Без автомобиля невозможно представить современную жизнь. С каждым годом число машин будет расти. В уходящем 2019 году в мире было произведено более 75 миллионов легковых автомобилей. Многие из этих машин уже присоединились к своим более старым предшественникам на автострадах и проселочных дорогах. По оценкам экспертов, к 2035 году мировой автопарк достигнет двух миллиардов единиц. Снижение вредного воздействия транспорта на этом фоне стало едва ли не главной задачей человечества. В России «Роснефть» запустила пилотный проект по производству «Евро 6». Как оно спасет планету от лишних загрязнений — в материале «Ленты.ру».
Когда в далеком 1885 год Карл Бенц создавал свой первый автомобиль, он едва ли мог предположить что его детище станет столь популярно. Но оно захватывало рынок и умы людей с невероятной скоростью. Если с 1886 по 1893 год было продано всего 25 единиц Benz, то за 1893 год, когда дебютировала более дешевая модель Victoria, своих покупателей нашли 45 автомобилей. Одновременно производство своих самобеглых экипажей налаживали инженеры и в других странах: все новые автопроизводители появлялись в Италии, Франции, Великобритании и, конечно же, США.
Машин на дорогах становилось все больше. А вместе с ними и пунктов продажи бензина. Предприимчивые торговцы начали открывать специализированные магазины, где можно было купить бензин в относительно больших объемах, но заправка автомобиля все равно была занятием малоприятным. Топливо отпускалось порционно в ведрах или канистрах, а никаких устройств по его перекачке в бак не существовало, поэтому заправка все равно занимала много времени.
Лишь десятилетие спустя появилась специализированная заправочная станция - в 1907 году в Сиэтле ее открыл нефтяной гигант Standard Oil. Причем, помимо продажи топлива, она предлагала и заправку его в автомобиль, для чего на станции были установлены ручные помпы.
Прорыв случился лишь в 1910-е годы, когда Генри Форд внедрил на своем заводе в Дирборне, штат Мичиган, конвейер, позволивший в два раза уменьшить цену Ford Model T. Это мгновенно в разы увеличило продажи. Миллионы автомобилей на дорогах США требовали топлива, число АЗС в США стремительно выросло. Если в 1921 году в Штатах насчитывалось около 12 тысяч станций, то в 1929 году — уже более 143 тысяч.
С тех пор прошло почти столетие. И машин стало еще больше. Только в 2019 году было произведено более 75 миллионов легковых автомобилей. По прогнозам Navigant Research, в ближайшем будущем годовые продажи легковых автомобилей могут вырасти до 126,9 миллионов штук. При таком показателе уже к 2035 году мировой автопарк достигнет двух миллиардов.
Прямо в лицо
Наличие клубов дыма из выхлопной трубы автомобиля само по себе свидетельствует о том, что машины загрязняют воздух. Когда автомобили сжигают бензин, они выпускают в окружающую среду выхлопные газы. В европейских городах эти газы — одна из главных причин грязного воздуха, напрямую опасного для человека. Четыре основных загрязнителя — это монооксид углерода (угарный газ), углеводороды, оксиды азота и различные твердые частицы.
Разные виды вызывают разное загрязнение среды. В случае с оксидами азота и углеводородами, вступающими в реакцию с солнечными лучами, образуется озон. И если верхний озоновый слой планеты, расположенный в стратосфере, защищает от губительной ультрафиолетовой солнечной радиации, то в нижних слоях атмосферы при попадании в организм человека озон вызывает местное воспаление дыхательных путей, кашель, может привести к смерти.
Озон, оксиды азота и диоксид серы формируют фотохимический смог, одну из главных проблем современной цивилизации. Он, помимо того, что превращает мегаполисы в места весьма депрессивные, провоцирует одышку и бессонницу, головные боли и общее снижение иммунитета. Сжигаемая в топливе сера, помимо того, что является главной составляющей антропогенного смога, может вызвать окисление почвы и уничтожать растения, а также вызывает раздражение слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей. Оксиды азота сами по себе — раздражающий газ, который особенно опасен для астматиков и людей с хроническим заболеванием легких.
Европейский стандарт
По мере развития двигателей внутреннего сгорания к бензину выдвигались все новые и новые требования. По мере увеличения степени сжатия силовых агрегатов росло и октановое число бензина — его стойкость к самовоспламенению при сжатии, взрывоопасность.
В 1960-х инженеры, обнаружив, что города и автострады заволокло смогом, принялись наперегонки совершенствовать системы питания и зажигания автомобилей, изобретать новые устройства, позволяющие снизить вредоносность автотранспорта при устрашающем росте его популярности.
Первый масштабный шаг к производству экологически чистого топлива был совершен в 1970-е годы. Тогда, на волне борьбы за чистоту воздуха, в большинстве стран мира полностью отказались от этилированного бензина в пользу метилтретбутилового эфира. Дело в том, что этилированный бензин в основном получали с добавлением очень опасного для здоровья человека токсичного антидетонатора — тетраэтилсвинца. Помимо своей токсичности, тетраэтилсвинец оказывает пагубное воздействие на каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, которые стали тогда появляться на автомобилях.
В 1992 году Евросоюз обязал производителей автомобилей снабжать свою продукцию каталитическим конвертером, который снижал уровень вредных веществ, выпускаемых машиной. Этот стандарт назвали «Евро 1». С тех пор в ЕС был введен целый ряд норм для двигателя. Последний экологический стандарт, «Евро 6», был принят в 2015 году.
Для сравнения, 50 современных автомобилей стандарта «Евро 6» выпускают столько же вредных веществ в воздух, сколько производила одна машина, созданная в 1970-х. Однако с тех лет в той же Европе выросло и число автомобилей, и поэтому введение стандартов для технических характеристик машины попросту недостаточно. Регуляции стали распространяться и на водителей — для въезда в некоторые европейские города на автомобиле стандарта ниже «шестерки» придется заплатить налог или штраф, а в некоторые места на таких и вовсе не попасть. Отдельные нормативы вводились на экологичность топлива — они тоже носили название «Евро», и последний принятый в 2009 году стандарт носит название «Евро 5».
В Москве, как недавно сообщил руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, около 90 процентов от общего загрязнения воздуха происходит из-за автомобилей. В советское время эта доля составляла менее десяти процентов, когда как большая часть загрязнения исходила от заводов.
При этом экологический стандарт для производителей автомобилей в России — «Евро 5», принятый только в 2016 году. Для топлива же существует своя классификация (идущая, впрочем, нога в ногу с европейской — российское топливо класса К5 по экологическим характеристикам идентично стандарту «Евро 5», и продажа менее экологичного топлива в стране запрещена). Однако ситуация на рынке скоро изменится — в России появится топливо, которое, по словам создателей, опережает стандарты экологичности во всем мире.
Гонка на опережение
Точнее, оно уже появилось и используется — «Роснефть» запустила и планомерно расширяет географию реализации «Евро 6», высокооктанового бензина АИ-95-К5 с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами, превосходящими по стандартам «Евро 5». В апреле 2018-го новое топливо было внедрено в Башкирии на Уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), в сентябре — на Саратовском НПЗ. Также бензин реализуется в Краснодарском крае, Башкирии, Тульской и Калужской областях, и уже начало поступать на автомобильные заправочные станции (АЗС) «Роснефти» в Москве — здесь переход на него проводят поэтапно. До конца 2019 года топливом «Евро 6» можно будет заправиться на 292 АЗС компании в Москве и Московской области.
Фото: Роснефть
Вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов в интервью «Известиям» рассказал, что потребление 20 тысяч тонн «Евро 6» в месяц вместо стандартного бензина К5 позволит снизить до 20 процентов вредных выбросов в атмосферу. При том, что ужесточение экологических требований к бензину сегодня происходит во всем мире, «Евро 6» превосходит все известные стандарты, работая «на опережение» — раз для двигателей в Европе уже есть норма-«шестерка», то и для топлива она тоже в скором времени появится.
Наиболее токсичные соединения в выхлопных газах при использовании «Евро 6» снижаются — в случае с угарным газом на 9,5 процента, оксидами азота — на 3,9 процента, а на углеводородные соединения — на 3,6 процента. В них меньше вредной серы, бензола и олефиновых и ароматических углеводородов, снижена концентрация смол, — все это уменьшает токсичность выхлопных газов и образование нагара на внутренних частях двигателя, из-за чего снижается износ двигателя. Лабораторные испытания показали, что количество отложений на впускных клапанах снижается до 12,5 процента, а в камере сгорания двигателя — почти на 13 процентов, что улучшает его эксплуатационные свойства. При хранении стабильность топлива оказалась даже выше, чем у предшественников. Эти характеристики были подтверждены заключением Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИ НП). И самое главное, все это создателям удалось сделать без ущерба для себестоимости производства — по цене он не будет отличаться от «Евро 5».
На сегодняшний день «Роснефть» — единственная компания, выпускающая «Евро 6» в промышленных масштабах. Для этого крупнейший нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) компании был серьезно реконструирован и переведен на выпуск бензинов по стандарту «шестерки», там же для контроля качества продукции была введена новая испытательная лаборатория. Технология производства экологичного топлива была разработана сотрудниками НПЗ «Роснефти» и специалистами корпоративного научного комплекса. Компания также планомерно замещает импортные катализаторы (а это ключевой элемент при производстве высококачественных нефтепродуктов) отечественной продукцией нового поколения, избавляясь таким образом от зависимости от зарубежных компаний и снижая издержки. Вся эта работа проделана в рамках масштабной инвестиционной программы «Роснефти» стоимостью более 1,4 триллиона рублей.
Помимо нового экологичного бензина «Роснефть» вывела на рынок топливо Pulsar-100, содержащее увеличенное количество компонентов, которые предотвращают образование отложений в двигателе. В ходе испытаний немецкой компании BASF с использованием двигателя BMW были подтверждены высокие эксплуатационные свойства «Пульсара» — специалисты заявили, что это топливо с многофункциональной моющей присадкой позволяет, в частности, избежать закоксованности форсунок и сокращает время впрыска. Pulsar-100 разрабатывался для массового пользования, но также он используется в автоспорте Российской серией кольцевых гонок. Базой для нового топлива выступил выпущенный в 2018 году высокооктановый автомобильный бензин АИ-100, компонентный состав которого был значительно улучшен по сравнению с бензином АИ-98-К5.
Для мегаполисов важно, чтобы автомобили на их улицах и автострадах передвигались на более экологичном топливе. Гонка по его разработке в ближайшее время останавливаться не собирается, поскольку защита окружающей среды в наше время уже совсем не тренд, а обязанность, необходимая для выживания человечества.