5 июня 2024 года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась мировая премьера долгожданной новинки «АвтоВАЗА» LADA Iskra. Ожидается, что серийное производство новых автомобилей стартует в феврале 2025 года в Тольятти. Глава концерна Максим Соколов заявил, что «Лада Искра» была создана в рекордные сроки, а на ее разработку было затрачено более 23 миллиардов рублей. В конструкции автомобиля — более 400 новых деталей, что делает его технологически независимым. «Лента.ру» рассказывает о технических характеристиках, предполагаемой цене, а также достоинствах и недостатках авто «Лада Искра».
Часть характеристик LADA Iskra была обнародована уже 5 июня 2024 года на ПМЭФ, а часть держится «АвтоВАЗом» в тайне. В продажу в начале следующего, 2025 года, «Искры» поступят в трех типах кузова:
«Новую модель Lada Iskra от "АвтоВАЗ" можно смело назвать прорывом на российском авторынке, — считает глава digital-агентства Kodix Жамбал Гармажапов. — Авто имеет свою изюминку — обновили дизайн и точно улучшили телематику (пока концерн не раскрывает эту информацию). Кроме того, инженеры сделали эту модель технологически независимой, проблем с покупкой запчастей и оснащения не возникнет».
«LADA Iskra — это долгосрочный проект, который будет постепенно забирать клиентов у "Гранты", а также оттянет ряд клиентуры у "Весты", — считает доцент кафедры Управления транспортными комплексами ГУУ кандидат экономических наук Артем Меренков.
Изначально LADA Iskra строилась на варианте французской платформы CMF-B, на которой созданы Renault Clio и Duster, — CMF-B-LS. На этом более простом варианте колесной базы стоят Renault Logan и Sandero третьего поколения. Но из-за антироссийских санкций и ухода концерна Renault из России «АвтоВАЗ» взял курс на технологическую независимость.
«Потребовалось время, чтобы локализовать платформу, которую мы все знаем как CMF-B-LS — это условный Renault Logan, — рассказывает Артем Меренков. — То есть, по сути, "Искра" — это импортозамещенный вариант "Логана" третьего поколения. "Логан" — культовый автомобиль с известными характеристиками, и в этом смысле проект — большая победа "АвтоВАЗа". Можно говорить о новой платформе, которая запускается в производство».
Впрочем, на Западе инженеров «АвтоВАЗа» уже обвинили в плагиате.
Как и обещал президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов, по размерам новая LADA Iskra находится как раз посередине между флагманской LADA Vesta и бюджетной LADA Granta.
У всех вариантов LADA Iskra будет передний привод, передняя подвеска «Макферсон» (на направляющих амортизаторных стойках) и задняя полузависимая подвеска со скручивающейся балкой.
LADA Iskra получит три разновидности моторов объемом 1,6 литра и трансмиссий, которые частично уже используются на моделях Granta и Vesta.
«LADA Iskra представляет собой уменьшенную копию "Весты", — считает автоэксперт Денис Можейко. — Однако по обводам кузова она больше тяготеет к "Гранте". У "Искры" есть все признаки Х-стиля (знаменитого дизайн-кода, разработанного британцем Стивом Маттином, директором по дизайну «АвтоВАЗа» с 2011 по 2020 год, — прим. «Ленты.ру»): фирменные штамповки на боках и "бумеранги" спереди».
Известно, что темно-красный цвет, в котором LADA Iskra впервые предстала перед публикой, был разработан специально для новинки, чтобы подчеркнуть ее название — «Искра». Официально же этот оттенок называется «Огонь».
В 2025 году новинка «АвтоВАЗа» выйдет на рынок в следующих цветах:
А для LADA Iskra Cross предусмотрен яркий оранжевый оттенок.
На ПМЭФ представилась возможность заглянуть в салон LADA Iskra, который выполнен в серых и черных цветах и напоминает LADA Vesta.
«Центральная консоль — абсолютно новая для "АвтоВАЗа", — рассказывает Денис Можейко. — На ней в центральной части расположен экран мультимедиа и традиционный для Renault запатентованный джойстик управления мультимедиа. По бокам от медиасистемы — вертикальные дефлекторы обдува».
На дверях «Искры» большие удобные поручни. Внутренняя ручка тоже расположена удобно — на самом верхнем и переднем краю обивки двери. На заднем сиденье топовых версий будет три подголовника.
«Из-за того, что платформу для "Искры" сильно упростили, авто не получит целый ряд современных опций, — сетует автоэксперт Денис Можейко. — Например, не стоит ждать светодиодов в фарах — только галоген. В базовой версии — только фронтальные подушки безопасности. Не будет и кнопки запуска мотора. Да что там, на версии LADA Iskra, показанной на Петербургском форуме, не было даже регулировки ремней по высоте».
Официальные комплектации LADA Iskra «АвтоВАЗ» пока не объявил, но уже известно, что в список войдут:
Официально стоимость LADA Iskra пока не объявлена, но на Петербургском международном экономическом форуме Максим Соколов обмолвился, что цена линейки новых автомобилей «АвтоВАЗа» будет начинаться от одного миллиона рублей.
В пресс-службе автогиганта напомнили, что LADA Iskra позиционируется между Granta и Vesta в том числе и в плане цены. Вот цены на обе модели на июнь 2024 года.
Эксперты «Ленты.ру» согласны, что цены на новинку «АвтоВАЗа» будут колебаться в районе этой цифры.
«Была задача вписать "Искру" в модельный ряд "АвтоВАЗа" с точки зрения ценообразования, — объясняет доцент ГУУ Артем Меренков. — В сегодняшних ценах это 1 000 100-1 000 300».
«Если раньше в сегменте "практичный автомобиль на каждый день" царствовали Kia Rio и Hyundai Solaris, то сейчас на арену ворвется Iskra, — уверен Жамбал Гармажапов. — Автомобиль будет находиться в среднем ценовом сегменте».
«Стоимость LADA Iskra будет колебаться в диапазоне от 1,2 до 1,5 миллиона рублей, поэтому на старте продаж спрос на автомобиль будет высоким, — считает гендиректор «БериАвто» Ислам Альсултанов. — Уровень продаж LADA Iskra может достичь 100 тысяч автомобилей в год, так как правительство РФ принимает меры для поддержки отечественных производителей, а линейка бюджетных авто расширяется медленно».
«В ценовую дырку между "Грантой" и "Вестой" "китайцев" не пустят, а другого ничего нет, — уверен глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Так что ждем "Искру"».