По статистике, около 70-80 процентов всех долгов россиян — это небольшие суммы до 3000 рублей. Вместе же они составляют многомиллионные убытки для кредиторов. Если гражданин вовремя не погасил кредит или не внес обязательный платеж, он должен быть готов к тому, что ему могут позвонить и вежливо попросить вернуть долг. Это звонят коллекторы. «Лента.ру» объясняет, кто это такие, как общаться с коллекторами, стоит ли их бояться и можно (и нужно ли) угрожать им судом.
Кто такие коллекторы
Коллектор — это специалист по возврату просроченных долгов. К услугам коллекторов прибегают кредиторы, когда им не возвращают долг или не вносят обязательные платежи. Коллекторы могут действовать по поручению кредиторов, напоминая должникам о необходимости вернуть долг, а могут перекупить задолженность, и тогда будут взыскивать деньги уже в свою пользу. Коллекторов, общающихся с должниками, иногда сравнивают с бойцовскими собаками, которые не отпускают жертву, в которую вцепились. Для коллекторов не бывает незначительных просрочек. Задолженность в полторы тысячи рублей и в несколько тысяч долларов они будут взыскивать одинаково строго и упорно.
В России с 2017 года деятельностью по возврату просроченной задолженности могут заниматься только коллекторские компании, которые входят в единый государственный реестр. Он является общедоступным и представлен на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Однако на практике взысканием долгов занимаются не только профессиональные коллекторы. Долги имеют право взыскивать и первичные кредиторы — банки и микрофинансовые организации. В сфере ЖКХ профессиональные коллекторы тоже работают редко, там собирают долги поставщики ресурсов или управляющие компании ЖКХ.
Коллекторская деятельность не подлежит лицензированию, поэтому если к вам пришли коллекторы, нужно требовать у них свидетельство о внесении компании в госреестр. Именно этот документ подтверждает легальность их работы. Существует еще один способ убедиться, что коллекторы действуют законно: проверить, состоит ли агентство в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Главной целью этой организации является цивилизованное взыскание задолженностей на основании действующих законов.
Как общаться с коллекторами
Если кредитор нанял коллектора или продал ему долг, он обязан сообщить об этом должнику. Кредитор не может обращаться в несколько агентств, он имеет право привлечь только одну коллекторскую организацию. Если кредитор нарушил ваши права, можно отправить жалобу в Банк России через специальную форму.
Когда звонит коллектор, нужно сразу проверить, не мошенник ли это.
И даже с законным коллектором можно отказаться общаться, пока не пришло официальное уведомление от кредитора. Если коллектор действует легально, бояться общения с ним не стоит. Сотрудник агентства не ставит перед собой цель запугать должника и заставить его отдать долг любой ценой. Коллектор описывает возможные перспективы и вместе с должником ищет способ решить вопрос с долгами.
Если коллектор нарушает закон, нужно обратиться в Федеральную службу судебных приставов. Если же речь идет об угрозах жизни и здоровью или других серьезных нарушениях, необходимо написать заявление в полицию. Никто не имеет права требовать погашения долга, если гражданин находится на стационарном лечении; считается недееспособным; инвалид I группы; несовершеннолетний (за исключением эмансипированных несовершеннолетних). Однако все эти случаи нужно подтвердить документально. Коллектор не может описать имущество или снять деньги со счетов должников. Такое право имеют только судебные приставы.
Что можно делать коллекторам
В законодательстве четко прописаны рамки, которые должны соблюдать коллекторы в общении с должниками. Коллекторы могут звонить должникам не чаще раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом звонки должны поступать только с 8:00 до 22:00 в рабочие дни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники. Коллектор обязан представиться и назвать кредитора, интересы которого он представляет.
Кроме того, коллекторам разрешено отправлять телеграфные, текстовые и голосовые сообщения не чаще двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц и с теми же ограничениями по времени, что и звонки. Сообщения должны содержать наименование кредитора и имя коллектора, номер контактного телефона и напоминание о просроченной задолженности.
Коллекторам можно лично встречаться с должником, но не более одного раза в неделю. В некоторых случаях коллекторам можно общаться с родственниками должника или с третьими лицами, если должник дал на это письменное согласие, а его близкие не выразили несогласия. Родственники и третьи лица имеют право отказаться от общения с коллекторами. В целом современные коллекторы обязаны быть предельно корректными. Они не могут причинять какой-либо вред должникам — ни психологический, ни тем более физический.
Чего нельзя делать коллекторам
По закону коллектор не может скрывать свои контакты (телефон, адрес электронной почты) и давать неверную информацию о сумме долга, о сроках погашения, об обращении в суд и уголовном преследовании. Также нельзя обманывать должника о своем статусе (например, говорить о принадлежности к государственным органам).
Еще запрещается публично раскрывать сведения о должнике и его долге, делиться сведениями о должнике и долге с третьими лицами, а также угрожать, унижать, применять физическую силу и повреждать имущество. За нарушение этих правил коллекторским организациям грозит штраф до двух миллионов рублей.
Законодательство о коллекторах
Федеральный закон №230 предъявляет несколько серьезных требований к общающимся с должниками компаниям. Коллекторами могут быть только юридические лица. Частные лица или индивидуальные предприниматели не могут быть коллекторами. Размер активов коллекторской компании должен быть не менее 10 миллионов рублей. Коллекторское агентство может работать только при наличии договора обязательного страхования ответственности, которое применяется в случае причинения убытков должнику.
У компании должен быть официальный сайт с информацией о ней, а также современное оборудование и ПО, чтобы хранить и защищать персональные данные должников.
По словам гендиректора коллекторского агентства «ЭОС» Антона Дмитракова, требования к работникам официальных коллекторских агентств зачастую выше, чем к отдельным категориям госслужащих. Например, коллектор не может не только иметь судимости в прошлом, но и вовремя не оплачивать штрафов ГИБДД — даже это может стать поводом для его увольнения.
Новые правила в законе о коллекторах в 2023 году
10 июля 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон об уголовной ответсвенности за незаконную деятельность коллекторов. Теперь за применение насилия, повреждение имущества, распространение порочащих сведений и угрозы коллектор может сесть в колонию. Раньше за такие нарушения была предусмотрена только административная ответственность.
Какое наказание теперь может получить коллектор:
- за применение угрозы —пять лет лишения свободы;
- за применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, а также за повреждение или уничтожение имущества —до семи лет колонии;
- за нарушения, совершенные группой лиц по предварительному сговору без применения опасного для здоровья насилия — также до семи лет колонии;
- за причинение вреда здоровью, опасное для жизни насилие и нанесение материального ущерба в особо крупном размере со стороны организованной группы лиц — до 10 лет колонии.
Также в законодательстве появилось такое понятие, как «обмен сообщениями». Теперь если должник дал ответ на первое сообщение от коллектора, в течение дня взыскатель сможет отправлять клиенту неограниченное количество сообщений до тех пор, пока диалог не будет завершен. И все это будет считаться одним случаем контакта.
При этом действующий закон ограничивает право кредитора или его представителя на личное взаимодействие с должником. Личные встречи можно проводить не чаще, чем раз в неделю, а звонить по телефону — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в течение месяца.
Кроме того, в ходе поправок в закон ввели понятие «автоматизированный интеллектуальный агент». По него попадают роботы-коллекторы и автоинформаторы, которыми пользуются взыскатели. Теперь компании должны будут давать должникам возможность переключаться с робота на человека во время разговора.
Еще теперь будет можно заменять настоящие имена коллекторов на псевдонимы. Они должны состоять из имени и номера идентификации. Такую меру ввели, чтобы защитить коллекторов от угроз со стороны должников.
Указанные изменения вступят в силу в 2024 году.
Можно ли не общаться с коллекторами
Отказаться от взаимодействия с кредитором или коллектором можно только через четыре месяца с момента просрочки платежа. Для этого нужно направить заявление и сообщить, что вы либо не желаете взаимодействовать, либо будете делать это через своего адвоката.
Когда должник отказывается решать вопросы с кредитором или коллектором, они передают дело в суд. Если суд принимает решение, что кредит или заем нужно вернуть, за дело берутся судебные приставы. И с ними договориться полюбовно невозможно. Судебные приставы, в отличии от коллекторов, имеют право арестовать счета, описать и продать имущество должника для погашения долгов.
Свести общение с черными коллекторами к минимуму.
Не паниковать, не поддаваться на провокации.
Не пускать их к себе домой.
Подавать жалобы в МВД, прокуратуру и других госорганы.
Есть еще один случай, когда отказ от взаимодействия с коллекторами и кредиторами происходит автоматически: если должник объявил себя неплатежеспособным и начал процедуру банкротства. Тогда долговые вопросы решает финансовый управляющий, которого назначает арбитражный суд.
Что делать, если вы столкнулись с черными коллекторами
По статистике ФССП, с каждым годом количество жалоб на действия коллекторов растет. Есть компании, которые взыскивают просроченные долги незаконно, и количество таких черных коллекторов только увеличивается. Но есть и официальные, внесенные в реестр агентства, которые тоже идут на нарушения законодательства. Должникам угрожают, давят морально, «прессуют» родственников.