В Грузии назревает внутриполитический конфликт из-за официальной позиции руководства страны по конфликту на Украине. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили открыто упрекнул Киев в желании втянуть Грузию в военные действия. А спикер парламента и глава правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе назвал оппозиционных политиков сторонниками «глобальной войны» и обвинил в намерении открыть в Грузии второй фронт. Часть политической элиты действительно заинтересована в более тесном сотрудничестве с Украиной, однако после начала специальной военной операции Грузия все больше дистанцируется от Украины. Власти неизменно поддерживают украинскую сторону в официальных заявлениях, но отказываются передавать Киеву оружие и вводить санкции против России. О том, почему Грузия не решается поддержать своего партнера на постсоветском пространстве, что стоит за охлаждением грузино-украинских отношений и как это повлияет на позиции России в регионе, — в материале «Ленты.ру».
Напряжение в отношениях Украины и Грузии возникло после того, как еще в начале прошлого года премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили объявил, что не планирует вводить санкции против России, объясняя это национальными интересами.
Вскоре президент Украины Владимир Зеленский даже отозвал посла из страны «за неморальную позицию» грузинских властей в отношении добровольцев, желающих сражаться на украинской стороне. Дело в том, что Грузия всячески препятствует их отправке на Украину из-за внутриполитических соображений.
Однако кризис в отношениях не был исчерпан, даже несмотря на то что Украина смягчила свою позицию и уже в октябре начала вести переговоры по возвращению прежнего уровня дипломатического присутствия в Грузии.
Дело в том, что геополитическое противостояние между Россией и западными странами из-за Украины оставляет Грузии мало пространства для выработки неконфликтной внешнеполитической стратегии. По этой причине власти страны не только отказались от открытой антироссийской риторики, но и обозначили свое нежелание участвовать в противостоянии в какой-либо роли. Так, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили даже обвинил Украину в провокациях с целью сделать его страну участником военного конфликта.
При этом Грузия неоднократно отказывала Украине в просьбах передать средства медицинской помощи, оружие и военную технику, в том числе бронемашины Didgori, а также зенитно-ракетные комплексы «Бук», которые были переданы украинской стороной во время боевых действий в 2008 году. Несмотря на просьбы Украины вернуть ЗРК, в Министерстве обороны Грузии заявили, что не собираются отдавать комплексы, поскольку «Буки» были куплены, а не получены на безвозмездной основе и теперь являются собственностью страны.
Общность интересов двух стран была не раз продемонстрирована в постсоветский период. И в Грузии, и на Украине доминирует представление о том, что конфликты в Абхазии, Южной Осетии, а также Донбассе произошли прежде всего по вине России, а не вследствие просчетов в национально-государственном строительстве и выбранном евроатлантическом курсе.
Но это только внешнеполитический трек, помимо которого есть и внутриполитическая повестка. В последнее десятилетие Грузию и Украину крепко соединяла фигура Михаила Саакашвили: украинский период его политической карьеры был связан с проигрышем бывшего президента Бидзины Иванишвили и вынужденной эмиграцией из страны после возбуждения в отношении него уголовного дела в 2014 году.
Этот фактор не просто добавил проблем в двусторонние отношения, но и обострил их до предела. Дело в том, что Михаил Саакашвили находится под стражей еще с осени 2021 года, когда он нелегально пересек границу и вернулся в Грузию с Украины. В заключении состояние его здоровья ухудшилось, в связи с чем политик был переведен в столичную клинику «Вивамед».
Украина же все это время требует от властей Грузии «прекратить издеваться» над политиком. Президент Украины Владимир Зеленский открыто обвинил грузинскую сторону в том, что они «публично пытают» и даже намерены убить Михаила Саакашвили. На этом основании Министерство иностранных дел (МИД) Украины потребовало от Грузии отпустить политика на его вторую родину.
При этом правящая партия «Грузинская мечта» не просто позиционирует себя как гаранта мира, но и продвигает образ Михаила Саакашвили как олицетворение войны и авантюризма. Украина же рассматривается как патрон политика, с которым связывают крах нынешней относительной стабильности.
«Грузинская мечта» в этом смысле занимает последовательную позицию — отказывает Украине в поддержке и не провоцирует обострение отношений с Россией. Так, министр обороны Джуаншер Бурчуладзе подчеркнул, что, не вступая в конфликт, Грузия защищает интересы своих граждан.
Хотя в стране звучат и другие голоса: так, президент Саломе Зурабишвили заявила, что «послания правящей партии носят пораженческий характер» и «звучат в унисон с нарративом России». Кроме того, политик предложила включить уход российских военных из Южной Осетии и Абхазии в возможное будущее мирное соглашение России с Украиной.
Однако никаких политических последствий эти заявления не возымели, что объясняется формой правления. Грузия — парламентская республика, в которой президент, не имея серьезных полномочий, зачастую занимает положение «балансира» в политике правительства, у которого, в свою очередь, и находится реальная власть.
По мнению ведущего научного сотрудника Института международных исследований (ИМИ) МГИМО Алексея Токарева, главная причина кризиса — ожидания Украины, что реакция Грузии на начало полномасштабных боевых действий будет максимально антироссийской: введение санкций, поставки советской военной техники, отправка добровольцев.
В качестве еще одной причины охлаждения украино-грузинских отношений политолог также назвал уголовное преследование бывшего президента страны Михаила Саакашвили, который имеет украинское гражданство.
Однако помимо фактора Михаила Саакашвили и необходимости искать баланс во внешней политике, Грузия не спешит портить отношения с Россией и по экономическим причинам.
Дело в том, что в 2022 год экономика Грузии вошла, как посчитали в Международном валютном фонде (МВФ), с серьезными потерями от последствий пандемии коронавируса. В стране продолжали расти уровень бедности, инфляция и безработица — эти тренды Грузия не может преодолеть с середины 2010-х годов.
Удручающая экономическая ситуация разворачивалась на фоне продолжающейся 10 лет подряд убыли населения. Согласно исследованию консалтинговой компании PMC Research, с 2010 по 2022 год страну покинула 861 тысяча жителей, что составляет 23 процента от всего населения страны в 2010 году. При этом большинство грузин уезжало жить в Россию.
И именно Россия является традиционным лидером в торговле с Грузией.
По данным офиса национальной статистики Грузии за 2021 год, Россия занимала третье место в списке крупнейших экспортеров страны. Россия также является одним из самых крупных импортеров мерчандайза в Грузию, уступая лишь Турции: около 13 процентов всех ввозимых в страну товаров — российские. Кроме того, Россия входит и в десятку крупнейших импортеров услуг в страну.
Введение антироссийских санкций в этой ситуации действительно пошло бы вразрез с национальными интересами Грузии, отметил в разговоре с «Лентой.ру» кандидат политических наук, сотрудник факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова Станислав Бышок. Несмотря на то что двусторонние дипломатические отношения Грузии и России были разорваны в 2008 году после пятидневного конфликта и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, между странами сохраняется торговое взаимодействие, а граждане могут легально перемещаться через границу.
При этом, отказавшись вводить санкции против России, экономика страны пережила «позитивный шок», как заявил председатель Национального банка Грузии Коба Гвенетадзе.
Курс грузинского лари укрепился на 20 процентов, что позволило национальному регулятору пополнить резервы. Экспорт же в Россию вырос на 9 процентов, а импорт — почти на 80 процентов. Также в стране зарегистрировались более 6,5 тысячи предприятий с российским капиталом, что в 7 раз больше, чем за весь 2021 год.
Помимо нежелания ухудшать свое положение в сфере безопасности и экономики, Грузия также извлекает существенные выгоды от текущего конфликта. В условиях, когда путешествовать в привычные для туристов страны стало труднее из-за введенных санкций, все больше россиян выбирают Грузию как место отдыха. Поездки также упрощают безвизовый режим и возможность пребывания граждан России в стране целый год, имея лишь загранпаспорт.
По данным Национального банка Грузии, доходы страны от туризма за первые семь месяцев 2022 года составили 1,6 миллиарда долларов, что на 221 процент больше, чем в аналогичный период прошлого года. Количество туристов выросло на 214 процентов за тот же период.
И больше всего среди этих туристов было россиян — более 400 тысяч, что в шесть раз больше, чем за январь-июль 2021 года. Россияне потратили и больше всего средств — почти 335 миллионов долларов, что вдвое больше, чем граждане стран-членов Европейского союза за первые семь месяцев 2022 года.
Причем из более чем 1,5 миллиона россиян, которые въехали в страну в 2022 году, далеко не все туристы.
Для Грузии, которая только оправляется от последствий пандемии, аномальный наплыв туристов и релокантов стал настоящим подарком. Только за июль 2022 года россияне купили более трех тысяч квартир в стране. И хотя оппозиция на этом фоне призывает вернуть визовый режим с Россией, правительство не спешит идти на такие меры.
По состоянию на ноябрь 2022 года в стране осталось жить как минимум 100 тысяч россиян, что представляет собой значительную цифру при общей численности населения республики примерно в 3 миллиона 700 тысяч человек.
И немудрено. За 2022 год россияне отправили в Грузию более 2 миллиардов долларов, в то время как общая сумма средств, поступивших через банковские переводы в страну из-за рубежа, составила 4,3 миллиарда.
Грузия, испытывающая значительную убыль населения и проблемы в экономике, заинтересована в притоке людей, приносящих дополнительный доход в бюджет. Поэтому вряд ли в ближайшее время политика страны изменится кардинальным образом.
Кандидат политических наук, сотрудник факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова Станислав Бышок подчеркнул, что любые вооруженные конфликты — это «игра даже не с нулевой, а с отрицательной суммой», так как качество жизни снижается и у победителей, и у побежденных. «Грузии, конечно, комфортнее было бы жить в мире, где нет российско-украинского противостояния», — считает он. При том эксперт отметил, что грузинский рынок аренды недвижимости и банковский сектор пока имеют плюс вследствие релокации в Грузию платежеспособных и экономически активных россиян.
Ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО Алексей Токарев напомнил, что иногда денежные переводы из России в Грузию составляли до 10 процентов ВВП закавказской республики, а по товарообороту Россия заняла второе место после Турции. К примеру, в прошлом году из России в Грузию ушло два миллиарда долларов денежных переводов при 25 миллиардах долларов грузинского ВВП.
Алексей Токарев считает, что в будущем отношения России и Грузии будут напоминать отношения между Россией и Японией (которая не признает Курильские острова российскими и называет их «северными территориями»). «Так же как японские политики не могут признать, что Курилы — это Россия, так и грузинские политики не будут признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. И это будет консенсусом в грузинской политике», — говорит он. При этом эксперт считает, что если грузинское руководство продолжит «проявлять мудрость», то власти страны будут просто избегать обсуждения статуса Абхазии и Южной Осетии, а вместо этого вести переговоры об экономическом сотрудничестве и укреплении туристических связей, в частности возобновления прямого авиасообщения и отмены виз для грузинских граждан.
Отказ присоединиться к антироссийским санкциям, поставить оружие Украине и даже начать воевать против России — все это продиктовано объективными интересами Грузии. Страна улучшает свое экономическое положение и даже располагает к себе тех, с кем еще недавно воевала. Такая позиция Грузии вполне устраивает и Россию: в Государственной Думе даже выступили с инициативой восстановить дипломатические отношения между странами.
Для Украины же Грузия остается страной, фактически саботирующей противостояние России. Более того, позиция грузинских властей ломает нарратив о поддержке Украины всеми странами западного мира. Сама же Грузия не несет никаких издержек от избранного ею внешнеполитического курса. Напротив, Россия для Грузии становится жизненно необходимым экономическим партнером.