«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых необычных делах пожизненно осужденных в России. Пожизненный срок в стране отбывают больше тысячи заключенных: в основном это маньяки и террористы, но есть среди них осужденные, чьи истории по-своему уникальны. В прошлый раз речь шла о банде из Нижнего Тагила: она расправилась с 14 девушками, а ее главарь первым из российских сутенеров получил пожизненный срок. Сегодня наш рассказ — об уроженце Хакасии Максиме Смирнове, который вместе со сводным братом и приятелями зверски расправился с тремя китаянками. За это преступление 19-летнего Смирнова приговорили к пожизненному лишению свободы, он стал самым молодым осужденным с таким сроком в России.
Вечер 14 мая 2013 года. Кладбище в предместье города Абакана (Республика Хакасия). От могилы к могиле неспеша передвигаются три китаянки: работающие на тепличном хозяйстве женщины собирают конфеты и печенье, которые православные верующие оставили для поминовения своих умерших родственников.
Внезапно перед ними появляются четверо нетрезвых молодых людей: они заталкивают женщин в машину, требуют отдать им украшения, но получают отказ. Так начинается цепочка страшных событий, которая закончится для одного из нападавших — Максима Смирнова — пожизненным сроком.
***
Максим Смирнов родился и вырос в поселке Сахарном, расположенном в соседствующей с Китаем Хакасии. Он рос непростым ребенком: в шесть лет начал курить, а в начальной школе уже вовсю употреблял алкоголь. Став постарше, Смирнов пристрастился к наркотикам и начал воровать, чтобы добыть деньги на них.
Попытки матери вразумить Максима привели к тому, что он начал сбегать из дома.
Почему [стал сбегать — прим. «Ленты.ру»]? Скучно было каждый день слушать, как меня правильной жизни учат
Единственным в семье, кто понимал Максима, был его старший брат Дмитрий Акимов — сын матери от первого брака. Разница в возрасте у братьев была всего четыре года, и они дружили. Дмитрий часто брал младшего Максима в свою компанию — общался он в основном с двумя одноклассниками, Виталием Бренделем и Иваном Пономаревым.
Самого Смирнова учеба не интересовала: он перебивался с двоек на тройки, в итоге с трудом окончив девять классов.
После 9-го класса я пошел работать кондитером. Собственными руками изготавливал печенье и торты — меня хвалили
К тому времени Сахарный расселили — и семья Максима перебралась жить в поселок Ташеба. Но и на новом месте молодой человек продолжил кутить вместе с братом, Бренделем и Пономаревым, которые к тому моменту уже успели получить судимости за воровство и угоны автомобилей.
Вечером 14 мая 2013 года приятели, как обычно, крепко выпили, а потом еще и раздобыли наркотиков. «Так среди молодежи принято проводить время», — будет позже пояснять Смирнов. Вскоре компания решила продолжить отдых — но денег на это у них не было. Тогда Максим предложил товарищам на машине отправиться к китайским теплицам, чтобы украсть и продать овощи.
«У нас китайцев не обижают»
Путь приятелей лежал через кладбище неподалеку от станции Ташеба (Усть-Абаканский район), где они заметили трех китаянок. 41-летняя Су Хунфэнь, 42-летняя Ван Гуйэ и 49-летняя Ван Гуйянь работали именно в том тепличном комплексе, обокрасть который собирались Смирнов и его товарищи.
Тем вечером женщины ходили по кладбищу, собирая с могил конфеты. Дело в том, что 14 мая православные верующие праздновали большой церковный праздник Радоницу — поминальный день, на который принято оставлять на местах захоронений родственников нехитрое угощение. Именно за сбором конфет пьяная компания и застала женщин.
Смирнов и его приятели заметили, что на китаянках были надеты золотые серьги и цепочки: женщин затолкали в автомобиль и потребовали от них отдать украшения. Однако испуганные пленницы не поняли, что от них хотят, поскольку не знали русский язык, и стали сопротивляться. Тогда их вывезли в поле в пяти километрах от поселка Красноозерное.
Мои друзья [Акимов и Пономарев] решили их изнасиловать. Я не участвовал. Почему? Сильно пьяный был. Потом решили мы их убить как ненужных свидетелей. Чтобы предыдущее преступление скрыть
Смирнов достал из багажника рукоятку для ручного запуска двигателя автомобиля: не обращая внимания на мольбы женщин, преступники стали наносить им мощные удары по головам — как минимум по десять каждой. Закончив, злоумышленники оттащили их тела подальше в поле, облили бензином и подожгли.
Молодые парни, ранее судимые. Они сначала делают — потом думают
Оставив тела полыхать, преступники поспешили в Абакан, где заложили в ломбарде все похищенные украшения, а на вырученные пять тысяч рублей купили водки и продолжили пьянствовать. Из Абакана они поехали в Красноярский край, где в поселке Березовка жил отец одного из приятелей — и вновь стали там кутить.
Тем временем вечером 15 мая на обгоревшие останки женщин наткнулся пастух, который гнал через поле свое стадо. Страшная находка повергла в шок жителей поселка Ташеба.
У нас китайцев не обижают. Они частенько приходят в магазин за продуктами, местные иногда просят китайцев помочь и сами подряжаются в тепличном комплексе. Жить ведь на что-то надо
«Я как в тумане находился»
Прибывшим в Ташебу следователям понадобилось меньше суток на то, чтобы вычислить преступников и установить, где они находятся. Когда злоумышленников пришли задерживать в Березовке, те находились в неадекватном состоянии. Они пришли в себя лишь пару дней спустя — и очень удивились, узнав, что находятся в СИЗО.
Подозреваемым были предъявлены обвинения по нескольким статьям. Это грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, убийство двух и более лиц, а также соучастие в убийстве
На первых допросах задержанные утверждали, что сочли действия китаянок на кладбище кощунством и, якобы оскорбленные в своих религиозных чувствах, не смогли сдержать эмоций.
Но когда эта версия не подтвердилась, они сменили тактику. Смирнов, к примеру, стал упирать на то, что в момент преступления фактически пребывал в бессознательном состоянии.
Не помню ничего. Как в тумане находился. Никаких мыслей. По одной убивали. Кажется, гаечным ключом. Я тоже бил. Нет, не всех троих. Одну только. Или все-таки двоих?
Прежде чем передать дело в суд, следователи провели десятки экспертиз, включая психиатрические обследования обвиняемых. Их всех признали вменяемыми: специалисты установили, что, несмотря на алкогольное и наркотическое опьянение, преступники прекрасно осознавали свои действия.
«Их не для того рожали»
12 февраля 2014 года 19-летний Максим Смирнов по решению суда стал самым молодым пожизненно осужденным в России.
Но я не испугался. Сам для себя к тому времени решил: да, виноват, поэтому надо отвечать по закону. Сколько дадут, пусть столько и будет. Вердикт выслушал спокойно. Я знал, что сейчас не расстреливают. Но я был бы согласен и на расстрел
Брат осужденного Дмитрий Акимов, который находился за рулем машины и не принимал непосредственного участия в расправе, получил 16 лет колонии строгого режима с ограничением свободы на 1,5 года. А Виталий Брендель и Иван Пономарев, как и Смирнов, получили пожизненные сроки.
Услышав вердикт суда, жена Пономарева ударилась в истерику: она сочла приговор несправедливым, поскольку у осужденного подрастал маленький ребенок. Совсем иначе отреагировала мать Смирнова и Акимова, которая не скрывала своего разочарования в сыновьях.
Лучше бы вообще сразу убили всех четверых [осужденных]. Чтобы не пакостили и знали, что делают. Их рожали не для того, чтоб они убивали, а для того, чтобы жили и они, и люди. Они меня саму убили
«Я не рассчитываю на помилование»
Несмотря на максимально суровый приговор, родственники потерпевших остались им недовольны. В конце февраля 2014 года они обратились в Верховный суд (ВС) РФ с требованием пересмотреть приговор и заменить его на высшую меру наказания.
Приговор действительно вызвал в Китае общественный резонанс. Видеоматериал с заседания был показан в новостях Первого федерального телеканала Китая (ССТV), на сайте которого разгорелась бурная дискуссия на тему лояльности российского правосудия
Понимая, что в России действует мораторий на смертную казнь и наказания, страшнее пожизненного лишения свободы, в стране просто не существует, некоторые соотечественники потерпевших выступили за выдачу осужденных Китаю, где высшая мера наказания применяется в настоящее время.
Но из-за тонкостей российского законодательства такая выдача оказалась невозможной: РФ не выдает своих граждан другим странам. Между тем, пока вокруг судьбы Максима Смирнова шли ожесточенные споры, он сам, находясь в СИЗО, увлекся изучением Библии и, по его собственному признанию, стал весьма набожным человеком.
Для отбытия пожизненного срока его этапировали в исправительную колонию №1 («Единичка») в поселке Сосновка (Мордовия). Там он находится и по сей день: изучает религию, шьет строительные рукавицы и дожидается момента, когда его после освобождения сможет навестить брат Дмитрий.
Вот и докатился до пожизненного заключения. Собственно, я уже смирился, что здесь придется провести всю жизнь. Поэтому ничего обжаловать не собираюсь, на помилование не рассчитываю