Бывший СССР
00:01, 8 апреля 2023

«Разгром православия — это вопрос времени» Почему власти Украины решили выселить монахов из Киево-Печерской лавры?

Дмитрий Плотников
Фото: Roman Pilipey / Getty Images

События, происходящие в последнее время вокруг украинских церквей, могут стать поворотным моментом в истории православия на Украине. Министерство культуры Украины, в чьем ведении находится Киево-Печерская лавра, один из крупнейших монастырей православного мира, объявило, что с 29 марта расторгает договор с Украинской православной церковью (УПЦ) о бессрочной аренде комплекса. Представители УПЦ заявляют, что не собираются покидать стены лавры, и говорят о готовности уйти в подполье в случае, если давление со стороны власти продолжится. О том, что стоит за выселением монахов из Киево-Печерской лавры и к чему может привести конфликт вокруг одной из важнейших православных святынь, — в материале «Ленты.ру».

После начала специальной военной операции России на Украине многие иерархи УПЦ заняли умеренную позицию. Так, собор УПЦ даже внес в устав изменения, которые означали ее фактический разрыв с Московским патриархатом.

Предыстория конфликта

Православие на Украине с 1991 года было в основном представлено Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП). До недавнего времени ей принадлежала большая часть приходов страны.

После Евромайдана в 2014 году власть стала рассматривать УПЦ МП как политическое оружие России, даже несмотря на то, что она была автономной. УПЦ тогда намеренно отстранилась от Русской православной церкви, но это не помогло.

Создание независимой церкви на Украине было одним из козырей президента Петра Порошенко. Благодаря его поддержке в декабре 2018 года произошло слияние самопровозглашенных УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. В результате была создана Православная церковь Украины (ПЦУ), получившая томос об автокефалии от патриарха Вселенского Варфоломея. Русская и Украинская православные церкви не признают ее канонической церковью.

Так, патриарх Кирилл заявлял, что раскол на Украине был организован и подготовлен Константинопольским патриархатом. РПЦ разорвала евхаристическое общение с последним, расценив его действия как «беззаконные» и «неканонические», и позднее предложила русским приходам Константинополя вернуться в Московский патриархат.

Однако от преследований это не защитило. В октябре 2022 года Служба безопасности Украины (СБУ) начала регулярно проводить «контрразведывательные мероприятия и мероприятия безопасности» (то есть обыски) на церковных объектах. По их итогам исполняющий на тот момент обязанности руководителя ведомства Василий Малюк заявил, что с 24 февраля 2022 года СБУ открыла 23 уголовных дела против деятелей УПЦ, а 33 священнослужителя являются подозреваемыми — «от классических агентов сбора глубинной информации до банальных корректировщиков огня в рясах».

Руководитель отдела идеологии телеканала «Царьград» Михаил Тюренков в беседе с «Лентой.ру» напомнил, что каноническая связь между Украинской православной церковью и Московским патриархатом сохраняется. Эксперт считает, что заявления священноначалия УПЦ об уходе из патриархата сделаны из банального конформизма. «По всем церковным правилам, украинская церковь была и остается частью церкви русской. В первую очередь, в духовном плане (в административно-хозяйственном она уже больше 30 лет полностью самоуправляемая). И радикальные националисты, на которых сейчас опирается режим, это прекрасно понимают», — говорит он.

Сотрудники СБУ то и дело находили в церквях якобы доказательства работы священников на Россию. К примеру, в Черновицко-Буковинской епархии «уликами» стали российские паспорта священников и «прокремлевская литература». «Изготовленные в России антиукраинские материалы» по результатам обысков находили и в других епархиях, в частности в Кировоградской, Новомиргородской, Александрийской и Светлогорской.

22 ноября оперативники посетили и Киево-Печерскую лавру. По итогам обысков в ведомстве заявили, что обнаружили на территории монастырского комплекса «пророссийскую литературу», паспорта СССР, распечатку речи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с его фотографией, а также наличные деньги на сумму более двух миллионов гривен, более 100 тысяч долларов США и несколько тысяч российских рублей.

Киево-Печерская лавра — это своеобразная «столица» УПЦ. В монастыре находится духовная академия и синодальные органы управления церковью

Вскоре после обысков по поводу разгорающегося конфликта высказался президент Украины Владимир Зеленский. Он поручил правительству внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о «невозможности деятельности в Украине аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации религиозных организаций». С учетом того, что в этом же обращении политик распорядился провести экспертизу устава УПЦ на предмет церковно-канонической связи с Московским патриархатом, инициатива явно направлена против канонической церкви.

Кроме того, Владимир Зеленский предписал «проверить наличие правовых оснований и соблюдение условий пользования религиозными организациями имуществом, пребывающим на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника». То есть определить, есть ли у государства основания разорвать заключенный в 2013 году при президенте Викторе Януковиче договор о бессрочной аренде лавры УПЦ.

В январе правительство подало в парламент законопроект, о котором говорил президент. Сейчас он ждет рассмотрения в Верховной Раде. Затем Государственная служба по этнополитике и свободе совести (ГЭСС) представила результат религиоведческой экспертизы, показавшей, что с точки зрения канонического права УПЦ является структурным подразделением Русской православной церкви (РПЦ). Вскоре появились новости и про лавру.

«Монахи прекрасно знают, какие варианты у них есть»

Для исполнения поручения Владимира Зеленского правительство создало рабочую группу, которая проводила на территории лавры ревизию. Официально результаты работы комиссии нигде не публиковались, однако в распоряжение издания «Левый берег» попал фрагмент выводов ревизоров, подлинность которого также подтвердил источник «Би-би-си» в ГЭСС.

В документе говорилось, что на территории лавры обнаружено 36 незаконных строений, которые являются коммерческими и хозяйственными постройками. Это дало Министерству культуры Украины основания заявить о нарушении условий пользования государственным имуществом и объявить о принудительном расторжении договора аренды с УПЦ.

10 марта настоятель монастыря митрополит Павел (Лебедь) получил письмо, в котором было сказано, что УПЦ может находиться в лавре до 29 марта 2023 года

Позже министр культуры Александр Ткаченко заявил, что любая попытка вынести при выселении любой музейный экспонат, предоставленный монахам в пользование, в том числе мощи святых, покоящиеся в монастыре, повлечет за собой уголовную ответственность. После этого на выезде из лавры начал работать блокпост, стоящие на нем вооруженные полицейские досматривают все покидающие комплекс автомобили.

Еще через несколько дней Александр Ткаченко заявил, что речи о выселении всех монахов не идет, однако необходимо «определиться с тем, каким образом они могут оставаться в лавре». Чиновник добавил, что «монахи прекрасно знают, какие варианты продолжения жизни в лавре у них есть».

При этом он не конкретизировал, какие именно условия поставлены духовенству, однако намекнул, что «ситуация принципиально изменится», когда территорию лавры «покинут подсанкционные лица» (то есть наместник лавры митрополит Павел и управляющий делами УПЦ митрополит Антоний, санкции против которых в декабре 2022-го ввел Владимир Зеленский). Глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент назвал заявления министра «угрозами и шантажом, не имеющими ничего общего с правом».

Вскоре после слов Александра Ткаченко предстоятель неканонической Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополит Епифаний выступил с обращением к монахам лавры, призвав их присоединиться к его церкви.

20 марта состоялось заседание синода УПЦ, главным вопросом которого была ситуация вокруг лавры. Синод выступил с примирительным обращением к президенту.

Иерархи напомнили, что осудили действия России, и призвали свою паству «встать на защиту страны»

После завершения заседания девять его участников направились на улицу Банковую, где находится офис президента Украины. Добиться аудиенции у первого лица так и не удалось. На время градус риторики снизился. Но затишье продолжалось недолго.

«Никто их за бороды таскать не будет»

29 марта заместитель генерального директора по научной работе заповедника «Киево-Печерская лавра» Константин Крайник заявил, что священнослужители и монахи УПЦ должны до полуночи покинуть монастырь. Глава информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент назвал это требование незаконным и сказал, что выполнять его монахи не будут.

Дело в том, что в иске, рассмотрение которого Хозяйственный суд Киева назначил на 26 апреля, указана необходимость запрета на время судебного процесса совершать какие-либо действия, направленные на препятствование деятельности религиозной общины. В ответ директор департамента Министерства культуры Украины Марианна Томин заявила, что, несмотря на подачу иска, у представителей УПЦ «нет правовых оснований оставаться в лавре». При этом власти пообещали, что насильственного выселения монахов не будет.

Прихожане, однако, заявлениям не поверили и начиная с раннего утра 29 марта стали собираться у монастыря.

Наместник лавры митрополит Павел призвал верующих не позволить начать работу комиссии Министерства культуры Украины, которая должна была проводить инвентаризацию имущества. Когда чиновники прибыли, верующие взяли их в кольцо и не пропустили к зданиям, которые те хотели инспектировать. Власти направили на место событий вооруженных полицейских, однако те никаких силовых действий не предпринимали. Через некоторое время комиссия уехала, так и не начав работу.

На следующий день у лавры начались стычки между прихожанами УПЦ и ПЦУ. Последние называли блокирующих вход в монастырь верующих «оккупантами» и «пособниками России». Этот конфликт погасила полиция. Позже произошла еще одна потасовка, уже с участием священника УПЦ. К лавре также прибыли украинские националисты из организации «С-14».

Митрополит Павел заявил, что ожидает начала штурма монастыря, однако он так и не начался.

При этом комиссия Министерства культуры Украины вновь не смогла начать свою работу. Один из препятствовавших ее работе священников заявил, что верующие будут «защищать лавру до последней капли крови». Митрополит Павел при этом выступил с обращением к Владимиру Зеленскому: «Говорю вам и вашей своре, что наши слезы не упадут на землю, они упадут вам на голову. Вы думаете, что, войдя во власть на наших спинах, вы можете так поступать? Господь не простит ни вам, ни вашей семье!»

Жестче стали и заявления властей. Так, советник руководителя офиса президента Украины Михаил Подоляк назвал происходящее «шансом покончить с этим гнойником». Он также добавил, что власти страны должны «достаточно жестко пройти по этому пути», чтобы на Украине осталась одна православная церковь.

Тем не менее ситуация оказалась патовой. УПЦ на решение властей повлиять никак не может (суд встал на сторону правительства и отказался приостанавливать запрет на выселение монахов из лавры), а власти, в свою очередь, не могут зачистить территорию монастыря от священников без массового применения насилия по отношению к верующим, которые продолжают приходить к его стенам.

Поэтому власти решили обезглавить сопротивление. Утром 1 апреля СБУ сообщила митрополиту Павлу, что его подозревают в разжигании религиозной розни и отрицании «агрессии России против Украины». Опираясь на данные лингвистической экспертизы, СБУ сочла, что Павел «неоднократно оскорблял религиозные чувства украинцев, унижал взгляды верующих других конфессий и пытался сформировать враждебные настроения к ним, а также делал заявления, оправдывающие или отрицающие действия страны-агрессора».

Кроме того, СБУ опубликовала записи перехваченных телефонных разговоров, в которых митрополит Павел положительно отзывался о переходе Херсона под контроль России. В ведомстве также сообщили, что в доме митрополита утром 1 апреля прошел обыск. Самого священнослужителя увезли на допрос, после которого Шевченковский суд Киева избрал ему меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста по месту прописки. Также митрополита обязали носить электронный браслет.

Но домашний арест митрополита не изменил ситуацию. К лавре все еще приходят как сторонники УПЦ, так и ее противники. Пока что обходится без масштабных столкновений, однако противостояние вышло за пределы Киева: ряд храмов УПЦ по всей Украине насильно перешел под контроль неканонической церкви.

Конфликт вокруг Киево-Печерской лавры еще ждет своей развязки

Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко считает, что в дальнейшем власти страны будут идти на эскалацию противостояния с УПЦ.

По его мнению, это с большой вероятностью может привести к радикализации верующих с обеих сторон: «Сейчас на Украине есть почва не только для внутриконфессиональных, но и межконфессиональных расколов, учитывая этническую принадлежность президента».

При этом Евгений Минченко призвал не забывать, что одна из сторон этого конфликта обладает поддержкой репрессивного аппарата государства. «Так что без внешнего вмешательства со стороны России окончательный разгром традиционного православия на территории Украины — это вопрос времени», — резюмировал политолог.

Руководитель отдела идеологии телеканала «Царьград» Михаил Тюренков также считает, что силовой захват Киево-Печерской лавры уже предрешен и неизбежен. Однако он уверен, что власти будут какое-то время «играть в демократичность» и позволят насельникам лавры дольше собирать свои вещи и продолжать богослужения в еще не захваченных храмах, пока будет продолжаться психологическое давление, но сценарий с захватом неизбежен, и изменить его может лишь смена власти в стране.

Эксперт также подчеркнул, что большинство верующих на Украине принадлежит к УПЦ, а ПЦУ объединяет людей не по религиозному, а по политическому признаку. «Реальных конфликтов прихожан здесь не было и нет. Захваты осуществляют не прихожане ПЦУ, а нецерковные местные жители, радикально настроенные против канонической церкви, и боевики различных группировок. В последнее время зачастую при поддержке украинских спецслужб», — говорит он.

При этом Михаил Тюренков уверен, что к реальной массовости количества прихожан ПЦУ рейдерские захваты православных храмов и монастырей не приведут. «Секта останется сектой», — резюмировал эксперт.

***

Пока невозможно сказать, решится или нет власть на силовое решение конфликта с УПЦ, учитывая количество ее прихожан. Однако заявления со стороны центра предельно ясны — каноническую церковь ждет волна давления, невиданная даже при предыдущем президенте Петре Порошенко, добившемся афтокефалии для ПЦУ, предвыборным лозунгом которого было «Армiя, мова, вiра» («Армия, язык, церковь»).

По мнению президента коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгения Минченко, нынешняя политика Владимира Зеленского — это логичное продолжение начатой при Петре Порошенко интегральной линии украинского национализма на милитаризацию, украинизацию и создание собственной православной церкви, независимой от России. Эксперт подчеркнул, что эти три направления продавливаются властью при любой возможности.

Команда Владимира Зеленского готовится к очередному витку консолидации власти — ведь если ПЦУ удастся заполучить лавру, то президент получит в лице неканонической церкви и ее активных прихожан яростного сторонника. И ни боевые действия, ни угроза внутреннего раскола в стране не останавливают его в желании добиться контроля над всеми сферами жизни общества.

< Назад в рубрику