Новости партнеров

Учиться по-новому

Тюменский государственный университет полностью перешел на новую модель образования

Фото: @tyumen.university

Классическая модель высшего образования в последние годы становится неконкурентоспособной. От классического дипломного образования мировые вузы давно перешли к индивидуальным программам, концентрируя свое внимание на каждом студенте. О том, как за последние три года изменился образовательный процесс в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) и что такое принцип индивидуальных образовательных траекторий, — в материале «Ленты.ру».

Лучшие мировые вузы борются друг с другом не только за лучших преподавателей, но и студентов, которые стали мобильны, и по большому счету для них не играет роли, в каком городе или даже стране учиться. На первое место выходит качество образования, навыки и умения, которые сделают их конкурентоспособными на рынке труда после окончания высшего учебного заведения. И это мировой тренд последних нескольких лет.

Образовательная труба

Существующая до сих пор система образования российских университетов является лишь немного измененной моделью подготовки кадров в СССР. Эксперты называют ее «образовательной трубой», то есть предопределенной последовательностью курсов, которые в обязательном порядке должен изучить студент. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу для гармонизации с европейским пространством высшего образования, но фактически ничего не изменилось. Только для видимости реформ появились бакалавриат и магистратура.

Если в СССР была необходимость бесперебойного снабжения высококвалифицированными специалистами заводов и фабрик, новых производств, то сейчас задача усложнилась: необходима подготовка людей, которые способны самоопределяться на рынке. Но реализовать это в старой модели невозможно.

«В России вузов, которые начали работать по новой модели, не так много, для среднего высшего учебного заведения это фантастика, но местами подход к образовательному процессу начал меняться, — говорит научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Евгеньевич Волков. — Происходит это в Уральском федеральном университете (Екатеринбург — прим. «Ленты.ру»), в университете ИТМО (Санкт-Петербург — прим. «Ленты.ру»), Высшей школе экономики и частично в Московском физико-техническом институте».

По словам Андрея Волкова, самым смелым в инициативе трансформации образовательного процесса оказался Тюменский государственный университет. «Они пошли на эксперимент, позволяющий подобрать индивидуальную программу обучения для каждого студента», — отметил эксперт. «Персонализация образования — ключевой тренд в образовании по всему миру, — констатирует президент Университета Лотарингии, член международного совета ТюмГУ Пьер Мюценхардт. — Все чаще в крупнейших университетах мира используется принцип индивидуальных образовательных траекторий, и то, что происходит сейчас в ТюмГУ, очень правильно».

Трансформация. Начало

Тюменский государственный университет ведет свою историю с 1930 года, когда в городе появился педагогический институт. А официальное звание университета он получил в 1973 году после разделения биолого-географического факультета на два самостоятельных факультета.

Сегодня ТюмГУ стал центром образования, науки, культуры крупнейшего региона страны. В 2013 году институт возглавил выпускник этого университета, первый проректор Валерий Фальков. «Мы понимали, что задача университета заключается в подготовке студента к будущей жизни в условиях сегодняшней неопределенности. А для этого надо научить его действовать, выбирать и самостоятельно принимать решения. У каждого студента своя образовательная цель, свои способности, поэтому следует предоставить ему возможность самостоятельно формировать под себя образование, — говорит Валерий Фальков. — Если посмотреть на российские университеты, в особенности на региональные, то в их основании лежит учебный процесс и только потом уже исследовательская деятельность, но эти стереотипы пора менять».

В жесткой конкурентной борьбе в октябре 2015 года ТюмГУ заслужил право войти в президентский образовательный Проект 5-100, задача которого повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. «Мы представили достаточно реалистичную и вместе с этим амбициозную программу развития, в том числе поставили задачу трансформировать университет, повысить качество образования, побороться за сильного абитуриента, — вспоминает в интервью «Ленте.ру» Валерий Фальков. — В итоге пришли к выводу, что первым шагом должна стать работа над учебным процессом. Уже тогда было ясно, что индивидуализация — это мощный образовательный тренд, и приняли за основу этот формат обучения». По его словам, у каждого студента своя образовательная цель и свои способности, поэтому следует предоставить возможность каждому студенту формировать под себя свое образование.

Набор студентов по новой образовательной модели начался в 2017 году. Тогда около тысячи первокурсников бакалавриата четырех институтов ТюмГУ стали обучаться на принципах индивидуальной траектории.

В сентябре 2019 года первокурсники всех институтов ТюмГУ, а это более трех тысяч студентов, начали обучение по новой модели. «Экспериментировали, что-то меняли, добавляли, убирали, рискнули и полностью перешли на новую модель образования по принципу индивидуальных образовательных траекторий, — вспоминает ректор. — Это произошло с опережением на год плана по Проекту 5-100, так как был высокий запрос от студентов других институтов». Сегодня у ТюмГУ 39 направлений подготовки, 4,4 тысячи из 12 тысяч студентов учатся по новым программам, обучают их 559 преподавателей.

Новая модель

Индивидуализация образования по своей сути не является чем-то совсем новым. Еще во времена первых европейских университетов образование понималось как индивидуальный путь, в котором человек сам делает выбор и несет ответственность за него. Все изменила индустриализация, когда многие университеты пробовали примерять на себя принцип «фабричной подготовки». И сейчас мировое высшее образование постепенно возвращается к своим истокам.

Студенты, обучающиеся по новой образовательной модели, могут самостоятельно формировать свой собственный индивидуальный учебный план за счет выбора учебных курсов более чем из 200 элективов наряду с изучением обязательных дисциплин. Это подразумевает, что в рамках индивидуальных образовательных траекторий не существует типовых учебных планов и академических групп. Группы слушателей формируются отдельно на каждый курс или его часть.

Образовательное пространство ТюмГУ включает в себя четыре элемента. Первый и главный — «Ядро», которое формирует общекультурные компетенции, является основой идентичности студентов университета. Второй модуль — «Основной». Это комплекс дисциплин по направлению профессиональной подготовки. Диплом государственного образца выдается в соответствии именно с этим модулем. Далее идет дополнительный профессиональный модуль «Вторичный», являющийся еще одной квалификацией будущего выпускника. Студент может выбрать его со второго курса. И последний, четвертый модуль — «Избирательный» — вариативный модуль, включающий в себя дисциплины из неосновных предметных областей, которые студент может выбрать самостоятельно. С введением ИОТ центральной фигурой образовательного процесса становится студент, который формирует запрос на свое образование.

Подводить итоги перехода на новый формат обучения, даже предварительные, пока преждевременно. «Результат будет определяться по востребованности выпускника на рынке труда, а наши студенты учатся еще на третьем курсе, — отмечает Валерий Фальков. — Пока мы получаем отзывы работодателей от прохождения практики. Они говорят, что ребята стали более самостоятельны, инициативнее, а уровень их знаний, по крайней мере, не ниже тех, кто учился по предыдущим программам».