72-й Берлинский фестиваль хотя и продлится до 20 февраля, но уже объявил лауреатов призов основного конкурса. Жюри, которое возглавлял режиссер «Шестого чувства» и «Знаков» М. Найт Шьямалан (не самая, прямо скажем, очевидная фигура для оценки преимущественно авторских, провокационных и непростых для восприятия фильмов, показанных на киносмотре), присудило главную награду Берлинале «Золотой медведь» картине каталонки Карлы Симон «Алькаррас». «Лента.ру» рассказывает об этом и остальных призерах фестиваля.
«Золотой медведь» за лучший фильм
«Алькаррас» (Alcarràs), режиссер Карла Симон
Учитывая не самый высокий уровень основного конкурса Берлинале-2022 и то, как многие из фильмов в нем участвовавших явно не сильно беспокоились о комфорте зрителей, нет ничего удивительного в том, что М. Найт Шьямалан и его коллеги по жюри в итоге вручили главный приз фестиваля самой почтенной, даже старомодной по форме и структуре картине. Каталонка Карла Симон в своем «Алькаррасе» довольно явно и не без элегантности отсылает к Чехову — в истории семьи фермеров, из-за продавшего землю под солнечные панели лэндлорда в последний раз собирающих урожай в своем персиковом саду, нетрудно разглядеть блики «Вишневого сада». Чехов, впрочем, вряд ли мог ввести в сюжет тайком выращивающего марихуану тинейджера!
Гран-при жюри «Серебряный медведь»
«Фильм писательницы» (So-seol-ga-ui yeong-hwa), режиссер Хон Сансу
Кадр: фильм «Фильм писательницы»
Постоянный участник и регулярный призер Берлинале, кореец Хон Сансу уже давно заслуживает главного приза фестиваля — но продолжает довольствоваться наградами менее статусными. Что ж, призы призами, но чего не отнять: Хону вновь удалось снять самый мудрый и тонкий фильм Берлинской программы. Из повседневной рутины случайных встреч и сдобренных соджу посиделок в «Фильме писательницы» складывается не только цельное, пронзительное высказывание о парадоксальной, непредсказуемой природе рождения искусства, но и — очередное в карьере Хона — наблюдение о человеке как таковом, во всей завораживающей сложности его отношений со временем, делом, людьми вокруг и самим собой.
Приз жюри «Серебряный медведь»
«Одеяние из драгоценных камней» (Robe of Gems), режиссер Наталья Лопес Гайардо
Кадр: фильм «Одеяние из драгоценных камней»
Наталья Лопес Гайардо, не только постоянный соавтор фильмов мексиканского психомистика Карлоса Рейгадаса (без ее участия как монтажера, актрисы, музы невозможно, например, представить его последний фильм «Наше время»), но и его жена, дебютировала в режиссуре картиной, которая заимствует поэтичный рейгадасовский стиль — но использует его для высказывания социального и классового характера. В центре сюжета «Одеяния из драгоценных камней» — богатая мексиканка, которая с риском для собственной семьи пускается в поиски пропавшей сестры своей домработницы. Картина Мексики, созданная Гайардо, выглядит, прямо скажем, оглушительно пессимистичной — перед нами в ее фильме предстает страна, жизнь в которой определяется трагедиями и тотальной невозможностью примирения богатых и бедных, белых и коренного населения.
«Серебряный медведь» за лучшую режиссуру
Клер Дени, «Обе стороны лезвия» (Avec amour et acharnement)
Пожалуй, одно из самых неочевидных решений Шьямалана и его жюри — награждение Клер Дени за, возможно, самый спорный фильм в ее славной карьере. Нет, уровень режиссуры Дени — если понимать под режиссурой талант разводить мизансцены и выстраивать напряжение на сюжете, не то чтобы его подразумевающем — неоспорим и в «Обеих сторонах лезвия». Другое дело, что постепенно подводя эту историю любовного треугольника между тремя возрастными парижанами к сатирическому высказыванию о том, что и на шестом десятке с виду приличные люди остаются эгоистичными, полными заблуждений дураками, Дени как будто расписывается в преступном для режиссера грехе. А именно неисправимом человеконенавистничестве.
Прочитать о фильме «Обе стороны лезвия» подробнее можно здесь
«Серебряный медведь» за лучшую главную роль
Мельтем Каптан, «Рабие Курназ против Джорджа Буша-младшего» (Rabiye Kurnaz gegen George W. Bush)
В прошлом году Берлинале отказался от гендерно дифференцированных актерских призов и начал вручать награды за лучшие главную роль и роль второго плана. Победительницу в первой категории было нетрудно угадать заранее — настолько запоминающийся перформанс выдает в фильме немца Андреаса Дрезена «Рабие Курназ против Джорджа Буша-младшего» Мельтем Каптан, настолько она вытаскивает витальностью своего присутствия в кадре эту в остальном не то чтобы магнетическую драму о многолетней борьбе матери за свободу своего сына, несправедливо арестованного и отправленного в Гуантанамо.
«Серебряный медведь» за лучшую роль второго плана
Лаура Басуки, «Нана: раньше, сейчас и потом» (Nana)
Кадр: фильм «Нана: раньше, сейчас и потом»
По-своему удивительным кажется выбор именно Лауры Басуки из индонезийской ретродрамы «Нана» в качестве лауреатки берлинского приза — не потому что Басуки делает что-то не так (напротив, она убедительно источает сестринскую заботу в роли новой любовницы мужа главной героини), а потому что «Нана» более-менее целиком зависит от игры Хэппи Салмы в заглавной роли. С другой стороны, награждение этого не то чтобы революционного, но запоминающегося в своем тихом благородстве фильма, умело помещающего драматичную личную историю в большой исторический контекст, даже и таким призом — уже похвально само по себе.
«Серебряный медведь» за лучший сценарий
Лайла Стилер, «Рабие Курназ против Джорджа Буша-младшего» (Rabiye Kurnaz gegen George W. Bush)
Как было сказано выше, сердце «Рабие Курназ против Джорджа Буша-младшего» — перформанс Мельтем Каптан в главной роли: играя неунывающую в адской ситуации, готовую переубедить весь мир с помощью оберегов от сглаза и фирменных домашних котлет немецкую турчанку, актриса искупает и скупую однородность режиссуры, и удивительную антидраматичность сценария. Тем неожиданнее выглядит именно сценарный приз, полученный этой картиной — можно лишь, наверное, предположить, что члены жюри так устали смотреть один брезгующий сюжетными твистами фильм за другим, что порадовались ленте, которая просто и без изысков рассказывает хоть сколько-то увлекательную историю.
«Серебряный медведь» за выдающееся художественное достижение
Рити Пан за создание выразительной и запоминающейся вселенной в фильме «Все будет хорошо» (Everything Will Be Ok)
Кадр: фильм «Все будет хорошо»
Живущий во Франции камбоджийский режиссер Рити Пан в своих лучших фильмах — например «Исчезнувшем изображении» — с помощью кукол воссоздавал пережитый им самим в детстве геноцид красных кхмеров и таким изобретательным образом компенсировал отсутствие хоть каких-то визуальных свидетельств той социальной катастрофы. Во «Все будет хорошо» Пан вновь обращается к кукольной форме — но уже чтобы представить на экране диктатуру фантасмагорического будущего, в котором звери, умильные деревянные обезьянки и поросята, поработят человечество. Впечатление эти сумасбродные картины невозможного авторитаризма действительно производят (чего стоит только чипирование пленных людишек врачом-носорогом) — если бы только их не сопровождал невыносимо патетический, лишенный хоть какой бы то ни было сфокусированности, бесконечно обсасывающий общие места закадровый текст.
«Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм
«Трэп», режиссер Анастасия Вебер
Церемония вручения призов Берлинале началась с хороших новостей для российского кинематографа: выпускница Санкт-Петербургской школы нового кино Анастасия Вебер стала лауреатом «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм фестиваля. Ее выразительный, визуально завораживающий «Трэп» — двадцатиминутная брутальная кинопоэма о тревожных днях и безумных ночах молодежи, обитающей на задворках большого города и большой истории (пусть даже один из персонажей и пытается отобраться в состав олимпийской сборной). Вебер более чем удается даже на уровне образов передать само ощущение жизни в стремительно закрывающейся от остального мира стране — и на фоне окружающих Россию новостей нет ничего удивительного в том, что жюри берлинского короткометражного конкурса увидело в этом качестве «Трэпа» особенную актуальность.