«Технологии — это всегда про людей» Первый вице-президент МТС по технологиям Павел Воронин — о будущем цифровых экосистем

Фото: МТС

Курс МТС на трансформацию и развитие новых цифровых продуктов обусловил переход компании от образа телекоммуникационного холдинга к модели цифровой экосистемы. О том, как компания перестраивала позиционирование на рынке, что она предлагает клиентам сегодня, как растит кадры для российской IT-отрасли и каким представляет свое место в интернете будущего, в интервью «Ленте.ру» рассказал первый вице-президент МТС по технологиям Павел Воронин.

МТС уходит от образа телекомкомпании к модели цифровой экосистемы. Смена позиционирования совпала с изменениями настроений и предпочтений клиентов. Насколько своевременно сейчас менять свое позиционирование? Не надежнее ли было сохранять образ именно телеком-оператора?

Павел Воронин: Мы действительно сейчас переживаем изменения — меняется бизнес, привычки людей, многие зарубежные сервисы стали недоступны. С одной стороны, мы видим снижение покупательской способности: в вопросе, куда вкладывать средства, люди стали более осмотрительными, даже если речь о подписке на цифровые услуги. С другой — открываются возможности для развития российских решений.

Фото: пресс-служба МТС

Экосистемная модель дает преимущество: позволяет глубже вовлекать пользователей за счет синергии продуктов. Но в то же время задает высокую планку качества и удобства использования сервисов, потому что мы конкурируем уже не с телекоммуникационными компаниями, а с технологическими экосистемами за время и долю в кошельке пользователя. Мы обладаем внушительной экспертизой и всей необходимой инфраструктурой, чтобы конкурировать с крупными технологическими компаниями.

Мне очень нравится, как работают экосистемы от производителей смартфонов, вроде Apple и Huawei. Один раз настроив учетную запись, я могу синхронизировать все устройства между собой, использовать единую идентификацию и общий способ списания платежей. И все это происходит бесшовно. Экосистемный подход мотивирует из года в год выбирать гаджеты одной компании, поскольку это позволяет легко перенести все данные со старого устройства на новое. При выборе модели другого производителя сделать это будет сложнее.

Создание экосистемы для нас — это не просто модное веяние, а возможность сделать повседневную жизнь людей удобнее и проще. Например, в сервисах МТС реализована единая идентификация с помощью номера телефона, которая в принципе появилась одной из первых на рынке. Сейчас вы можете переходить между витринами экосистемных продуктов, не вводя никакой информации — ни номера телефона, ни паролей, — система автоматически узнает пользователя. Кроме того, у нас есть набор платежных средств, начиная от привязанных к аккаунту карт и заканчивая номером лицевого счета. Сегодня мы предоставляем пользователям экосистемные подписки и пакеты уже интегрированных между собой сервисов, которые дают уникальные преимущества десяткам миллионов наших клиентов.

Какие продукты и сервисы предоставляет МТС пользователям в рамках экосистемы?

Мы стараемся строить отношения с нашими клиентами так, чтобы они оставались с нами дольше. Разрабатываем сервисы для разных сфер жизни. Хотим показать новый пользовательский опыт любителям книг через сервис «МТС Строки», составляем уникальные музыкальные подборки в «МТС Music», даем эксклюзивный контент и широкий выбор фильмов в онлайн-кинотеатре KION. Через «МТС Live» вы можете изучить афишу городских культурных событий или купить билет на концерт. Все эти сервисы, как и многие другие, можно оплатить через МТС Pay, который поддерживается «МТС Банком».

Фото: пресс-служба МТС

Также мы развиваем «Умный дом» от МТС и «Гольфстрим» с охраной и видеонаблюдением, который контролирует безопасность вашего жилья. Представьте, к вашему возвращению с работы в доме включается кондиционер именно на ту температуру, которую вы любите, — и все это автоматически. Таким образом, сервисы МТС закрывают множество ежедневных потребностей, совершенно незаметно, синергично, удобно и бесшовно обеспечивая высокий уровень комфорта.

Что получают клиенты от компании, вокруг которой строится экосистема?

Наш потенциал, амбиции и компетенции говорят о том, что мы можем быть первыми среди экосистем. МТС — лидер по количеству абонентов в России, в базе компании более 80 миллионов пользователей. Опираясь на накопленные знания о том, какие сервисы используют наши абоненты через мобильный телефон, интернет и ID своего номера, мы можем предложить именно те услуги в онлайн- и офлайн-сегменте, которые им действительно нужны.

Что важно — сервисы МТС сегодня легко переходят из одного в другой, из цифровой среды в офлайн и наоборот. Мы легко можем предугадывать потребности абонента в какой-либо услуге в реальной и виртуальной жизни. Все, что относится к банку, телекому, цифровым развлечениям, умным устройствам, — все эти направления помогают нам развивать экосистему сервисов МТС в соответствии с запросами пользователей.

Также один из ключевых векторов развития МТС — строительство большой B2B-платформы The Platform, которая объединяет все сквозные IT-решения экосистемы и помогает улучшать бизнес-процессы. Сейчас это крайне актуально, поскольку компаниям из разных сфер требуется импортозамещение, поддержка и новые возможности для развития. Эти сервисы мы делали для МТС, а сейчас предлагаем компаниям-партнерам, с которыми давно сотрудничаем. Наши наработки может использовать любое предприятие, отталкиваясь от своих потребностей: каталог сервисов позволяет жонглировать ими, собирать бизнес, как конструктор. Кому-то нужно наполнение клиентского профиля, кому-то — построение производственного цикла, внедрение механик ценообразования и т.д. Чем больше у МТС бизнесов внутри, тем больше возможностей мы даем партнерам.

Фото: пресс-служба МТС

Создание большого количества новых цифровых продуктов требует глубокой экспертизы в технологиях и огромной команды IT-специалистов. Есть ли сейчас проблема с кадрами и как устроен процесс разработки в компании?

Стратегические направления бизнеса мы готовы растить своими силами, для этого мы серьезно расширили команду. Так, в течение 2022 года мы увеличили наем в четыре раза. Мы стремимся предлагать лучшие на рынке условия, выстраиваем системы долгосрочной и краткосрочной мотивации, работаем с технологической культурой, развиваем систему обучения. Нам близка концепция, когда наш сотрудник внутри компании может развиться от своего текущего уровня до максимума карьерной ветки. Для специалистов технических специальностей особенно важно сохранять интерес к расширению компетенций. Если у человека есть понятный прозрачный трек развития, наша задача — создать условия для этого движения.

Если мы понимаем, что быстро не сможем реализовать необходимый для экосистемы продукт, мы покупаем уже зарекомендовавшие себя проекты, как это было с «Гольфстрим» и Webinar.ru. Одни продукты, вроде цифровой библиотеки «Строки», могут развиваться с нуля нашими специалистами, другие подразумевают партнерство с крупными участниками рынка, как, например, «Яндекс.Музыка». Многие стартапы сейчас выбирают не самостоятельное развитие, а коллаборацию с сильным игроком, и для нас, как для крупной компании, договариваться с такими проектами стало проще. Мы создали культуру, которая хорошо подходит для работы со стартапами, не душит их корпоративными процессами, а дает свободу, ресурсы и делится экспертизой. Мы постоянно наращиваем профессионализм нашей команды.

Фото: пресс-служба МТС

Многие компании столкнулись с оттоком разработчиков и дефицитом сильных кадров. Чувствуете ли вы нехватку IT-специалистов?

Сейчас у соискателей запрос на стабильную работу и достойный заработок. МТС предлагает не только стабильность, но и целый спектр интересных карьерных вызовов. Сегодня мы ориентированы на развитие новых направлений и бизнесов. Это и «МТС Travel» — как замена ушедшему Booking, «МТС Live» — для поиска и покупки билетов на мероприятия и концерты, «МТС Маркетолог» — как новое сильное направление в рекламе на базе BigData, это «Умный дом» на базе «Гольфстрим», сервисы по кибербезопасности и геймингу и многие другие продукты. Мы активно инвестируем в развитие новых направлений, развитие компетенций и поиск кадров для укрепления этих бизнес-направлений.

Мы предлагаем одни из лучших условий работы в России и даем возможность участвовать в создании интересных и важных сервисов, именно поэтому к нам переходят компетентные специалисты с глубоким пониманием продуктов и рынка. Мы постоянно развиваем карьерные пути, предлагаем возможности дополнительного обучения в рамках компании, держим достойную оплату труда и в результате уже сейчас можем говорить о самом низком оттоке за всю историю компании. Несмотря на турбулентность в сфере в разные периоды года, отток IT-специалистов снизился в два раза по сравнению с прошлым годом. Это особенно ценно. Ошибочно полагать, что технологии — это про замену людей. На самом деле технологии — это всегда про людей.

Сотрудники IT-сферы славятся своим нежеланием сидеть на одном месте и частой сменой работодателей. Вы говорите о рекордно низком оттоке разработчиков внутри компании. Как вы достигли этого результата?

С точки зрения работы с кадрами мы сейчас развиваем много новых направлений. Например, в МТС существует система ротации между вертикалями бизнеса. То есть сотрудник может перейти из финтех-стека или технологической платформы в телеком или в любой другой интересный и подходящий ему сервис. Даже если специалист считает, что «пересидел» на своей позиции, мы в первую очередь предлагаем ему какую-то ротацию внутри технологических отраслей МТС. Если он не находит чего-то интересного в своем направлении, он может перейти в совершенно новое для себя. Компания имеет множество отраслей, разноплановые бизнесы — от банка до гейминга, поэтому мы всегда можем предложить развитие внутри экосистемы в новой команде, в новом бизнесе.

При этом если сотруднику недостает каких-либо знаний, мы строим карьерные треки и даем возможность вырасти внутри компании от джуниора до тимлида и выше, пройдя обучение в рамках центра «МТС.Тета». Авторы курсов — ведущие разработчики и архитекторы компании — помогают освоить языки программирования и различные стеки технологий. Кроме того, с помощью «МТС.Тета» мы привлекаем новых людей в команду.

Фото: пресс-служба МТС

Школа предлагает бесплатные курсы для специалистов разного уровня, лучших мы приглашаем на работу. Так, например, более 30 процентов выпускников программы по Golang-разработке теперь работают в компании. Можно сказать, мы растим квалифицированные кадры для всего рынка, но в первую очередь, не буду лукавить, для себя. Мы предлагаем специалистам хорошие условия и с помощью долгосрочных и краткосрочных мотивационных программ, одних из лучших на рынке, стараемся сохранять их эксклюзивную экспертизу в компании. В МТС сейчас большое внимание уделяется развитию HR-культуры и комфорту сотрудников, начиная от расширенного ДМС и сеансов массажа в офисе и заканчивая удобными рабочими местами, зонами отдыха, спортзалом, смузи-барами, едой на любой вкус.

Если речь об общем тренде рынка IT-специалистов, справедливо ли говорить о дефиците IT-кадров в России?

Если ориентироваться на цифры, которые говорят о количестве вакансий на одно резюме, то, действительно, такой дефицит есть. Нам нужна работа по увеличению количества профильных вузов, кафедр, программ переквалификации. России нужно нарастить свои мышцы в технологическом суверенитете. Это небыстрый путь. Поэтому можно приветствовать любые меры господдержки, которые в текущих условиях принимаются для увеличения количества кадров. МТС активно сотрудничает с вузами, запускает кафедры, проводит образовательные программы и конкурсы. Например, недавно мы запустили курсы по backend-разработке на Golang на базе ВШЭ и по разработке рекомендательных систем на Python в рамках магистратуры по машинному обучению ИТМО. Лучших выпускников мы приглашаем на стажировку, а самые перспективные могут даже получить от нас оффер.

Расскажите, как в условиях санкций удается поддерживать работоспособность серверов и другого оборудования. Есть ли у компании запасы и переходите ли вы с зарубежного ПО на отечественное?

МТС развивает облачный сервис, и мы видим рост интереса крупных компаний к cloud-услугам. Также у нас были заранее и с запасом закуплены комплектующие для телеком-оборудования, поэтому перебоев мы в ближайшее время не ожидаем. Параллельно мы, как и весь рынок, ищем новые возможности, без остановки развиваем серверные мощности. Также важный момент — это замена импортного ПО на отечественное. В МТС хорошо развита IT-экспертиза, поэтому мы способны импортозаместить большую часть необходимых решений. Какие-то решения мы покупаем на рынке, некоторые российские компании приобретаем целиком. Лицензии на сегодняшний день действуют, поэтому у нас есть время для планомерного перехода на отечественное ПО. Этот процесс идет в штатном режиме, все концепции перехода проработаны нашими специалистами.

Многие IT-компании в этом году зафиксировали утечки чувствительной персональной информации о своих клиентах. Вы фиксируете кибератаки на свои системы — и как от них защищаетесь?

Безопасность данных пользователей всегда была приоритетом МТС. Мы следим за качеством предоставляемых решений и сервисов, чтобы личные данные наших клиентов были надежно защищены. Тайна связи, банковская тайна, тайна переписки и личных данных — главное для компании. Сегодня мы, как и весь российский бизнес, сталкиваемся с DDoS и хакерскими атаками. У нас выстроена система безопасности, которая обеспечивает защиту от подобных атак. Также мы усиливаем направление кибербезопасности.

Фото: пресс-служба МТС

МТС сообщали о приобретении российского «убийцы Zoom» — компании Webinar. Сегодня подобные сервисы — must have для экосистемной компании. Что еще планируете запустить или купить в этом году?

Сейчас будут стремительно развиваться новые бизнес-направления МТС. Думаю, в первую очередь это коснется сервиса «МТС Маркетолог»: коллеги серьезно исследуют рынок на предмет дополнительного развития продукта или покупки каких-то сервисов.

Также я вижу спрос на сервисы, связанные с кибербезопасностью, — возможно, мы рассмотрим некоторое укрепление экосистемы МТС дополнительным продуктом из этой индустрии. Кроме того, мы планируем развитие серьезной платформы на базе Webinar. Нельзя забывать о собственных акселераторах «МТС StartUp Hub» и «МТС AI». Мы активно смотрим перспективные стартапы и с удовольствием участвуем в их развитии.

Как вы видите интернет будущего? Какие перспективы имеет идея появления метавселенных и по каким законам они будут существовать?

Определенно, метавселенные — это новый тренд, который захватывает все более широкую аудиторию. Метавселенная — это виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с объектами. Пользователи здесь могут сами создавать контент, доступный для других пользователей метавселенной. Чтобы эта история начала активно развиваться, важен единый стандарт, как в случае с интернетом.

Интернет будущего будет зависеть от креаторов и экосистемы креаторов, которые будут создавать то, чем другие будут пользоваться. На мой взгляд, интересный вопрос, будет ли одна ключевая метавселенная или фрагментированные интегрированные истории. Но всем нам там быть. Это естественная эволюция того, где мы находимся сейчас с точки зрения пользовательских интерфейсов. МТС тоже интересует эта тема, мы пилотируем разные разработки, изучаем сценарии развития и составляем свое целевое видение в рамках бизнеса. Очевидно, что для развития метавселенных пока есть некоторые технологические барьеры, однако это вопрос времени.

Будет ли благодаря цифровым технологиям стираться грань между реальным и виртуальным миром?

Постепенно грань между реальным и виртуальным миром будет стираться, но это произойдет не раньше, чем через пять-десять лет. Одна из важных технологий — это Generative AI, или генеративный искусственный интеллект, который будет способен создавать данные: тексты, видео, изображения, аватары, объекты метавселенной. Сегодня создать виртуальный мир можно, но над ним будут трудиться дизайнеры, разработчики, копирайтеры и еще десяток специалистов.

Основная идея и перспективы развития искусственного интеллекта в ближайшую пятилетку — это акцент на мультимодальные нейросети. В тот момент, когда искусственная нейросеть научится самостоятельно создавать виртуальное пространство на основе интересов пользователя, концепция метавселенных сделает прорывной шаг в будущее. Пока что над этим предстоит серьезно работать, а для большинства обывателей все разговоры про метавселенные выглядят фантастическими сказками.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше