно, что нужны перемены — ситуация с РАО была уже просто катастрофической. Прошло полгода. Можно ли подвести какие-то итоги вашей работы?
Бутман: На протяжении долгих лет я сам как член РАО пытался прояснить для себя, как устроена система внутри Общества, как распределяется вознаграждение, неоднократно делал запросы к прошлому руководству, но вразумительного ответа, к сожалению, не получал.
Мы пригласили независимых аудиторов и получили от них промежуточные результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности предыдущего руководства РАО. Вскрылись вопиющие факты халатности, попустительства и подтасовки распределения вознаграждения. Можно с горечью отметить, что все эти годы нас вводили в заблуждение. По итогам аудита нам предстоит серьезно перестроить и оптимизировать работу РАО. Избавиться от всех существовавших двойных серых стандартов распределения, ручного труда — перекладывания бумажных отчетов об использовании произведений из рук курьера в шкаф, неимоверно раздутого штата, где люди либо делали одну и ту же работу в разных департаментах, либо делали что-то условно.
В части совершенствования механизма взаимодействия авторов и правообладателей с РАО мы уже сделали первые шаги: внедрили полноценные функциональные личные кабинеты пользователей, модернизировали и обновили сайт. Безусловно, можно задаться вопросом: ну и что такого особенного сделано — обновили сайт и запустили личный кабинет! Для современного интернет-пользователя это обыденность, но даже этой «обыденности» у членов РАО до последнего времени не было.
В начале февраля этого года прошло расширенное заседание Авторского совета РАО. Были приглашены и члены предыдущего состава Авторского совета, которые изначально заявляли о своем фактическом смещении, чуть ли не рейдерском захвате организации. Почему вы решили позвать их и провести заседание именно в таком формате?
Как я уже сказал, для нас важно построить здоровые деловые взаимоотношения и наладить эффективное взаимодействие между руководством РАО и его членами. То нагнетание негатива, сталкивание лбами, которое годами происходило внутри РАО, к сожалению, привело к ряду конфликтов, а кого-то из авторов заставило даже выйти из Общества.
Сейчас, когда произошла смена руководства, мы избавлены от пороков прошлой совершено закрытой и законсервированной системы управления, той атмосферы вражды, которая создавалась. Открытый диалог — это единственно верный и правильный путь.
Сегодня начинается новый этап в истории РАО, и нам сейчас особенно важно вновь стать единомышленниками, объединиться и внести свой вклад в создание современного открытого эффективного и технологичного РАО, именно такого Общества, которое мы сами хотим видеть — которое наконец-то будет работать для авторов и в интересах авторов.
Не планируете ли вы вернуть в Авторский совет известных авторов, работавших в нем при прежнем руководстве?
Мы были бы рады, если бы Авторский совет пополнился членами предыдущего состава. Коллеги, безусловно, смогли бы внести неоценимый вклад в работу — их опыт и знание специфики послужили бы для всех нас прекрасным базисом. 28 апреля 2017 года мы проведем внеочередную конференцию РАО. Будем надеяться, что кто-то из членов предыдущего состава Авторского совета выразит желание присоединиться к нашей работе и будет баллотироваться в новый состав. На состоявшемся в начале февраля заседании Авторского совета было принято решение об организации приема заявлений членов РАО о желании баллотироваться в кандидаты в члены Авторского совета. Те из членов предыдущего состава Совета, кто присутствовал на заседании, позитивно отреагировали на это. Как мне кажется, самое для всех нас важное достижение — то, что мы собрались вместе и начали диалог.
Следите ли вы за тем, что происходит в отрасли авторского права? В частности, как вы относитесь к тому, что в соглашении стран ЕАЭС для организаций по коллективному управлению правами установлен лимит для отчислений из собираемого вознаграждения в размере 50 процентов? Многие авторы встретили эту новеллу крайне негативно.
Размер отчислений, который РАО может тратить на покрытие расходов по сбору и распределению вознаграждения, определяется Авторским советом. До сегодняшнего дня он составлял от 15 до 35 процентов по разным категориям плательщиков. Сейчас в РАО идут организационные преобразования, прежде всего в части оптимизации работы собирающей сети. Кроме того, аудит работы РАО за предыдущие годы позволил сразу исключить значительное количество нецелевых расходов. В ближайшее время мы планируем снизить общий размер отчислений РАО как минимум на 5 процентов.
Думаю, что установленные на уровне межправительственного соглашения единые правила работы организаций по коллективному управлению — очень правильная тенденция. Однако надо учитывать, что в разных странах ЕАЭС неодинаковая ситуация в сфере управления правами, и лимит отчислений в 50 процентов — скорее всего, результат компромисса между странами. В России, если говорить об аккредитованных государством организациях, лимит отчислений не приближается к этой планке, и существует общая тенденция к снижению отчислений из вознаграждения правообладателей.
В прошлом РАО заявляло об активной поддержке социально значимых проектов в сфере культуры. Продолжается ли это сейчас?
РАО, в первую очередь, — это своего рода «бухгалтерия» для авторов. Главная задача РАО — собирать, распределять и выплачивать авторское вознаграждение. В то же время во всем мире авторско-правовые организации помогают реализовывать социально значимые проекты в сфере культуры. Для этого используется система фондов, которые формально и фактически отделены от организаций по коллективному управлению правами.
К сожалению, ранее поддержка тех или иных культурных и социальных проектов велась точечно и хаотично. Социальная ответственность — это большой отдельный пласт, и очень важно подходить к этому вопросу стратегически. В дальнейшем мы хотим вывести социально-ответственную деятельность РАО на другой уровень. Для этого на конференции 28 апреля будет поставлен вопрос о перепрофилировании фонда, ранее созданного РАО, с тем чтобы в него отчислялся небольшой процент от собираемого вознаграждения. И уже этот фонд станет заниматься поддержкой проектов в сфере культуры, оказывать помощь авторам и правообладателям.
На ваш взгляд, что сегодня является приоритетным вопросом, требующим особого внимания в сфере культуры?
Сегодня в России существует сильнейший дисбаланс между спросом и предложением в сфере интеллектуальной деятельности. Творческий мир нуждается в системной финансовой подпитке. Зачастую творцам сложно найти свой путь и стать востребованными. Они могут просто не знать, что на их творческий продукт у кого-то есть спрос. Другими словами, у нас отсутствует унифицированная система монетизации творчества.
Сейчас много говорится о роли культуры в экономике. Наш президент призывал серьезнейшим образом проработать данный вопрос. И мне кажется, что именно осознание и последующее формирование культуры как одного из драйверов развития экономики страны может стать тем новым подходом в стратегии модернизации сферы интеллектуальной собственности.