Шипы противоскольжения и ошипованные шины нужны для улучшения сцепных свойств и повышения безопасности на дорогах. На льду и укатанном снегу ошипованные шины действительно имеют лучшие показатели сцепления, торможения и устойчивости, однако в реальных дорожных условиях выбор именно ошипованных шин имеет множество подводных камней – большую ложку дегтя в маленькой бочке меда. «Лента.ру» совместно с экспертами компании Hankook Tire разбиралась, как не ошибиться при выборе.
На асфальте шипы не просто не работают, но и ухудшают свойства шин – сцепление металлических шипов с асфальтом практически равно нулю, плотность контакта опорных поверхностей протектора с твердым покрытием — асфальт или асфальтобетон – в полном объеме не обеспечивается.
При динамичной агрессивной эксплуатации на асфальте состояние шипов и ошиповки в целом будет интенсивно ухудшаться. Поэтому, при движении по асфальту на ошипованных шинах следует обязательно соблюдать некоторые правила:
1. Размеренный стиль вождения и избежание резких стартов и торможений.
2. Аккуратное преодоление препятствий, в том числе трамвайные и железнодорожные переезды, и аккуратное прохождение поворотов.
3. Обязательная обкатка новых ошипованных шин.
Несоблюдение этих правил неизбежно приведёт к тому, что шипы и ошиповка достаточно быстро окажутся в плачевном состоянии, и может привести к необратимым повреждениям шин.
Что такое неудовлетворительное состояние шипов
Шипы противоскольжения устанавливаются в отформованные или предварительно высверленные отверстия в протекторе шин, диаметр отверстий под шипы в протекторах новых шин всегда меньше диаметра корпусов шипов противоскольжения. Установка шипов в шины, не предназначенные для ошиповки, не допускается.
При правильном режиме эксплуатации, при входе в пятно контакта и при выходе из него шипы противоскольжения немного отклоняются. Резина протектора в различных сечениях вокруг шипов будет сжиматься, тянуться и «течь» за отклоняющимся шипом, стремясь удержать шип в «штатном» положении.
Если в эксплуатации будет применяться агрессивный стиль вождения, то шипы будут испытывать чрезмерные нагрузки, отклонение шипов выйдет за пределы «штатного» диапазона отклонений. При этом в первую очередь возникает риск потери шипов противоскольжения – при пробуксовке или резком торможении их просто вырвет из протектора. Второе – наиболее опасное следствие – чрезмерное отклонение шипов настолько, что между шипами и резиной будут образовываться зазоры, в которые неизбежно попадет грязь. После этого сразу же начнет формироваться абразивный износ, как корпусов шипов, так и резины протектора, повреждение будет развиваться внутрь конструкции шины, через испорченную ошиповку внутрь конструкции будет попадать все больше воздуха и воды, в итоге в шине начнет развиваться расслоение. Таким образом, плотная посадка шипов в протекторе уже не будет обеспечиваться, и шипы обретут чрезмерную подвижность. При этом эффективность работы шипов будет снижаться, стремясь к нулю, а шина может выйти из строя.
Ошипованные шины очень сильно подвержены повреждениям при эксплуатации с внутренним давлением, несоответствующем норме. При избыточном внутреннем давлении нагрузка в пятне контакта шины с дорогой перераспределяется, сосредотачиваясь в центре. При недостаточном внутреннем давлении – в плечевых зонах. Повышенные нагрузки, действующие на шипы противоскольжения при неправильном внутреннем давлении, могут привести к износу протектора и шипов.
Таким образом, ошипованные шины, эксплуатация которых производилась не аккуратно, уже не будут обеспечивать эффективного сцепления и торможения, несмотря на то, что шипы из протектора еще не вылетели.
Справедливости ради: эволюция ошиповки не стоит на месте, лидеры разработки и производства ошипованных шин с переменным успехом пытаются решить задачу надежности удержания шипов в протекторе, но так или иначе, эта задача, как и исключение возможности повреждения шин, до конца не решена.
Когда и как следует выбирать ошипованные или фрикционные шины
При выборе между ошипованными и фрикционными шинами следует руководствоваться в первую очередь преобладающими условиями эксплуатации.
Если климатические условия подразумевают снег и лёд на протяжении всей зимы, то, конечно же, следует выбирать ошипованные шины.
Если зима мягкая и тёплая, если основной пробег предполагается по очищаемым от снега дорогам – есть смысл остановить свой выбор именно на фрикционных шинах. В большинстве европейских стран применение ошипованных шин вообще запрещено: фрикционные шины вполне в состоянии обеспечить необходимую безопасность, не портят дороги и не шумят, в то время как ошипованные – менее эффективны на асфальте, портят дорожное покрытие, издают много шума при качении.
Как же выбирать шины в средней полосе с температурным диапазоном зимы от +5 и до -35, и при этом за день температура может измениться на 20°С? В этом случае к выбору следует подходить более тщательно и осознано, а во время движения соблюдать максимальную собранность и осторожность — при любом выборе.
Возьмем для примера Москву или Нижний Новгород – за всю календарную зиму обледенелые дороги бывают дней 10, которые практически сразу же обрабатываются песко-солевой смесью или реагентами. Так что же выбрать? Фрикционные шины, и 10 дней в зиму проявлять повышенную бдительность и осторожность? Или ошипованные шины, и 90% зимы подвергать шипы и ошиповку усиленному износу, а шины риску повреждения и выхода из строя? Этот выбор должен сделать для себя каждый водитель персонально.
Какие еще минусы имеют ошипованные шины
Одним из наиболее серьезных недостатков ошипованных шин являются, мягко сказать, сниженные комфортные показатели. Для улучшения сцепления и торможения формула ошиповки современных шин может состоять и из 20 рядов, и 20 рядов - это не предел. Количество шипов, входящих в пятно контакта постоянно будет изменяться, что, в свою очередь, сопровождается разным количеством ударов шипов о дорожное покрытие и, зачастую, не просто шумом, а гулом с циклически повторяющейся интенсивностью, который в отдельных случаях может граничить с ощущением вибрации. На самом деле никаких вибрации этот шум не вызывает, а «благодарить» за такие ощущения следует эффект акустического резонанса, который по-разному будет проявляться на различных автомобилях – ведь у каждой марки/модели автомобиля своя индивидуальная акустическая формула колесных арок и шумоизоляция.
Следующим недостатком ошипованных шин является повышенное сопротивление качению и, как следствие, повышенный расход топлива.
Какой бы продвинутой и современной ни была ошиповка, она так или иначе разрушает дорожное покрытие. На дорогах, в том числе и из-за шипов, формируется колейность.
Как правило, сами по себе ошипованные шины в рамках одного и того же бренда стоят дороже фрикционных – это обусловлено непосредственно стоимостью устанавливаемых шипов и стоимостью процесса ошиповки. В случае если шипы и ошиповка из-за неправильной эксплуатации окажутся в плачевном состоянии, восстановление ошиповки потребует определённых денежных затрат и времени.
Фрикционные шины, в свою очередь, имеют только полтора недостатка: недостаточно агрессивный рисунок протектора у некоторых моделей шин, которые предназначены для движения преимущественно по чистым дорогам, и менее эффективные сцепные свойства на обледенелых дорогах, которое может быть компенсировано внимательностью и аккуратностью водителя.
Спор о том, какие шины лучше – шипованные или фрикционные – никогда не будет закончен. Однако, каким бы ни был выбор водителя, выбор должен быть осознанным и обоснованным.