Среда обитания
00:01, 22 июня 2023

Разрушение Каховской ГЭС нанесло сильнейший удар по региону. Как выглядит Херсонская область после катастрофы?

«Лента.ру» рассказала о последствиях разрушения Каховской ГЭС для природы
Нина Ташевская (Редактор отдела «Среда обитания»)
Фото: Mstyslav Chernov / AP

Разрушение Каховской ГЭС за несколько дней нанесло серьезный урон находящимся поблизости населенным пунктам: мощные потоки воды стали смывать все на своем пути. Уже сейчас специалисты говорят о непоправимых последствиях и сравнивают произошедшее с аварией на АЭС в Чернобыле. В то время как в одних местах хлынувшая вода затапливала населенные пункты, в других происходило обмеление Днепра. Особую опасность представляют болезни, возбудители которых могут распространиться в такой критической ситуации. Поток проблем — в галерее «Ленты.ру».

Каховская ГЭС стала разрушаться 6 июня. Затопление территорий началось после того, как пострадала опора плотины. Сначала уровень воды в водохранилище поднялся на 2,5 метра, а вода устремилась вниз по течению. Вскоре уровень воды в Днепре вырос больше чем на 10 метров и продолжил увеличиваться. Спустя почти 10 дней Каховское водохранилище фактически прекратило свое существование.

Глава запорожского общественного движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов заявил, что оно перестало быть отдельным водоемом и превратилось в русло Днепра с мелкими заливами.

В зоне риска сразу оказалось множество населенных пунктов с десятками тысяч жителей. Произошедшее на ГЭС также поставило под вопрос снабжение питьевой и технической водой. По словам первого зампреда комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских, в регионе уже заметили нехватку ресурса.

Каховская ГЭС считалась крупным источником воды, которую использовали не только на домашние нужды, но и для сельского хозяйства. За счет водохранилища орошались сотни тысяч гектар угодий, а также питались многочисленные предприятия. По прогнозам, в ближайшие несколько лет территории опустеют и не смогут давать урожай. «Сегодня нет орошения земель и понятно, что в ближайшие два-три года это будут безлюдные земли, а не бахчи», — сказал депутат Ананских. На восстановление сельского хозяйства на этих землях может уйти от двух до пяти лет.

Нехватка воды коснулась и миллионов людей в Киеве. Для решения вопроса власти решили построить дополнительные водопроводы. Почти одновременно с этим заявлением руководитель управления Роспотребнадзора в Запорожской области Наталья Хаттатова заявила, что вода в регионе соответствует всем нормам и безопасна для питья.

После разрушения ГЭС особое беспокойство вызвало возможное распространение опасных заболеваний. Сразу после случившегося эколог Максим Шингаркин рассказал, что обычно в результате таких катастроф происходит масштабное загрязнение водных объектов. Положение усугубляется временем года — летом такие возбудители могут стать причиной целых эпидемий. В итоге эпидемическую ситуацию в Херсонской области назвали тревожной. «Тревогу сейчас вызывает эпидситуация в связи с затоплением водозаборов, размытием кладбищ и скотомогильников», — написал председатель правительства региона Андрей Алексеенко.

Вскоре началось обсуждение возможного распространения холеры. Причиной массового беспокойства стала информация из областного центра контроля и профилактики болезней Минздрава Украины о том, что в пресных водоемах на территории Николаевской области был обнаружен возбудитель холеры. Однако уточнялось, что специалисты выявили не сам холерный вибрион, а холеровидный — его считают маркером возможного наличия первого. Также в реке Ингулец и Днепро-Бугском лимане была превышена концентрация возбудителей кишечной палочки.

Врачи также проверили питьевую воду в Новой Каховке и не нашли там возбудитель холеры. «Официальных подтверждений данному факту нет», — заявил старший сотрудник местной мобильной бригады больничного комплекса «Сокол» Юрий Андреевский. Позже ситуацию прокомментировали и другие специалисты. Вирусолог Анатолий Альтштейн объяснил, что найденный в Николаевской области вибрион не может вызвать эпидемию, так как не является патогенным организмом. К тому же сегодня для большинства цивилизованных стран холера не опасна. Однако эпидемиолог Геннадий Онищенко высказал иную точку зрения и предположил, что появление возбудителя холеры может стать началом эпидемии и в России, и в Украине.

Катастрофа на ГЭС не прошла бесследно для флоры и фауны региона. Сильно пострадала рыба — в результате разрушения станции произошло обмеление Днепра, и большое ее количество оказалось на суше. Министерство здравоохранения Украины предупредило, что есть такую рыбу категорически запрещено, так как существует риск заразиться ботулизмом. Позже в Николаевской области Украины ввели полный запрет на купание и рыболовство в Черном море, Бугском и Днепро-Бугском лиманах, а также реках Ингулец, Ингул и Южный Буг.

Разрушение станции также нанесло урон национальным паркам. Некоторые из них, расположенные у берегов Днепра, стали превращаться в пустыни из-за падения уровня воды. Ущерб нацпарку «Каменская Сечь» оценили почти в два миллиарда долларов, а парку «Великий Луг» потребуется на восстановление более чем 400 миллионов долларов. При этом и другие уникальные места затопило. Так, Нижнеднепровский национальный природный парк полностью оказался под водой. Стихия ударила по 70 видам животных, которые были внесены в Красные книги.

На данный момент подсчитать точную сумму ущерба из-за разрушения ГЭС невозможно. Однако уже сейчас становится ясно, что восстановить часть территорий и вернуть потерянных животных никогда не получится. Что касается самой станции, то план по ее реконструкции будут разрабатывать позже. Временно исполняющий обязанности главы Херсонской области Владимир Сальдо отметил, что советские инженеры, которые проектировали дамбу, также предусмотрели алгоритм действий на случай разрушения. Вероятнее всего, процесс будет вестись на основе архивных чертежей, пока конкретные шаги не предпринимались.

< Назад в рубрику