«Любая женщина чувствует себя ведьмой» Как Поклонская из символа Русской весны и защитницы царя превратилась в «колдунью»
00:01, 8 декабря 2024Фото: Донат Сорокин / ТАССНаталья Поклонская — один из главных символов Русской весны. За десять лет, прошедших с момента воссоединения Крыма с Россией, она проделала путь от главы прокуратуры региона до депутата Госдумы, затем ушла из политики и не раз совершала повороты в карьере. Также резко менялись и взгляды Поклоснкой на общество и религию: из православной христианки с особым отношением к последнему русскому императору она превратилась в едва ли не амбассадора языческих традиций, за что получила острую критику от РПЦ и лично патриарха Кирилла. Что происходило с Поклонской все эти годы — в материале «Ленты.ру».
***
Распущенные волосы, изодранные темные одежды, амулеты, талисманы, а вокруг — языки пламени. Еще недавно Наталья Поклонская была звездой православного мейнстрима, фигурой, вокруг которой объединялись активисты в походе против фильма «Матильда». Но теперь ее соцсети выглядят именно так — лес, топоры, идолы и черные коты.
Всего пару лет назад она заявила, что вернулась на госслужбу, и поэтому полностью прекращает вести паблики, но пауза оказалась недолгой. Сначала — несколько робких постов с селфи, но вскоре их стало все больше, и сейчас страница Поклонской — место «ведьминских фотосессий» и рассуждений о взаимодействии с Вселенной и язычестве.
«Это грустно. Человек не просто уходит из православной церкви, но идет в темную силу, сатанинскую силу, — скажет о ней епископ РПЦ Иосиф. — Тащит за собой людей в эти элементы сатанизма, бесовской силы, ведьмой наряжается»
Мы, Николай II
Десятки тысяч людей шагают по залитому солнцем городу. В руках у них воздушные шары, флажки и цветы, но главное — черно-белые фотографии людей, ради которых горожане и вышли на улицу.
Кто-то запечатлен на снимке в парадном пиджаке или нарядной блузке, многие — в военной форме и с орденами. И лишь один человек — в расшитом золотыми нитями одеянии, в отороченной мехом и украшенной драгоценностями шапке на голове. Его держит улыбающаяся женщина с распущенными волосами и в белом кителе с большой звездой на каждом из погон. Это — Наталья Поклонская, прокурор Крыма. В руках у нее — икона с канонизированным царственным страстотерпцем Николаем II, а шествие — это «Бессмертный полк» в Симферополе, состоявшийся 9 мая 2016 года.
Поклонская гордится тем, что среди ветеранов Великой Отечественной войны на шествии появился Николай II, она объявляет журналистам, что причина этому — помощь, которую император оказывал советским военным на фронте во время боев с нацистами.
Когда мы накануне Дня Победы (в 2015 году — прим. «Ленты.ру») посещали ветеранов, один из них рассказал мне историю. Они с товарищем попали в передрягу, и ему было видение царя Николая Александровича, который помог ему спастись. И ветеран просил меня, чтобы по возможности Николай II тоже принял участие в «Бессмертном полку»
В марте 2014 года, когда Наталья Поклонская в должности прокурора Крыма даст свое первое в жизни интервью, в нем не будет ни слова о государе-императоре. Прокурор и вовсе признается в аполитичности, к которой, по ее же словам, приучили власти Украины до воссоединения полуострова с Россией. Вся политика в ее словах уложится в неприятие постмайданной Украины и поддержку Русской весны, одним из символов которой она и стала, войдя в историю интернета в образе няшного аниме-прокурора.
В декабре Поклонская сделает еще одну нетипичную для прокурора вещь — запишет новогоднее обращение, в котором выскажется о значении возвращения Крыма в состав России, и пожелает счастья и окончания «всех войн». Она демонстративно поставит на письменный стол распечатанный снимок Николая II в рамке. Но тогда на фото императора почти никто не обратил внимание — вместо этого журналисты отметили лишь, что Поклонская предстала «в новом образе: в нарядной блузке, с завитыми волосами и с профессиональным макияжем».
А всего через год после назначения прокурор нового российского региона решила высказаться об отречении последнего российского императора. Она объявила, что документ не имеет «юридического смысла». «Это копия бумажки, подписанная карандашом, без соблюдения всех юридических и процессуально необходимых процедур, форм, поэтому эта бумага не несет в себе никакой юридической силы», — заявила она и сравнила заявления о легитимности этого документа с попытками переписать историю Великой Отечественной войны.
В 2016 году она попала в федеральную политику. На выборах в Госдуму в 2016 году она шла четвертым номером в партийном списке от Крыма, и когда первый номер, глава региона Сергей Аксенов, отказался от мандата, он автоматически достался Поклонской.
В Думе Поклонская стала главой комиссии по контролю за достоверностью доходов и обязательств имущественного характера, то есть должна была начать следить за депутатскими декларациями. Но осенью 2016 года для комиссии работы не было — предвыборные декларации уже проверил Центризбирком, а новые должны были подаваться лишь в следующем, 2017 году.
Именно в это время Россия вновь заговорит о Николае II, и Поклонская не останется в стороне.
Хула
Николай II смотрит на группу балерин в подзорную трубу, рассматривает фотографию одной из них, снова глядит на балерину уже в бинокль и, наконец, становится свидетелем того, как лопается бретелька и оголяется ее грудь. После этого император, к неудовольствию персонажа Данилы Козловского, проводит с балериной время. Так выглядел первый трейлер к фильму «Матильда» Алексея Учителя — «историческому блокбастеру года», в котором рассказывалось об отношениях императора и балерины Матильды Кшесинской.
Ролик вышел в апреле 2016-го и оставался незамеченным Натальей Поклонской более полугода. Лишь в ноябре она направила запрос по поводу картины генпрокурору Юрию Чайке. Поклонская (после обращения монархического движения «Царский крест») попросила проверить фильм на наличие состава статьи об оскорблении чувств верующих, и вскоре к конфликту подключились сами верующие консервативного и фундаменталистского толка. Так, организация «Сорок сороков» проводила пикеты, крестные ходы, молитвенные стояния и пикеты против еще не доработанного на тот момент фильма, а активисты «Христианского государства — Святая Русь» разослали угрозы российским кинотеатрам, а также совершили ряд поджогов и актов телефонного терроризма.
Сама Поклонская на большое молитвенное стояние не пришла, дистанцировалась от акций «Христианского государства» и даже направила запрос, после которого главу организации Александра Калинина задержали и арестовали, однако продолжила заваливать надзорный орган обращениями.
депутатских запроса по «Матильде» направила Поклонская
Впрочем, фильм все же вышел на экраны, и итогами противостояния стали лишь раздражение коллег Поклонской по Госдуме, ее обвинительное видеообращение к Чайке, всероссийская слава с насмешками и непристойными карикатурами Поклонской как не в меру ярой почитательницы Николая II.
Но одновременно с этим масштабная кампания против фильма об императоре помогла объединиться движениям, исповедующим идею, прозванную царебожием, — об искупительном подвиге Николая.
По мнению царебожников, русский народ в XX веке совершил клятвопреступление, поправ решение Земского избирательного собора 1613 года о возведении Михаила Романова на престол, и тем самым навлек на себя бесчисленные беды. От полного уничтожения страну и народ спас последний император, принеся себя в искупительную жертву, — поэтому всем русским следует покаяться в цареубийстве.
С признанием РПЦ (вслед за Русской православной церковью за границей) Николая и его семьи святыми у верующих появилась возможность официально молиться императору, покупать его иконы и посещать открытые в честь Романовых храмы. При этом официально РПЦ предостерегала от трактовки казни царской семьи как принесение им искупительной жертвы, уподобившей императора Христу. Так, патриарх Алексий II еще в 1997 году осудил обряд покаяния, проводившийся в подмосковных Мытищах, и заявил о недопустимости сравнения Николая со Спасителем. «Искупительный подвиг один — Господа нашего Иисуса Христа», — объявил он.
Впрочем, осуждение со стороны РПЦ такого поклонения Николаю не останавливало последователей. И с годами взгляды царебожников становились все более радикальными с уклоном в конспирологию — от версии о ритуальном характере расправы над императором до отрицания штрих-кодов и ИНН, а также разной степени недоверия к властям, в том числе и церковным. Так что официальная позиция церкви в кругах царебожников могла встретить в лучшем случае молчаливое неодобрение и пренебрежение. Худший же вариант продемонстрировал схиигумен Сергий (Романов).
Бывший схиигумен Сергий (Николай Романов) — редкий пример российского священнослужителя, вставшего на путь силы в конфликте с церковной и гражданской властями.
В семидесятые Сергий работал милиционером, но был уволен из органов за халатность, а в середине восьмидесятых и вовсе получил 13-летний срок за несколько преступлений, среди которых — убийство, разбойное нападение, хищение госимущества и наезд на человека. К вере Романов пришел в колонии, по освобождении из которой поступил в духовную семинарию, принял монашество и стал священником в обход запрета на служение судимых по тяжким статьям — позже он объявит, что получил на это личное благословение патриарха Алексия II.
Затем, в 2000 году, в год канонизации царской семьи РПЦ бывший заключенный стал первым главой монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме (долгое время считалось, что останки царской семьи захоронены именно там) и управлял им пять лет. После — вплоть до пандемии коронавируса — являлся духовником и устроителем основанного им Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Сергий неоднократно становился фигурантом скандалов. В СМИ появлялись публикации об истязаниях в подведомственном ему монастыре, о проведении им обрядов по изгнанию бесов, рассуждения о фейковом «плане Даллеса» (признан Асбестовским городским судом Свердловской области экстремистским материалом). В период пандемии стал известен видеообращениями, на которых с бумаги зачитывал проклятья в адрес объявивших самоизоляцию и ограничивших доступ в храмы властей, отрицал само существование коронавируса, называл вакцинацию чипированием и призывал к неповиновению. Позже он выгнал настоятельницу Среднеуральского монастыря, что дало основания говорить о захвате им обители.
Схиигумен объявил в монастыре осадное положение и подключил к охране комплекса зданий казаков и ветеранов боевых действий в Донбассе. В декабре 2020 года против него возбудили уголовное дело, здание монастыря было взято штурмом. В итоге Сергия извергли из сана, отлучили от церкви и осудили сначала на три с половиной года колонии по статьям о доведении до самоубийства и разжигании ненависти, а в 2023 году — совокупно к семи годам.
В 2024 году Сергий просил отправить его на специальную военную операцию, однако получил отказ.
Среди известных людей, в разные периоды поддерживавших отношения с Сергием, назывались журналистка Екатерина Гордон, актриса Мария Шукшина, комик Дмитрий Соколов и известный по делу о покушении на Анатолия Чубайса полковник в отставке Владимир Квачков. Последний получил от Сергия благословение на «изменение государственного строя России».
С царем в голове
Сама Поклонская отвергала связь с движением царебожников и даже обещала судиться с каждым, кто заявит о ее «царебожном прошлом». Однако она разделяла часть их идей, а также поддерживала связь со сторонниками этой идеологии.
Главным контактом Поклонской из среды царебожников был упомянутый отец Сергий. Общаться с ним экс-прокурор начала почти сразу после воссоединения Крыма с Россией. В интервью Ксении Собчак она рассказывала, что попала сначала на Урал, который стал для нее как другая планета, а потом, из интереса, и к экстравагантному духовнику Среднеуральского монастыря. Поводом пообщаться с Сергием стал крымский кагор, а устроителями знакомства — силовики из ее окружения.
«Мне было интересно, любопытно, — рассказывала Поклонская. — Я приезжала, хотела помочь, я пару раз передавала кагор наш крымский для причастия, чтобы крымское вино было на причастии на Урале. Для меня это было... я чувствовала, что что-то хорошее, что-то доброе [делала]».
Эмоции от посещения обители Сергия рифмовалось с детскими воспоминаниями прокурора — именно из них, по ее собственному признанию, растет особое отношение Поклонской к Николаю.
Прабабушка рассказывала мне сказку в детстве, а я маленькая совсем была, лет пять, и она говорит: «В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей». И я ее перебиваю и спрашиваю: «А у нас царь есть?» Она: «Конечно, есть. Он у нас самый лучший, он нас любил как родных детей» (...) И у меня детское восприятие чего-то доброго, теплого, уютного, хорошего — я это помню всю жизнь
Сергий и сам приезжал в Крым: по приглашению Поклонской и главы региона Сергея Аксенова он в июле 2014 года проводил в пункте размещения беженцев молебен о мире на Украине, а также освятил фотографии царской семьи, которые прокурор позже передаст Ливадийскому дворцу.
В период контактов с царебожниками в публичных выступлениях Поклонской встречались программные для этой идеологии пункты — о жертве Николая, принесенной им ради процветания России, о Екатеринбурге как «русской Голгофе» и о ритуальном характере расправы над царской семьей.
«Это преступление страшное, ритуальное убийство, и об этом многие боятся говорить, но все понимают, что это случилось», — сообщала она в выпуске передачи «Наша страна» на телеканале «Царьград», в котором передала известие о мироточащем бюсте царя.
Отношения с Сергием Поклонская поддерживала около пяти лет — почти до пандемии, в которую началось противостояние схиигумена с РПЦ.
Еще в августе 2019 года она публиковала видео из Среднеуральского женского монастыря, на кадрах которого говорила, показывая на Сергия: «Вот я в храме, здесь очень много людей, и здесь так всегда, и я буду приезжать в этот храм. Вот батюшка, к которому все приходят и будут приходить, как бы кому-то этого не хотелось». Однако, несмотря на обещания, ездить к нему вскоре перестала. «Я поняла, что это не мое, — объясняла Поклонская разрыв отношений. — Я верю по-другому… Я обычный, простой человек, я православная, я христианка, я люблю Бога и хожу в церковь».
В беседе с журналистом Антоном Красовским она признавалась, что не знала о криминальном прошлом человека, которого СМИ окрестили «духовником Поклонской», и добавила, что после того как для нее открылись факты биографии Сергия, вопросы у нее возникли не только к нему, но и к самой РПЦ:
На человеке, который причащает, не должно быть крови, это как я понимаю… Но, по всей видимости, в РПЦ это возможно
Через месяц после этого интервью экс-депутат объявила, что выходит из предвыборной гонки за кресло депутата Госдумы нового созыва, и добавила, что «не пропадает» и благодаря новой работе «снова сможет надеть китель».
Впереди ее ждало назначение послом в Кабо-Верде, страну у африканского берега в тысячах километров от границ России, где Поклонская в итоге не проработала и дня. Дальше — короткий период работы в качестве замглавы Россотрудничества, новое увольнение и должность советника Генпрокурора. О последнем назначении она рассказала в том же посте, где сообщила о прекращении общественной деятельности и уходе из соцсетей.
Что-то древнее, что-то крамольное
24 апреля 2022 года Поклонская опубликовала поздравление с православной Пасхой и фотографию праздничного угощения: несколько скромно окрашенных яиц, кулич, яблоки, маленькое распятие. До того она старалась регулярно обращаться к подписчикам по случаю двунадесятых праздников, главных в православии, — Рождества, Крещения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы.
Но больше таких постов в ее соцсетях нет. Упоминание христианских праздников сменилось поздравлением с языческими: Ламмасом, осенним равноденствием, Самайном, а вместо куличей и распятий — она сама в наряде колдуньи.
На записи о важных для православия датах обращали внимание лишь преданные подписчики Поклонской, но ее публикации на языческую тему вызвали гораздо больший резонанс. Тогда же она провела открытый урок для школьников Херсонской области.
Бывший прокурор приехала в регион с рассказом о событиях 2014 года — во время «Разговоров о важном» она вспомнила, как Крым вернулся в состав России и о своей в этом роли. Однако среди фотографий, которые выложила бывший прокурор, были два снимка, которые полностью смещали фокус мероприятия. На них была школьная доска, исписанная рунами.
Выяснилось, что кроме Русской весны Поклонская успела рассказать школьникам о языческих истоках мифов, легенд и былин, о «древней славянской письменности», об эзотерическом значении пятиконечной звезды с кремлевских башен. Изданием, которое Поклонская передала в школьную библиотеку, оказалась ее книга-конспект (с иллюстрациями) «Мысли вслух», где она делится опытом, полученным от прочтения философских, антропологических, исторических и эзотерических трудов, призывает читателей к индивидуализму, отказу от догматического восприятия религиозных традиций, в первую очередь христианских, и самостоятельному поиску истины.
Мир не ограничен исключительно одной «правильной» культурой и религией, их бесчисленное количество, и возникли они задолго до всемирной христианизации
Содержание этой книги вызвало даже больший скандал, чем руны, нарисованные бывшим прокурором. Священник РПЦ и блогер Павел Островский посвятил критике Поклонской более десятка постов — он увидел в «Мыслях вслух» «рекламу язычества» и «воспитание ненависти к христианству». Островский предположил, что у прочитавших книгу детей появятся анархистские и экстремистские идеи, а также «негатив ко всему, что сегодня есть в России», и призвал правительство и компетентные органы проверить книгу, а те издания, что Поклонская подарила детям, — изъять.
С критикой на экс-прокурора обрушились и другие священники, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом Вахтанг Кипшидзе и сам патриарх Кирилл, упомянувший бывшего прокурора в негативном ключе в обращении к Бюро президиума Всемирного русского народного собора.
Факт появления неоязычества с его культом грубой силы и жестокости имеет место в том числе в армейской среде. Наблюдаются попытки привить неоязыческие симпатии и в образовательном пространстве. Можно не упоминать имя Натальи Поклонской, но дело не только в ней
Даже движение «Сорок Сороков», бывшие соратники по борьбе со снятым «моральными вырожденцами еврейского происхождения» фильмом «Матильда», посвятили экс-депутату серию публикаций, в которых усомнились в ее искреннем противостоянии киноленте и объявили о духовной деградации и интеллектуальной «втоптанности в грязь» Поклонской.
Бывший прокурор ответила критикам. В интервью журналистке Аксинье Гурьяновой она объяснила, что ее выкладки о язычестве, культурах и культах являются, наоборот, расширением кругозора и способом развить личность. «У меня было время (...) много читать, много исследовать, много познавать (...) Я постаралась через свою новую книгу дать жизнь тем произведениям, уникальнейшим трудам, которые могут изменить человеческое мышление», — рассказала она. А журналисту Никите Полько она призналась, что «ведьминские» посты в соцсетях, фотосессии и та самая книга — все это часть работы над диссертацией «по этнографической теме» о культурах, бытовавших на территории Крымского полуострова. Ей хочется искать тайные знания — «что-то забытое, что-то древнее, что-то крамольное». Но — по собственному признанию — Поклонской движет не только научный интерес.
Для меня это не просто изучение, это мой путь, моя дорога, моя идея, которая во мне горит, и я это делаю для себя
Она уверена: «любая женщина чувствует себя ведьмой», и в каждом человеке есть своя магия. В ее Telegram-канале уже заготовлен ответ для тех, кто уличает ее в ведовстве — пост с цитатой из «Мастера и Маргариты»: «А ты действительно стала похожей на ведьму. А я этого и не отрицаю, — ответила Маргарита. — Я ведьма и очень этим довольна!»
Жизнь как чудо
Критикующие Наталью Поклонскую священники РПЦ часто сходятся в оценке причин трансформации ее взглядов. Богослов и культуролог Игорь Петровский в эфире телеканала «Спас» предположил, что экс-прокурор столкнулась с «духовным кризисом», так как ей не повезло с наставником, которого она встретила в период своего «церковного детства».
«В период церковного становления ее чаще всего замечали не в среде рассудительных наставников, а в окружении псевдоправославных царебожников (...) Так что "детство" Натальи Владимировны, скорее всего, было тяжелым и хмурым. Совершая свои первые шаги в православии, она познакомилась не с опытом мира и радости, а с опытом борьбы и ненависти», — заявил он.
Так же о причинах ухода в изучение языческих традиций высказался и иерей Георгий Максимов, добавив, что кроме общения с Сергием на Поклонскую могли повлиять отношения с мужьями. «Нездоровое воздействие Романова на заре воцерковления, затем обида на него, стресс от репутационного ущерба из-за общения с обезумевшим игуменом. Распад двух венчанных браков подряд с православными мужьями, грех прелюбодеяния, если он имел место, — все это тоже подтачивало», — порассуждал он.
Одним из факторов, который мог бы объяснить метаморфозы Поклонской, по мнению политолога Станислава Бышка, является ее происхождение из украинской политической культуры, где, по словам собеседника «Ленты.ру», допустимо «неортодоксальное поведение».
Это чем-то, наверное, напоминает российскую Государственную Думу в девяностые годы, где много всякого было: и драки, и какие-то вульгарные заявления, и депутат, который приходил то в противогазе, то с женской грудью. Эта степень свободы и чудинки в украинской политической культуре сохранилась существенно дольше, чем в России, лет на 15. И Поклонская эту чудинку вполне в себе сохраняет
Кроме того, в беседе с «Лентой.ру» он предположил, что на изучение эзотерических практик Поклонскую толкнули не внешние обстоятельства в виде знакомства с Сергием, но сам характер бывшего прокурора. По мнению Бышка, экс-прокурор — человек, который склонен к вере в чудеса.
«Я бы назвал ее религиозность синкретической. То есть [она считает, что] могут быть правы эти, могут быть другие, трактовка может быть третьей, все имеют право на высказывание, и чудо имеет право на существование в мире. В этом нужно искать "чудесность" ее поведения», — порассуждал Бышок.
Синкретизм в воззрениях Поклонской видит и исследователь политеизма Евгений Нечкасов. Он считает, что бывший прокурор ушла в викканство — постмодернистское учение, объединяющее элементы многих эзотерических практик.
Викка (от английского wicca, колдовство) — новое религиозное движение крайне синкретического толка, возникшее в Англии в 1950-х годах. Ее основателем считается эзотерик и оккультист Джеральд Гарднер, который утверждал, что вступил в древний ведьмовский ковен (общину) в Гемпшире. Здесь важно понимать, что Гарднер был страстным почитателем и учеником такой одиозной фигуры, как Алистер Кроули. Существует расхожий анекдот, что Кроули выдумал основной идеологический контур викканства на спор с Гарднером, где на кону стояла бутылка виски. Как бы там ни было, Кроули известен своей богатой фантазией и множеством подлогов и фальсификаций, которые он закладывал в основание своих учений и «орденов». В этом и он, и Гарднер (и викка) наследуют общему вектору европейского оккультизма. Исследователи также сходятся в том, что никакого ковена ведьм в Гемпшире, на который опирается Гарднер, никогда не существовало.
«На сегодняшний день викка представляет собой типичную религию New Age, которая синкретически паразитирует на всех доступных мифологиях мира и магических практиках. В США и Европе существует даже "христианская викка", — объяснил Нечкасов «Ленте.ру». — Существует консенсус, что викка — выдуманная религия, которая не имеет никаких самостоятельных исторических корней и мифологии».
Персоналии, на которые Поклонская ссылается в своей вызвавшей резонанс книге «Мысли вслух», Нечкасов назвал набором экзальтированного новичка и не исключил, что в ближайшие пять лет россияне станут свидетелями очередного перевоплощения бывшего прокурора.
«Лента.ру» направила письмо Наталье Поклонской с просьбой прокомментировать критику представителей РПЦ в ее адрес.