Летом 2023 года украинские беспилотники несколько раз пытались атаковать объекты в Москве. Дроны удалось вывести из строя с помощью систем противовоздушной обороны (ПВО) и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). «Лента.ру» рассказывает, как выглядят беспилотники в небе, как распознать атаку беспилотников и что делать в случае налета БПЛА.
Беспилотники имеют характерные формы. Есть большие и маленькие БПЛА, которые похожи на самолеты, а есть квадрокоптеры — дроны квадратной формы с винтами. Последние распознать проще всего.
Главная опасность беспилотника — взрывчатка, которой он может быть вооружен. Однако чем дальше летит дрон, тем больше топлива ему нужно, а значит, тем меньше груза, в том числе взрывчатых веществ, он может нести. Если украинский беспилотник пролетает почти 500 километров от границы до Москвы — значит, он заправлен большим количеством топлива.
По оценкам эксперта центра военно-политической журналистики Владимира Орлова, БПЛА, которые летят на Москву, не могут нанести серьезного вреда — особенно тем целям, на которые их направляют. «Ну да, попал беспилотник в комплекс зданий "Москва-Сити", на 21-м этаже выбил стекла. То есть это, по сути, весь ущерб, который был нанесен. Это, безусловно, неприятно. Но какого-то критической ущерба они причинить не могут», — пояснил он в беседе с «Лентой.ру».
Основная цель таких атак — заставить людей паниковать, считает эксперт.
Тем не менее БПЛА, которые упали в Москве во время атак в 2023 году, были оборудованы взрывными устройствами. Часть из них попала в жилые дома. Например, во время налета 30 мая беспилотник с тремя зарядами взрывчатки влетел в окно столичной многоэтажки. По счастливой случайности груз дрона не взорвался. А 4 июля из-за падения беспилотника на сарай в Новой Москве начался пожар, который перекинулся на жилой дом.
Спутать военный беспилотник в небе над городом с гражданским БПЛА сейчас очень сложно. Многие регионы после начала спецоперации ввели запрет на запуск беспилотников. Например, в Москве такие ограничения начали действовать с 3 мая: подниматься в небо могут только дроны, используемые по решению органов государственной власти.
А значит, если в столице замечен БПЛА, то это, скорее всего, именно военный беспилотник.
Отличить беспилотник от легкомоторного самолета можно по размерам. «Самые маленькие пилотируемые самолеты весят где-то 200 килограммов, а размах их крыльев достигает шести-восьми метров. Если судно меньше этого размера, то, естественно, оно уже без человека, а значит, это летит маленький аппарат», — рассказал «Ленте.ру» руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян.
В то же время существуют большие беспилотники, размах крыльев которых превышает эти значения. Например, турецкий Bayraktar TB2 с размахом крыльев 12 метров. Этот БПЛА используют в зоне специальной военной операции, но над Москвой таких больших беспилотников, которые визуально можно спутать с самолетами, замечено не было.
Однако БПЛА примерно такого же размера, как Bayraktar, — советский Ту-141 «Стриж», имеющий длину свыше 14 метров, — в феврале 2023 года упал под Калугой. Беспилотник, который в СССР задумывали как ударный, на Украине переделали в дрон-камикадзе. Сообщалось, что на месте его крушения в лесу нашли авиабомбу ОФАБ-100-120.
Особой сложности в обнаружении беспилотников невооруженным глазом нет: как правило, они заметны на фоне неба, издают громкий звук и летают не настолько быстро, чтобы скрыться от человеческих глаз.
Даже если система ПВО по каким-то причинам не видит БПЛА, либо они обошли радары системы, их всегда можно услышать. «Мы же прекрасно с вами слышали на тех видео, которые публикуются из Киева или из других городов Украины, когда летят наши "Герани", характерное жужжание. Киевские беспилотники летят абсолютно так же, у них стоит бензиновый двигатель, который слышно достаточно хорошо», — подчеркнул Владимир Орлов.
«Если обнаружение ведется человеком, вооруженным просто биноклем, то да — ночью, очевидно, будет сложнее увидеть беспилотный аппарат. Вместе с тем для этой задачи используются главным образом специальные технические средства», — рассказал «Ленте.ру» главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
Какие системы могут обнаружить БПЛА ночью:
Ночью беспилотник также можно услышать, отметил Владимир Орлов. С этим должно быть еще меньше сложностей, чем днем, потому что в ночи даже в крупных городах намного тише.
Кроме того, обычный человек может увидеть беспилотник через инфракрасную камеру, которую можно включить на некоторых смартфонах. Если навести такое устройство на источник шума в небе, можно увидеть очертания беспилотника. Это возможно, потому что его двигатель горячий, подчеркнул Эдуард Багдасарян.
Спутать с обычным пассажирским самолетом в ночи украинский беспилотник не получится. Во-первых, самолет издает шум другого характера, а во-вторых, у него включены сигнальные огни. Гражданские беспилотники, которым разрешено подниматься в небо, тоже оснащены огнями. А вот военные БПЛА пытаются не привлекать внимания, поэтому огней на них нет.
Полеты беспилотников над населенными пунктами запрещены, поэтому стоит насторожиться, заметив или услышав их в любое время суток.
Если человек заметил БПЛА на улице, ему нужно как можно скорее найти ближайшее укрытие, отметил Эдуард Багдасарян. Спрятаться можно в какой-либо траншее, за деревьями или за стенами.
Обеспечив свою безопасность, нужно сфотографировать летящий в небе объект и обратиться в полицию. Сообщить правоохранителям надо и в том случае, если найдены обломки беспилотника на земле.
Если беспилотник залетел в квартиру или на территорию частного строения и не взорвался, его нельзя трогать. Нужно убедиться, что к нему никто не подойдет, вывести всех из квартиры и позвонить по номеру 112.
После атаки на Москву 30 мая Следственный комитет возбудил уголовное дело о теракте. Пострадавшие в результате этого жители могут рассчитывать на имущественную компенсацию от государства, рассказал «Ленте.ру» адвокат Сергей Тимошенко. Однако полного возмещения ущерба не будет.
Как государство компенсирует ущерб при теракте физлицам:
«Все, что сверх этого списка, подлежит возмещению в порядке, определенном Гражданским кодексом: то есть возмещать будет виновник теракта», — отметил в беседе с «Лентой.ру» адвокат Игорь Ким.
Однако виновника теракта нужно еще найти. Игорь Ким напомнил, что украинская сторона не берет на себя ответственность за атаки беспилотников на Москву.
Как правило, в договоре страховыми случаями и рисками не признаются события, которые произошли в результате террористического акта. «Возмещение ущерба за счет средств страховой компании возможно, если в договоре страхования определено, что террористический акт является страховым случаем. Для получения возмещения в данном случае необходимо обратиться с соответствующим заявлением в страховую компанию», — заключил Сергей Тимошенко.