9 апреля в Следственном комитете России заявили о причастности украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings к финансированию террористической деятельности. В ходе следствия было установлено, что поступавшие через нее денежные средства последние годы использовались для осуществления терактов в России и других странах. Ранее компания Burisma Holdings уже оказывалась в центре громких скандалов. В состав ее совета директоров входил Хантер Байден, сын действующего президента США Джо Байдена, в отношении которого ведется расследование по подозрению в коррупции и злоупотреблении полномочиями. Как частная газодобывающая компания приобрела печальную известность во всем мире и какую роль она сыграла во внутриполитической борьбе в США — в материале «Ленты.ру».
Burisma Holdings была основана в 2002 году украинским предпринимателем Николаем Злочевским. Компания занималась разведкой, добычей и маркетингом углеводородов и стала одним из лидеров в этой отрасли.
Практически с самого начала своей деятельности компания была тесно связана с украинскими государственными структурами. Так, Николай Злочевский занимал ряд высших должностей при президенте Викторе Януковиче: он был назначен министром экологии и природных ресурсов, а затем заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Эти назначения называли «наградой» за финансирование предвыборной кампании тогдашнего главы государства.
Во время работы в правительстве бизнесмен активно выдавал своей же компании лицензии на разработку недр.
Существовали даже планы поставок компанией сланцевого газа в страны Европейского союза, который бы заменил российские энергоресурсы.
Дела у Николая Злочевского шли прекрасно ровно до 2014 года, но после Евромайдана его главный защитник, президент Виктор Янукович, бежал из страны. Новые власти стали присматриваться к Burisma как по политическим, так и по экономическим соображениям — слишком неприкрытыми были коррупционные схемы при прежней власти.
В качестве новых надежных покровителей, способных защитить его бизнес, Злочевский выбрал представителей мировой политической элиты: он пригласил в совет директоров Burisma бывшего президента Польши Александра Квасьневского, а в 2016 году при поддержке князя Монако Альбера II создал форум по энергетической безопасности.
Но еще более любопытны связи компании с американскими властями. В 2014 году, вскоре после окончания массовых протестов в столице, Хантер Байден, сын Джо Байдена, занимавшего тогда должность вице-президента США, также стал частью команды Burisma Holdings.
Несмотря на минимальные знания и опыт в сфере энергетики, он присоединился к совету директоров и возглавил юридическое подразделение холдинга. По словам тех, кто работал с ним, а также наблюдал за его работой, задачами Хантера Байдена были консультации по юридическим вопросам, корпоративным финансам и стратегии развития, а также «прозрачности, ответственности и международным связям».
При этом за все время своей службы в компании он ни разу не посетил Украину по рабочим вопросам.
В США назначение сына тогдашнего вице-президента на новую должность сразу раскритиковали, назвав назначение вопиющим конфликтом интересов.
На недопустимость подобных связей ссылался журналист The Associated Press Стивен Браун. Он назвал наем Хантера Байдена на работу в Burisma «политически неудобным». В The Washington Post произошедшее посчитали проявлением кумовства и коррупции.
В Белом доме от обвинений СМИ отмахнулись, заявив, что Хантер Байден является частным лицом, которое не отражает политики государства. Специалисты по этике также встали на его сторону — им было нечего предъявить с точки зрения закона.
Выяснилось, что бенефициаром Burisma являлась компания Хантера Байдена и его бизнес-партнера Девона Арчера Rosemont Seneca Partners LLC. В 2014-2015 годах компания в США регулярно получала от Burisma Holdings свыше 166 тысяч долларов в месяц.
С учетом положения отца Хантера Байдена сложившуюся ситуацию вполне можно было расценивать в качестве неприкрытого примера политической коррупции. В рамках расследования генеральный прокурор планировал пригласить на допрос руководство Burisma...
«Я сказал [президенту Петру Порошенко]: вы не получаете миллиарда долларов, и я уезжаю через шесть часов. Если ваш генпрокурор [Виктор Шокин] не будет уволен к тому времени, вы не получите денег. И тот сукин сын был уволен», — откровенно рассказывал Джо Байден на выступлении в Совете международных отношений США в 2018 году.
Долго думать властям Украины не пришлось: 16 февраля 2016 года президент Петр Порошенко попросил Виктора Шокина лично подать в отставку, а 29 марта свой вердикт вынесла Верховная Рада. Новый генеральный прокурор Юрий Луценко вскоре закрыл все дела по Burisma, а в 2019 году Хантер Байден ушел из компании.
Однако уже в 2019 году ситуация вокруг компании и работы в ней Хантера Байдена вновь стала привлекать внимание. Команда нового президента Владимира Зеленского запустила расследование о выводе средств через Burisma.
Но надежда заполучить компромат на семью Байденов и лично ее главу, который уже воспринимался возможным соперником республиканцев на выборах 2020 года, сыграла с Дональдом Трампом злую шутку. Конгресс США счел такую просьбу «злоупотреблением властью», что привело к объявлению президенту импичмента. Тем не менее до отставки дело так и не дошло.
При этом в самый разгар избирательной кампании новые улики о деятельности Хантера Байдена в Burisma были опубликованы в The New York Post. Журналисты обнародовали его переписку с украинским бизнесменом Вадимом Пожарским, одним из ключевых функционеров в компании.
Затем сенаторы-республиканцы из комитетов Сената США по внутренней безопасности и финансам выпустили пространный отчет о деятельности Хантера Байдена и связанных с ним компаний под названием Hunter Biden, Burisma and Corruption: The Impact on U.S. Government Policy and Related Concerns. В документе указывалось на участие сына кандидата в президенты в коррупционных схемах и теневой украинской политике.
Расследование продолжается до сих пор, то есть уже после того, как Джо Байден стал президентом США. Однако его сын свое влияние на государственную политику до сих пор отрицает и указывает на политический подтекст преследований, которые основаны на «теориях заговора, инспирированных сторонниками Дональда Трампа».
При этом в автобиографии «Прекрасные вещи» (Beautiful Things) он написал, что жалеет о работе в Burisma, поскольку его имя просто использовали, чтобы навредить отцу: «Зная сейчас, к чему это привело, — я бы ответил нет [на предложение войти в совет директоров Burisma]. (...) Дональду Трампу пришлось бы искать какой-нибудь еще способ отвлечь людей от своего поведения, которое заслуживало импичмента».
Любопытно, правда, что сейчас присоединение к компании Burisma Хантер Байден оправдывает уже необходимостью «противостоять российской агрессии». Однако республиканцы использование нового контекста не посчитали за аргумент для снятия вины. «Слава богу, у нас есть Хантер Байден в совете директоров Burisma, потому что это было центральным элементом стратегии противостояния Владимиру Путину», — сыронизировал конгрессмен Мэтт Гетц.
О роли компании Burisma в отношениях США и Украины до сих пор спорят. В целом подобные связи американских элит с частными компаниями в разных регионах мира нельзя считать исключительными, отмечает директор Центра комплексных и европейских исследований (ЦКЕМИ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Тимофей Бордачев.
«В принципе это довольно традиционно для США, когда родственники руководителей государства занимаются частным бизнесом в тех регионах, где американское государство проявляет достаточную активность. Исторически эта практика распространялась в регионе Латинской Америки, которую связывали с США полуколониальные отношения», — отметил эксперт, подчеркнув, что по подобной модели стали развиваться и американо-украинские отношения.
С другой стороны, деятельность представителей американской элиты объяснялась и их сугубо личными интересами, хотя в таком случае политику и бизнес очень трудно разграничить. «Понятно, что некий политический контекст в этом тоже присутствует, но в целом бизнес есть бизнес (…). Я не вижу здесь никакого геополитического шага», — указывал профессор НИУ ВШЭ Максим Братерский.
Про особую политическую роль компании «Ленте.ру» рассказал политолог Максим Семенов. По его словам, Burisma была связана со многими украинскими политиками и олигархами, с которыми взаимодействовали представители властей США.
При этом эксперт назвал компанию одним из инструментов и проводников американского влияния на украинскую политику, уточняя, что существовали и другие каналы, но значение Burisma со временем только увеличивалось.
В феврале прошлого года в американских СМИ появилась информация, что регистрация Burisma Holdings на Кипре была прекращена, ее сайт перестал работать. Но на этом деятельность печально известной компании не завершилась, ее образ продолжает всплывать в самых неожиданных контекстах.
Так, деятельность компании стала ассоциироваться со многими другими скандальными историями и даже преступлениями.
Две компании должны были совместно реализовать «научный биотехнический проект» в лабораториях высокого уровня биозащиты на Украине. Важную роль в связях двух компаний опять же играл Хантер Байден.
Затем взятку за закрытие дела компании Burisma посчитали источником финансирования подрыва газопровода «Северный поток-2». О передаче шести миллионов долларов представителям украинских спецслужб рассказывал бывший депутат Верховной Рады Андрей Деркач, намекая, что руководство страны совершает политические атаки за «внебюджетный кеш».
Теперь о причастности компании к террористической деятельности заявил Следственный комитет России. Однако Максим Семенов указал, что в публичном доступе очень мало информации о доказательствах ее связей с террористами, но ясно, что значение Burisma в украинской политике стало даже выше за последние десять лет.