В конце февраля глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг и лидер фракции партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов сообщили о разработке законопроекта, который в очередной раз предлагает ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения. Депутаты утверждают, что такая мера увеличит объем средств, поступающих в федеральную казну, и при этом не потребует дополнительных трудозатрат.
О новой попытке ввести в России налоги для богатых — в материале «Ленты.ру».
Депутаты Госдумы предложили ввести дифференцированную ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в пределах от 13 до 25 процентов. Предполагается, что минимальные налоги будут платить россияне с доходом до 5 миллионов рублей в год, они составят 13 процентов. Для тех, кто зарабатывает от 5 миллионов до 25 миллионов, ставка налога будет выше — 15 процентов от дохода. Следующая ступень в 20 процентов охватит тех, кто получает в год от 24 миллионов до 200 миллионов рублей. Наконец, россияне, которые зарабатывают более 500 миллионов рублей в год, будут отдавать в казну 25 процентов.
«Поступления от введения новых ставок превысят триллион рублей. Это не приведет к дополнительным потерям и трудозатратам при их исчислении. Дополнительные суммы НДФЛ предполагается направлять в федеральный бюджет по аналогии с действующим законодательством и впоследствии направлять в региональные бюджеты для обеспечения финансирования программы повышения оплаты труда медицинских и педагогических работников», — пояснили авторы документа.
По данным Росстата, разница между 10 процентами наиболее обеспеченных россиян и самыми бедными достигла 9,1 раза. Самые богатые россияне получали в среднем более 101,2 тысячи рублей в месяц, при этом у беднейших доход едва превышал 11 тысяч рублей. На 10-процентный сегмент с самыми высокими заработками приходилось 26,7 процента всего объема денежных доходов в стране, а на беднейшую группу — 2,9 процента.
Как отмечают аналитики Finexpertiza, на фоне дефицита кадров и рекордно низкой безработицы доля россиян, которые получают более 100 тысяч рублей в месяц (более 1,2 миллиона рублей в год) в сравнении с апрелем досанкционного 2021 года выросла с 2,84 до 4,88 миллиона человек (плюс 72 процента). Это около 17,4 процента всех занятых. Треть россиян с зарплатой от 100 тысяч рублей проживает в Москве, вместе с Подмосковьем эта доля доходит до 38,7 процента. В пяти регионах вместе с Санкт-Петербургом и двумя главными нефтегазовыми регионами, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, живет более половины (54 процента) всех российских работников с таким уровнем зарплат.
Раньше налоговая ставка дифференцировалась и в России — после распада СССР президент Борис Ельцин подписал закон, который устанавливал минимальную ставку НДФЛ на доходы до 42 тысяч рублей в размере 12 процентов. Для граждан, зарабатывающих от 42 до 84 тысяч рублей, ставка повышалась до 5 тысяч 40 рублей плюс 15 процентов от суммы, превышающей 42 тысячи. Тех, кто получал более 420 тысяч рублей в месяц, облагали налогом в размере 144 тысяч 540 рублей и 60 процентов от суммы, что превышает этот уровень отсечки. Позже ставки налогов неоднократно корректировались в связи с инфляцией и обесценением рубля. Также в закон вносились изменения, которые уменьшали или вовсе освобождали от уплаты НДФЛ некоторые виды доходов, например северные надбавки.
К концу 2000 года в России сохранились три уровня налоговой ставки: 13 процентов — для тех, кто получал до 50 тысяч рублей в год; 20 процентов — для зарабатывающих от 50 до 150 тысяч рублей в год и 30 процентов — для граждан, чей доход превышает 150 тысяч рублей в год. Год спустя в стране решили ввести плоскую шкалу НДФЛ — 13 процентов. Такое решение объяснили сложностью администрирования налоговых поступлений и массовым уходом зарплат в теневой сектор.
До 2021 года все граждане России платили одинаково — в рамках единой налоговой шкалы ставка составляла 13 процентов. С 1 января начал действовать так называемый налог для богатых — для россиян, чей годовой заработок превышает 5 миллионов рублей, ставка выросла и составила 650 тысяч рублей за год, плюс 15 процентов от превышающей части. Собранные деньги правительство собиралось направить на лечение детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями.
Как отмечают в правительстве, в ближайшие три года отчисления по налогу на богатых россиян принесут федеральному бюджету 570 миллиардов рублей. С каждым годом сумма будет только расти: в 2024 году казна получит 176,2 миллиарда рублей, в 2025-м — 189,6 миллиарда, а в 2026-м — 204,1 миллиарда. Фискальные органы при этом не раскрывают подробностей о количестве плательщиков налога, однако, по данным Росстата, их не более одного процента.
К слову, сейчас в стране дифференцируют не только ставку НДФЛ. В России также действует повышенный налог на коммерческую и жилую недвижимость, кадастровая стоимость которой превышает 300 миллионов рублей. Ее собственники уплачивают в бюджет налог два процента вместо 0,1-0,5 процента. Кроме того, дороже обходится содержание роскошных машин — их перечень ежегодно публикует Минпромторг. Повышающий коэффициент (от 1,1 до 1,5) по транспортному налогу действует с 2014 года. Тогда его ввели для владельцев авто стоимостью от 3 миллионов рублей, однако с 2022 года цену отсечки подняли до 10 миллионов.
Как показывает опрос Superjob, две трети россиян (64 процента) поддерживают введение прогрессивной шкалы налогообложения и считают ее справедливой. Однако каждый пятый (17 процентов) опрошенный гражданин считает, что в результате дифференциации налогообложения в стране возродится серая зарплата — и все будут получать минимальные зарплаты. При этом повышение налоговых ставок для богатых россиян чаще поддерживают респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (72 процента).
По мнению члена комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб, увеличение НДФЛ для россиян, зарабатывающих больше 25 миллионов, с 13 до 20 процентов является справедливым и поможет менее обеспеченным слоям населения. За счет богачей можно будет отменить налог на доход для граждан, которые после вычета получают меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ) и не привести к дисбалансу бюджета. Увеличение налога для богатых россиян не спровоцирует отток обеспеченных граждан из России, так как те, кто перевел капиталы в страны «западных партнеров», уже пожалели из-за более высоких ставок и возможности лишиться своих активов.
Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов считает, что для россиян, зарабатывающих свыше 10 миллионов рублей в год, ставку налога на доходы нужно поднять как минимум до 25 процентов. Более того — у них необходимо изымать до половины сверхприбыли, а для малоимущих ставку налога нужно обнулить либо значительно ее снизить. Такая мера поможет снять вопрос о справедливости распределения доходов.
Далеко не все представители власти и сторонние эксперты оценивают перспективу введения прогрессивной шкалы положительно. Так, некоторые предполагают, что богачи станут уводить в тень свои доходы, а отслеживание крупных финансовых потоков станет трудностью для налоговой. Председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев и вовсе назвал предложение повысить налог на доходы физлиц (НДФЛ) для богатых россиян популистским шагом.
«Отношусь к этому как к постоянно возникающим популистским предложениям, когда люди, высказывающие их, недооценивают наших граждан и наших избирателей, считая, что подобные заявления добавляют им и их партии популярности», — отметил он.
По мнению экономиста Евгения Когана, прогрессивная система налогообложения неидеальна, так как в России есть огромная проблема с непрозрачностью распределения налогов. В традиции россиян — пытаться скостить размер взносов, поэтому, если увеличить ставку налогов для богатых граждан, они будут искать способы минимизировать свои траты. В России прогрессивная шкала налогообложения работать не будет, хотя на бумаге выглядит она очень здорово, подчеркнул эксперт.
Профессор кафедры экономической и социальной географии Наталья Зубаревич также считает, что прогрессивная шкала не очень поможет бюджету. «Богатые живут не на зарплату, они живут на дивиденды и другие выплаты. Поэтому их действие закона с большой вероятностью не коснется», — добавила она.
Зампредседателя комитета Государственной Думы по экономической политике Николай Арефьев полагает, что законопроект о прогрессивной ставке налога не принимают, так как в парламенте тоже есть свои богачи. Депутаты от КПРФ уже предлагали установить для состоятельных граждан налог в размере 40 процентов, однако он не нашел поддержку у коллег, напомнил он.
По мнению члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгения Федорова, сложности с принятием подобного законопроекта — не в засилье обеспеченных людей во власти, а в возможном увеличении трудозатрат на администрирование сбора этих средств. Если с точки зрения социальной справедливости эта инициатива верная, то с точки зрения доходов — нет.
«Сейчас будут расширять контроль, вводить меры электронного контроля, потому что сейчас везде все безналично и не так сложно будет отследить платежи и проводки. Будет просто повышаться налоговый пресс в действующей системе налоговых законов. То есть не повышение налогов, а повышение качества их администрирования. Но это не увеличит значительно бюджет, потому что рост качества администрирования сопровождается повышением расходов на администрирование, которые на каком-то этапе превышают доходы от качества администрирования», — пояснил парламентарий.
Идея дифференциации налоговой ставки в зависимости от доходов не нова — подобные системы активно используются за рубежом. Так, например, в США каждый новый заработанный доллар обходится гражданину дороже предыдущего, и ставка НДФЛ растет от 10 (для тех, кто зарабатывает меньше 10 275 долларов в год) до 37 процентов. При этом налог собирается отдельно с каждой части дохода, которая превышает предыдущую ступень.
В Китае на прогрессивную шкалу налогов перешли в 2011 году. Минимальная ставка налога в КНР составляет 3 процента, а с богачей собирают вплоть до половины (45 процентов) их доходов. При этом финальная сумма рассчитывается с помощью вычетов: если они равны или превышают доход физлица, то налог фактически не платится. Индивидуальных предпринимателей в сферах торговли и промышленности, а также подрядные организации облагают НДФЛ в размере от 5 до 35 процентов.
Также высокая разница между минимальной и максимальной ставкой налога на доходы в Бельгии — в зависимости от уровня заработка в бюджет придется перечислить от 25 до 50 процентов средств. Еще больший разброс в Дании — минимальная ставка налога на доходы здесь составляет 12,09, а максимальная — 52,07 процента. В Великобритании, Германии, Франции, Чили и Австралии беднейшие слои населения не платят налога на доходы вовсе, зато с наиболее богатых граждан взимают до 45 процентов от их заработка. Аналогичная ситуация в Австрии, однако здесь с самых обеспеченных собирают 55 процентов их дохода.
Над введением прогрессивной ставки налога работают даже в Казахстане — в ноябре 2023 года министерство национальной экономики сообщило об обсуждении системы двухступенчатых ставок для расчета подоходного налога. Власти предлагают сохранить ставку налога для граждан, получающих до 40 миллионов тенге (порядка 8,1 миллиона рублей) в год, на уровне 10 процентов, а для прочих — увеличить до 15 процентов. Также в правительстве рассказали о возможном повышении НДС с 12 до 16 процентов и разработке налога на роскошь (яхты и частные самолеты) и создании повышенных акцизов на дорогие алкоголь и табак в размере 10 процентов от их стоимости.
В феврале 2024 года, выступая перед Федеральным собранием, президент страны Владимир Путин заявил о необходимости продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону граждан с высокими корпоративными и личными доходами. Президент предложил ввести в РФ дифференцированную систему налогообложения и устранить лазейки для ухода от налогов или их занижения.
По словам Путина, справедливая система налогообложения включает не только увеличение нагрузки на богатых граждан, но и ее сокращение для бедных россиян. Для этого необходимо в том числе уменьшать налоговое бремя за счет налоговых вычетов, отметил президент.
В рамках выступления Путин поручил модернизировать налоговую систему и зафиксировать ее в новом виде до 2030 года. Интересно, что ранее он высказывался о нецелесообразности менять плоскую шкалу подоходного налога (13 процентов) на дифференцированную. В качестве аргумента против он говорил о том, что в России уже была дифференцированная ставка, и тогда все платили налог с минимальной зарплаты, а разницу получали в конвертах. Об этом Путин говорил во время своего премьерства и обещал, что ставка налога не будет меняться как минимум десять лет.
После призыва Путина в правительстве России начали прорабатывать повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и новые льготы. Этими вопросами займется министерство финансов. Снижать действующую ставку НДФЛ власти не намерены, речь идет лишь ее о возможном увеличении, но конкретные величины источники не называют.
Конкретику о проработке нового формата прогрессивной шкалы налогообложения пока не раскрывают, хотя работа ведется уже не первый месяц. Всеми подробностями, как именно будет работать «налогообложение по справедливости», в правительстве обещают поделиться позже. А потому и оценивать перспективы нового подхода — насколько эффективно он будет пополнять бюджет и балансировать социальное неравенство — пока рано. В любом случае можно порадоваться факту, что этот шаг уже намечен и даже при самом сложном и многосоставном механизме исчисления налогов значительная часть бремени налогообложения ляжет на плечи работодателей, и россиянам не придется самостоятельно рассчитывать свои платежи, как это делают в США и Германии.