Россия изменила правила первого ядерного удара. Как удары ВСУ американскими ракетами могут начать третью мировую войну?
Полетаев: применение ATACMS по России не даст повода к ядерному ответу Москвы
Максим Габриелян (редактор отдела «Мир»)
Дарья Новичкова (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Ксения Богачева (Руководитель отдела «Бывший СССР»)
После того как президент Джо Байден разрешил Вооруженным силам Украины (ВСУ) использовать дальнобойные ракеты ATACMS для ударов по России, в мире вновь активно заговорили о глобальной войне. Дискуссию подогрели последние новости из России: 19 ноября президент Владимир Путин подписал указ, утверждающий новую ядерную доктрину. Среди условий применения ядерного оружия теперь значится запуск баллистических ракет против РФ, а ATACMS как раз относятся к этой категории вооружений. Минобороны РФ уже подтвердило, что ВСУ использовали американские дальнобойные ракеты для ударов по Брянской области в ночь на 19 ноября. Насколько вероятна третья мировая война — разбиралась «Лента.ру».
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что, если решение о нанесении ударов по России действительно подтвердится, оно приведет к росту напряженности. Песков напомнил, что президент Владимир Путин озвучил свою позицию по этому поводу еще в сентябре на Международном форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге.
Новая ядерная доктрина РФ: главное
Ядерное оружие является средством сдерживания, применение которого — крайняя и вынужденная мера оборонительного характера.
Ядерное сдерживание осуществляется не только в отношении потенциального противника, но также в отношении государств, которые предоставляют контролируемую ими территорию, воздушное и (или) морское пространство и ресурсы для агрессии против РФ.
Потенциальным противником считаются как отдельные государства, так и военные коалиции, угрожающие России. При этом они могут не иметь оружия массового поражения, достаточно обладать «значительным боевым потенциалом».
Применение дальнобойного неядерного вооружения против России, в том числе западных баллистических ракет, является актом агрессии, «если оно создает критическую угрозу суверенитету и территориальной целостности России», и может повлечь в ответ применение Москвой ядерного оружия.
Агрессия со стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке ядерного рассматривается как их совместное нападение.
Агрессия любого государства военной коалиции против России и (или) ее союзников рассматривается как агрессия коалиции в целом.
Тогда российский лидер заявил, что удары вглубь России будут означать участие НАТО и США в конфликте на Украине, а само решение о нанесении ударов по территории РФ существенно изменит саму суть боевых действий, поскольку Москва «будет принимать соответствующие решения».
Бывший президент России и заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведевзаявил, что обновленная ядерная доктрина, утвержденная президентом России Владимиром Путиным, дает право расценивать удары по России как прямое нападение стран блока. «В этом случае возникает право нанести ответный удар оружием массового поражения по Киеву и основным объектам НАТО, где бы они ни находились. И это уже WWIII [третья мировая война]», — резюмировал политик.
По мнению Медведева, решение по ударам вглубь России может иметь серьезные последствия для всего мирового сообщества. Он отметил, что это не первые попытки применить тактические баллистические и крылатые ракеты большой дальности. Само количество оружия в настоящее время не столь важно, так как, по словам Медведева, страны НАТО хотят добиться не только военного, но и информационного эффекта.
Глава МИД Сергей Лавров уже заявил на саммите G20, что Запад хочет эскалации конфликта на Украине, ведь использование ATACMS невозможно без присутствия американских военных. Он также выразил надежду, что на Западе будут читать новую ядерную доктрину России внимательно, «а не как устав ООН, усматривая в нем только то, что им нужно».
Что говорят в России о вероятности начала третьей мировой войны
Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий в беседе с RT раскритиковал решение президента Байдена по Украине. Он отметил, что новому президенту США Дональду Трампу необходимо срочно принять меры, иначе мир ждет война.
Водолацкий подчеркнул, что силы ПВО уже готовы к уничтожению баллистических ракет на подлете к территории России. По его словам, украинские военные не обладают достаточными навыками управления подобным вооружением. «Значит, будут работать операторы наведения, офицеры наведения натовских сил и средств. Это значит втягивание НАТО в боевые действия уже открыто», — пояснил политик.
Член комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев так же, как и Водолацкий, считает, что из-за разрешения использовать американские дальнобойные ракеты для ударов вглубь России риск начала третьей мировой войны сильно увеличивается.
Однако, по его словам, на сам ход СВО это почти никак не повлияет. «Особого отражения на ходе СВО это не найдет. Но президент России сказал, что они [американцы] разрешают это делать сами себе, — отметил парламентарий. — Украинцы не допущены к высокоточным ракетам дальнего радиуса действия. Не обучены. Этим будет [заниматься] только американский контингент. Соответственно, будет адекватный, зеркальный ответ со стороны России. Даже Илон Маск ранее сказал, что не стоит США этого делать».
Что говорят о новой мировой войне в США
Избранный президент США Дональд Трамп и его команда еще во время избирательной кампании неоднократно заявляли, что Байден пытается развязать третью мировую войну. Предотвращение глобального ядерного конфликта было одним из ключевых пунктов политической программы Трампа.
В связи с этим республиканцы критиковали не только помощь Киеву, но и поддержку действий Израиля в секторе Газа, поскольку операция ЦАХАЛ на палестинских территориях обостряет противостояние с Ираном, который не только является одним из главных союзников России, но и, по мнению Трампа, может иметь собственное ядерное оружие.
Кандидат Трампа на должность вице-президента, сенатор от штата Огайо Джеймс Дэвид Вэнс заявлял, что «риск ядерной войны сейчас выше, чем был когда-либо в моей жизни». Еще один сторонник Трампа Роберт Кеннеди-младший считает, что политика администрации Байдена направлена «на максимальную конфронтацию с целью смены режима в России», но является «рецептом ядерного уничтожения».
После того как стало известно о решении Вашингтона разрешить ВСУ бить ATACMS по России, сын избранного президента США Дональд Трамп-младший эмоционально прокомментировал его словом «имбецилы». Он также обвинил компании американского военно-промышленного комплекса (ВПК) в том, что они пытаются развязать третью мировую войну, пока Байден остается у власти.
Многие СМИ неоднократно обвиняли Трампа и его команду в популизме из-за заявлений про ядерную войну. Однако, как отмечали аналитики Bloomberg в сентябре, опасения политика вовсе не беспочвенны, и большинство экспертов с ним согласны. Аналитики всерьез считают, что США и их союзникам в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе стоит готовиться к ядерному сдерживанию.
Что говорят западные аналитики о ядерной войне?
Bloomberg приводит три фактора, которые заставляют всерьез говорить об угрозе третьей мировой войны. Во-первых, это эскалация локальных военных конфликтов на Ближнем Востоке и на Украине, а также риск, что Китай попытается решить вопрос Тайваня силовым путем. Во-вторых, основные противники США — Россия, Иран, КНДР и Китай — углубляют сотрудничество. В-третьих, российский ядерный арсенал сопоставим с американским, Китай догонит их уже в ближайшие годы, Северная Корея активно развивает ядерную программу, а Иран, скорее всего, уже запустил свою.
Агентство Reuters ранее писало, что украинский конфликт спровоцировал серьезнейшее со времен Карибского кризиса 1962 года противостояние между Москвой и Западом. Решение Путина изменить ядерную доктрину является прямым ответом на дискуссии Великобритании и США о том, стоит ли разрешить Украине бить ракетами ATACMS и Storm Shadow по России. К таким же выводам пришли и аналитики британской газеты The Financial Times (FT).
О том, что мир находится на пороге третьей мировой войны, пишут аналитики The Week и Foreign Affairs. Они указывают на то, что противостояние России и США, а также их союзников нарастает по мере эскалации локальных конфликтов на Украине, на Ближнем Востоке и вокруг Тайваня.
Западные политики уже открыто высказываются о том, что решение Байдена по Украине поставило мир на грань мировой войны. Лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппозаявил, что разрешение ВСУ бить по территории России подрывает надежды на мирное урегулирование украинского конфликта. Уходящий с поста глава ЕвросоветаШарль Мишель еще в начале ноября констатировал, что третья мировая война стала реальной угрозой.
Какое событие может привести к началу третьей мировой войны
Конкретно в ближайшие дни ждать третьей мировой войны все же не стоит, заявил в разговоре с «Лентой.ру» военный обозреватель, сооснователь проекта «Ватфор» Сергей Полетаев. По его мнению, 95 процентов линии тыла проходят по бывшим украинским территориям, и удар по тылу в Брянской или Курской областях, пусть и баллистической ракетой, принципиально не изменит ситуацию на фронте. «Если по нам прилетят одна, две, пять, десять баллистических ракет ATACMS по нашей старой территории, это не приведет к тому, что мы начнем проигрывать», — объяснил он свою точку зрения.
Полетаев считает, что начинать мировую войну не в интересах Запада, поскольку в нынешней ситуации они не вовлечены напрямую в украинский конфликт и несут минимальные издержки. «И, судя по тому, что они говорят и делают на протяжении трех лет, для них принципиальная установка — в конфликт самим не втягиваться, поскольку последствия будут абсолютно непредсказуемы. Им так же, как и нам, важно сохранить конфликт на подкритическом уровне», — уверен эксперт.
Военный обозреватель также призвал отделять регулярный воинский контингент стран НАТО, который не присутствует на Украине, от иностранных военных специалистов из западных стран в рядах ВСУ, «которых вообще никто за людей не считает». Возможные удары России по ним не станут поводом для начала прямого военного противостояния России и НАТО, иначе бы оно уже началось: Полетаев указал, что первые потери среди польских наемников уже зафиксированы в Курской области. «Присутствие военных специалистов достаточно распространено, это существовало еще в рамках правил игры в холодной войне. Достаточно вспомнить Анголу, Вьетнам, Корею, Афганистан», — сказал он.
«Опять же, их счет идет на тысячи человек на всю Украину, и они не влияют на ход конфликта никоим образом, — продолжил Полетаев. — Допустим, они грузят полетные задания в эти баллистические или крылатые ракеты на аэродроме. И если по этому аэродрому прилетит, они умрут или будут ранены. Они знают, чем рискуют, когда едут на Украину».
Пока речи об отправке воинского контингента НАТО или любой его страны-члена не идет. Подготовка солдат официально ВСУ осуществляется за пределами Украины. Президент Украины Владимир Зеленский неоднократно просил руководство альянса отправить военнослужащих непосредственно на СВО, в последний раз аргументировав свою просьбу возможным присутствием северокорейских военных в зоне конфликта. Однако генсек НАТО Марк Рютте официально заявил, что у альянса нет доказательств их отправки на Украину или в Россию. Действующий госсекретарь США Энтони Блинкен отмечал, что Вашингтон и союзники будут готовить Киев к продолжению военного противостояния в 2025 году.
Даже если страны НАТО и рассматривают отправку своих военных на Украину, это остается гипотетическим сценарием благодаря ядерному сдерживанию. Такое мнение высказал в беседе с «Лентой.ру» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) и клуба «Валдай» Дмитрий Стефанович.
Фактически все последние шаги Киева и стран Запада направлены на затягивание конфликта, и более того, они ослабляют переговорную позицию Украины. «Рост этой поддержки, в том числе в части разрешения на использование американских ракет для ударов по целям в глубине России, демонстрирует если не отчаяние, то серьезные сомнения в возможности украинского успеха», — считает эксперт.
Стефанович призвал не сводить основы государственной политики в области ядерного сдерживания исключительно к украинскому кризису, хотя и он, конечно, сыграл свою роль. «Обновления ядерных доктрин — нормальный процесс, и наша была и в прошлой версии, и в нынешней едва ли не наиболее подробным и качественным документом такого типа. Да, это сигнал в том числе и группе поддержки Украины, что не стоит совсем уж "зарываться", но касается доктрина и более широкого контекста изменений в глобальном ядерном порядке», — пояснил эксперт.