Мощь и роскошь Обновленная станция «Смоленская» встретит пассажиров летом 2021 года

Фото: АГН «Москва»

Станция «Смоленская» была открыта 5 апреля 1953 года и сохранилась практически в первозданном виде. Она вошла в состав участка «Киевская» — «Площадь Революции» и дублировала соседний отрезок Филевской линии, который был заложен на небольшой глубине. Станции параллельного участка Арбатско-Покровской линии были построены методом глубокого заложения, и теперь мы имеем две «Смоленских» и две «Арбатских», которые не являются пересадочными.

Период расцвета

Станции, построенные в послевоенные 1950-е годы, являются самыми помпезными в столичном метрополитене. Это был период расцвета архитектуры и богатства декора в московском метро. И «Смоленская» здесь не исключение. Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Но помимо него в архитектурный ансамбль станции входит еще и замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо. Проход между домами также задекорирован в едином стиле.

Фото: Игорь Михалев / РИА Новости

Круглый наземный вестибюль, созданный по проекту архитекторов Олега Великорецкого и Александра Стрелкова, в основании отделан черным мрамором и украшен четырьмя медальонами с изображениями знаковых побед и указаниями дат. Это 1612 год — изгнание польских интервентов, мы отмечаем этот праздник 4 ноября, 1812 год — война с французами, 1917-й — год октябрьской революции и последний медальон — 1945 — год победы над фашистскими захватчиками.

Кассовый зал находится в прямоугольной части вестибюля и выглядит шикарно: окошки отделаны деревом, на потолках лепнина и восхитительные люстры, роскошные светильники. Над входом в эскалаторный зал цветная мозаика посвящена 1812 году, над выходом — 1945 году. Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала представляет собой повторяющиеся изображения ордена «Победа». Из деталей — роскошные вентиляционные решетки, какие можно встретить в каких-нибудь богатых усадьбах, музеях, дворцах… и в метро. Свод купола ребристый, а за карнизом расположены подсвечивающие его снизу светильники. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Это станция глубокого заложения глубиной 50 метров.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Внизу на платформе также можно увидеть несколько артефактов, например старые деревянные двери. Архитекторы пытались скрыть массивность пилонов, и поэтому в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые также скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу — черным мрамором. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Еще из декоративных элементов — торец центрального зала украшает барельеф работы скульптора Мотовилова. Тема — защитники Отечества.

Все по плану

Во время ремонта на «Смоленской» заменят три эскалатора, установленных еще при открытии станции — в 1953 году. «Срок их эксплуатации подходил к концу, — пояснили в пресс-службе Московского метрополитена. — Помимо установки современных безопасных эскалаторов, здесь проведут капитальный ремонт вестибюля. Поскольку на станции только один выход, отремонтировать ее без закрытия невозможно. Поезда проезжают "Смоленскую" без остановки».

Для проезда в район временно закрытого участка пассажиры могут воспользоваться, помимо станции «Смоленская» Филевской линии, также станциями «Кропоткинская» и «Парк Культуры» Сокольнической линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Арбатская» Филевской линии, «Киевская» Филевской, Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.

Фото: АГН «Москва»

Новые эскалаторы будут надежнее и удобнее в эксплуатации и техническом обслуживании. К тому же они и тише в работе. Прослужат новые машины как минимум 50 лет. Применение системы мониторинга их работы обеспечит более быстрый поиск и устранение неисправностей. Работы по замене машин будут проходить в несколько этапов: сначала демонтаж старых эскалаторов, затем — демонтаж их фундаментов вместе с разборкой элементов декоративной отделки свода наклонного тоннеля. Далее последуют работы в наклонном тоннеле: специалисты отремонтируют обделку тоннеля и загерметизируют элементы тюбинговой обделки. Сейчас тюбинги скрыты декоративным сводом, который будет демонтирован на время работ. Потом — монтаж нового декоративного свода и заливка фундаментов под новые эскалаторы, их монтаж и наладка.

В столичном метрополитене заверяют, что архитектурный облик станции будет сохранен полностью. В процессе работ используются архивные чертежи и документы, а также фотографии и рисунки. Именно благодаря им можно определить, каков был замысел авторов проекта станции. При этом все работы будут проводиться под контролем специалистов Департамента культурного наследия и Московского метрополитена. Более того, в ходе работ будет восстановлена первоначальная система освещения: отреставрированы многочисленные сохранившиеся светильники и воссозданы утраченные, для светильников будут воссозданы плафоны молочного стекла по первоначальной технологии. Уникальность освещения станции состоит в том, что такие светильники изготавливались индивидуально для «Смоленской». При этом современные требования к уровням освещенности вносят свои коррективы. Поэтому проектом предусмотрена установка исторических плафонов, но со светодиодными лампами, которые ярче и долговечнее.

Фото: АГН «Москва»

Также предполагается отреставрировать решетки вентиляции, восстановить полы в пассажирской зоне с повторением исторического рисунка. Мозаичные панно будут отреставрированы. Сначала предстоит обследование состояния мозаики, в ходе которого будут выявлены существующие дефекты, затем будет подготовлен план-проект реставрационных работ с соблюдением цветовой палитры, которая задумывалась изначально.

Отреставрируют и реконструируют деревянный блок телефонов-автоматов в обходном коридоре. Деревянные двери служебных помещений, дверцы пожарных кранов и пультов управления также ждет реставрация.

С заменой эскалаторов и реставрацией «Смоленской» в метрополитене управятся за 16 месяцев, и воспользоваться обновленной станцией пассажиры смогут уже летом 2021 года.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше