В онлайн-кинотеатрах Okko, Wink и Start — стартовал созданный при поддержке Института развития интернета сериал «Артист с большой дороги», бенефис самого, должно быть, незыблемого комедийного актера России Юрия Стоянова. В этом проекте Стоянов занимается тем, благодаря чему и сколотил себе репутацию по-настоящему народного артиста — перевоплощениями во множество разнообразных образов. «Лента.ру» рассказывает о самых ярких, смешных и запоминающихся трансформациях Стоянова, а также приводит его высказывания о своем творчестве и актерской профессии.
Разумеется, ни один подобный материал не обойдется без упоминания культовой передачи из 1990-х — «Городок» прославил Стоянова на всю страну. Это шоу было и остается самой неформатной передачей на российском телевидении — Стоянов и его коллега Илья Олейников ни разу не повторялись в декорациях и персонажах, в каждом скетче обращаясь к совершенно разным (пусть и по большей части бесконечно бородатым) анекдотам, а число своеобразных рубрик превышало десятки. В финале же каждого выпуска авторы неожиданно выжимали из зрителя слезу каким-нибудь серьезным заявлением — и уже на титрах добивали его грустной песней в исполнении Анжелики Варум.
Все, что мы сделали с Ильей Олейниковым, мы сделали своими руками. Мы придумали свой мир, мы придумали свою историю, мы сами это делали. Ничьи огромные ресурсы не были к этому привлечены. Мы доказали нашим коллегам, что телевидение может являться не только средством раскрутки для последующего заработка на концертах, но что это может стать твоим главным куском хлеба
Из-за такого нестандартного подхода за всю историю существования шоу у Стоянова можно насчитать лишь двух постоянных персонажей — бродягу Модеста с проблемной дикцией и безымянного «репортера с губой». Впрочем, можно выделить и один собирательный образ — всевозможные жены и тещи мужских персонажей, которых играл Олейников.
В «Городке» мой партнер Илья Олейников женщин не играл, он был человеком, которому категорически нельзя было сбривать усы. И если бы на заре появления нашей программы в начале девяностых я этого не делал, то мы лишили бы себя огромного пласта юмора, который называется «Мужчина и женщина». Третьего человека мы брать не хотели в нашу компанию. Было принципиально, что это программа двух людей
Формат «Городка», закрывшегося в 2012 году с уходом из жизни Олейникова, Стоянов впоследствии попытался воскресить в 2019-м, в авторском шоу «100янов». Там артист, как и ранее, перевоплощался в пролетариев, чиновников и разнообразные женские образы. А вместо Олейникова его партнерами выступали приглашенные звезды вроде Владимира Меньшова, Михаила Ефремова и Сергея Шнурова. Шоу даже удалось немного завируситься — по крайней мере сеть заполнили мемы вроде «После работы я выгляжу как женщины, которых сыграл Юрий Стоянов». Однако «100янов» ограничился лишь одним сезоном, насчитывающим 25 выпусков.
Грандиозный камбэк Стоянова на телеэкраны все же состоялся через пару лет — в 2021-м на Start вышел комедийный сериал «Вампиры средней полосы». Там он сыграл главную роль, Святослава Вернидубовича — тысячелетнего первородного вампира-кривича, предводителя смоленских кровососов. Изначально эта роль создавалась для другого культового российского комедийного артиста, Михаила Ефремова, однако актера, устроившего летом 2020-го аварию со смертельным исходом в центре Москвы и оказавшегося под арестом, было решено заменить.
Стоянов успешно перевоплотился в мудрого и слегка сумасшедшего вампира. Персонаж моментально стал любимцем публики. Сам артист в интервью об этой роли говорил с большой любовью, отмечая ее важность для своей карьеры.
Это роль, в которой даже не надо гримироваться. Прихожу как есть, надо только волосы вперед зачесать. Я ведь человек с универсальной физиономией — как меня причешешь, того я и сыграю. Поэтому зачесал волосы вперед, вот, собственно, и Святослав Вернидубович... Значит, как-то совпало все — и внутренне, и возрастно. Ну не играешь ты в «Детях Ванюшина», не пришлось тебе сыграть Бессеменова в «Мещанах», но возраст приходит, когда можно сыграть ну если не «Короля Лира», но тоже главу семьи. Есть в мировой драматургии эти гениальные примеры, а тебе попадает телевизионный сценарий, и так складывается, что в нем тоже можно что-то очень важное сказать. Вот еще чем этот сериал ценен для меня, что для зрителей это какая-то перезагрузка Стоянова
В «Артисте с большой дороги» Стоянов продолжает свои фирменные перевоплощения, но теперь они уже вшиты в сам сюжет. В новом сериале Start он играет актера, ставшего невероятно наглым вором, который проворачивает авантюры чуть ли не уровня «11 друзей Оушена».
- Дата выхода: 29 февраля
- Страна: Россия
- Продолжительность: 8 серий по 48 мин.
- Режиссер: Дмитрий Грибанов
- В ролях: Юрий Стоянов, Филипп Бледный, Юрий Ицков, Анна Глаубэ
Стоянов то надевает на себя маску развязного уголовника, то мрачнеет, примерив погоны офицера Следственного комитета, то робеет, притворяясь застенчивым сантехником — перевоплощения происходят порой каждые несколько минут, прямо на глазах у зрителей. Но основной и самой яркой метаморфозой становится образ Веры Михайловны — няни, которой персонаж притворяется перед собственными родственниками, чтобы добраться до награбленных и утерянных сокровищ.
Роль няни в «Артисте с большой дороги» — это продолжение такой мировой кинотрадиции: Олег Табаков в «Мэри Поппинс, до свидания», Дастин Хоффман в «Тутси», Калягин в «Здравствуйте, я ваша тетя» и так далее. Важно сказать, что мой герой — это не мужчина, который хочет быть женщиной, это мужчина, который вынужден в силу драматичных обстоятельств переодеться и сыграть роль няни. Для него это единственная возможность попасть в дом и семью своего сына и остаться неузнанным. Это жанровый сериал, в нем очень много и смешного, и грустного. И у героя нет другого выхода
Хейтеры скажут, что Стоянов вновь оказывается заложником старого амплуа, но взглянуть на это можно и иначе — ведь мало какой артист с такой же настойчивой последовательностью продолжает радовать публику тем, что у него получается лучше всего. Немаловажен и тот факт, что выпущенный в начале 1980-х «Тутси» привел исполнителя заглавной роли к серьезной рефлексии о несправедливом положении женщин в патриархальном обществе — и, по мнению многих критиков, заставил задуматься об этом и массового зрителя. И раз уж на дворе наступили странные времена, когда уже и шапку Снегурочки на короткостриженую голову нельзя надеть, не спровоцировав переполох, то, быть может, стране просто жизненно необходим новый Стоянов в парике и юбке?
Сериал «Артист с большой дороги» выходит в онлайн-кинотеатрах Okko, Wink и Start с 29 февраля