Турбины раздора

Чем угрожает скандал вокруг Siemens российской экономике

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Siemens решил пока не работать с государственными структурами РФ. Немецкий концерн будет тщательнее следить за поставками оборудования после истории с турбинами, попавшими в Крым. «Лента.ру» разбиралась, как этот демарш скажется на российской энергетике и не ужесточатся ли санкции против Москвы.

Фундамент треснул

Немецкая корпорация Siemens 21 июля приостановила сотрудничество с российскими госкомпаниями в сфере энергетики. Речь идет о поставках оборудования для электростанций. Siemens утверждает, что в Крым были незаконно перевезены четыре газовые турбины, предназначенные для проекта в Краснодарском крае (в Кремле отвечают, что эти турбины российского происхождения).

Предприятие опасается, что ему предъявят обвинение в нарушении санкционного режима ЕС — антироссийские меры запрещают экспорт технологий и техники на полуостров. Концерн предлагает выкупить турбины, а контракты на дальнейшие поставки аннулировать. Кроме того, он обещает провести расследование в отношении причастных сотрудников и в дальнейшем жестко контролировать свои продажи. Также Siemens отказался от доли в российской «Интеравтоматике» и подал иск против «Технопромэкспорта» (по утверждению немецкой стороны, российская компания гарантировала, что турбины останутся в Тамани).

«Но совместные предприятия, где доля у немцев главная, как в совместном с "Силовыми машинами" "Сименс технологии газовых турбин", или предприятий, полностью ими контролируемых, как "Сименс Электропривод" или "Сименс Трансформаторы", закрывать не собираются. На отрасли, не связанные с энергетикой и Крымом, например, на производство электропоездов "Ласточка", на участие в проекте ВСМ Москва — Казань, и вовсе никаких ограничений не предвидится», — говорит эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

«Siemens сейчас просто-напросто пытается сохранить лицо. То, что установки по контракту с "Технопромэкспортом" вместо Тамани отправятся в Крым, было известно еще на этапе их производства. Siemens выражал бурные протесты, однако это не привело к разрыву контрактов. Произвели и передали», — комментирует гендиректор инвесткомпании «Форум» Роман Паршин. Очевидно, что такая крупная компания должна как-то реагировать, дать какой-то ответ, поясняет он.

Да, концерн не собирается полностью покидать Россию. Дело ограничивается лишь перечисленными мерами. Представитель Siemens Филип Энч заявил ТАСС, что компания просто соблюдает все правила в области экспорта, и главная цель сейчас — чтобы данные правила соблюдались как дочерними предприятиями, так и ее партнерами.

Не драматизируют ситуацию и в России. Минэнерго, к примеру, не намерен менять планы по запуску ТЭС в Крыму. Как ожидается, электростанция заработает в первом квартале 2018 года. «Крым — российская территория, и нам нужно ее обезопасить», — сказал замминистра энергетики Андрей Черезов. «Интер РАО» и «Росатом» отметили, что ситуация с Siemens не повлияет на их работу.

Таким образом, экономический ущерб для РФ от действий немецкого концерна минимален. Да, председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Депп посетовал на то, что деловым отношениям между странами, носящим доверительный характер, нанесен серьезный урон. В то же время он с оптимизмом смотрит в будущее. По его словам, у коммерческих связей Берлина и Москвы прочный фундамент. «Мы рассчитываем, что выход из сложившейся ситуации будет найден», — подчеркнул Депп.

Тем не менее в дело может вмешаться политика. Не исключено, что скандал вокруг Siemens некоторые еврочиновники попытаются использовать как повод для усиления ограничительных мер против Москвы. «Санкции против России — это чистая политика. И шансы на их ужесточение есть всегда. Политические шаги возможны, но экономического смысла в них нет. Россия — огромный рынок, бездонный, это и спасает», — говорит директор аналитического департамента «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. Однако в МИД ФРГ уже заявили, что видят угрозу ухудшения отношений с Москвой из-за инцидента с турбинами. «Федеральное правительство вновь напоминает российскому правительству о его обязательствах и отмечает, что подобные массовые нарушения санкций могут снова создать напряженность в отношениях с Россией», — сообщили там.

Siemens против России

Сама по себе история с турбинами не влияет на российскую экономику и, в частности, на энергетический сектор. С другой стороны, последствия у скандала будут. Это скажется как на инвестклимате (который в России, по оценкам многих экспертов, нельзя назвать благоприятным), так и на перспективах санкционного режима. Скандал наносит репутационный урон Москве, а также ущерб концерну Siemens. Позиция концерна весьма неудобна — у него долгая и плодотворная история работы в стране, и теперь приходится сокращать (пусть и совсем чуть-чуть) свою долю на проверенном рынке.

Алексей Калачев считает, что инвестиционный климат в России уже трудно испортить: «Скандалом больше — скандалом меньше». Вероятность ужесточения санкций также невелика. «Трудно даже представить, что должно произойти, чтобы ЕС или США заставили кого-либо полностью уйти с какого-либо рынка», — поясняет эксперт.

По его мнению, катастрофы в энергетическом машиностроении России не случится. Начатые проекты доведут до конца, а острой необходимости модернизации устаревших станций нет. «В целом страна не слишком нуждается в увеличении энергомощностей. При теперешних темпах роста экономики особого дефицита электроэнергии не наблюдается», — отмечает Калачев.

Что же касается позиции Siemens в России, то компания без сильного внешнего давления не решится терять такой объемный рынок. А если немцы все же предпримут попытки хоть частично выйти из страны, то им быстро найдут замену.

«Предположим, концерн ставит точку в более чем вековой истории присутствия сначала в Российской Империи, потом в СССР и далее в РФ — на одном из крупнейших рынков мира. В этом случае его ждут колоссальные неустойки практически по всем ранее заключенным контрактам, поскольку, в общем-то, крупнейшим потребителем продукции Siemens в России является госсектор», — комментирует Роман Паршин.

Отказ от России для Siemens значит многомиллиардные потери и недополученную прибыль, продолжает эксперт. Для компании, лишившейся в 2015-2016 году 25 процентов выручки, это серьезная финансовая проблема. «К слову, новость о выходе Siemens из российских проектов наверняка с большой радостью воспримут, например, в General Electric. Повторюсь, большая часть шумихи вокруг скандала с поставкой установок в Крым носит исключительно политизированный характер. Немецкому концерну необходимо сохранить лицо и нивелировать репутационные риски. По мере того как информационный шум будет стихать, риторика постепенно смягчится», — резюмирует он.

Обсудить
Пришли к успеху
Американская секта порабощала женщин, клеймила их и мучила диетами
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Пиво и сигареты
Тайная жизнь Северной Кореи
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Новый пират
Пьяный москвич угнал теплоход и пошел на абордаж
Твой папа педофил
Российские женщины все чаще обвиняют мужей в изнасиловании детей
Векселя исчезают в полдень
В Москве расследуют бесследное исчезновение ценных бумаг на 40 миллионов рублей
Король Сильвестр
Новгородский тракторист стал властелином преступной Москвы
«Замуж за американца не хочу»
История москвички, переехавшей в Лос-Анджелес и ставшей продюсером
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки