Как поменять паспорт РФ в 2025 году: что нового, как получить документ с электронным чипом, сроки замены

СюжетЛьготы ветеранам боевых действий:

Фото: РИА Новости

В 2024 году в России обновились правила замены паспорта: среди прочего, утвердили новый образец бланка этого документа. Также сейчас проводят эксперимент по использованию «Госуслуг» вместо общегражданского документа. «Лента.ру» объясняет, что нужно для получения паспорта в 2025 году, как поменять главный документ всех россиян старше 14 лет, когда это необходимо сделать.

Кому положен новый паспорт

Паспорт — главный документ граждан России: по закону, россиянам старше 14 лет жить без него нельзя.

Новый паспорт оформляют, если:

  • гражданину исполнилось 14 лет;
  • полученный ранее паспорт утрачен;
  • заявитель получает гражданство России.

Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

Паспорт подлежит замене, если:

  • гражданин достиг 20-летнего или 45-летнего возраста;
  • изменились имя, фамилия или отчество;
  • изменились дата и место рождения;
  • изменился пол;
  • изменилась внешность;
  • отсутствуют листы;
  • данные не читаются;
  • сделана ошибка в записях;
  • больше нет места для отметок и штампов;
  • документ утерян или украден.

30
дней

дается на подачу заявления и документов. При достижении 14-летнего, 25-летнего или 45-летнего возраста это надо сделать в течение 90 дней

Штрафы

Законы РФ не допускают проживание без документов, удостоверяющих личность. Поэтому, если сроки подачи заявления на замену паспорта пропущены, на гражданина будет наложен штраф:

За умышленное уничтожение, порчу или небрежное хранение документа предусмотрены:

  • предупреждение;
  • штраф от 100 до 300 рублей.

Паспорт считается испорченным, когда:

  • не читаются отметки и штампы;
  • порваны и испачканы страницы;
  • документ размок;
  • документ подвергся химическому воздействию;
  • документ обгорел;
  • в документе стоят отметки, которых быть не должно.

«Помню случай в моей практике, который произошел еще в 80-е годы прошлого века, — рассказала «Ленте.ру» бывшая сотрудница советского паспортного стола Зинаида Пушкарева. — Молодой человек по фамилии Юдаев решил пошутить и черной тушью поставил две точки над буквой "е" в своей фамилии. И тут же стал совершенно другим гражданином — Юдаёвым. Причем все документы-то у него были на "прежнюю" фамилию. Паспорт подлежал замене — пришлось платить штраф за умышленную порчу и менять его».

Справка

В СССР паспорт чаще всего служил всю жизнь: по достижении возраста 25 и 45 лет на специальные страницы вклеивались фотографии, без которых документ считался недействительным.

Последние изменения

Фото: Александр Река / ТАСС

Электронный паспорт

С 2024 года можно выбрать, какой паспорт получать — обычный бумажный или с электронным носителем. В Положении о паспорте появился новый пункт, где говорится о документе, содержащем биометрические персональные данные владельца в электронном виде.

Электронными новые паспорта с чипами можно назвать лишь условно. Они похожи на 10-летние заграничные паспорта, которые выдаются с 2006 года, где также используется биометрия — цветное цифровое изображение лица и папиллярные узоры двух пальцев рук.

Еще 18 сентября 2013 года президент РФ подписал указ о введении цифрового паспорта, который сможет полностью заменить бумажный документ.

Однако позже Министерство внутренних дел Российской Федерации заявило, что пока нет технической возможности выдавать электронные паспорта-карточки, на которых хранятся все сведения о личности гражданина от даты и места рождения до документов воинского учета и водительского удостоверения.

Временное удостоверение

Раньше временное удостоверение личности на период оформления нового паспорта выдавалось лишь по просьбе гражданина. Теперь же выдача осуществляется в обязательном порядке всем, кроме достигших 14 лет, которые до выдачи паспорта продолжают использовать свидетельство о рождении.

«Временное удостоверение по юридической силе фактически приравнено к общегражданскому паспорту», — пояснил специалист по гражданскому праву Илья Прудников.

По временному удостоверению можно:

  • приобретать авиа- или железнодорожные билеты для путешествий внутри страны;
  • осуществлять различные банковские операции (кроме получения кредита);
  • устроиться на новую работу;
  • совершать операции с недвижимостью (при согласии второй стороны);
  • представлять свои интересы в суде.

«Во временном удостоверении указываются основные данные старого паспорта, — уточнил Илья Прудников. — А вот информации, например, о семейном положении гражданина или месте его регистрации, там нет. Кроме того, действует такое удостоверение исключительно на территории России. Поэтому существуют ограничения на некоторые действия с этим документом».

Фото: Виктор Антонюк / РИА Новости

По временному удостоверению личности нельзя:

  • выехать за границу;
  • совершить транзит через территорию другой страны;
  • совершить перелет на международных рейсах;
  • заключить или расторгнуть брак;
  • зарегистрироваться по месту проживания;
  • получить загранпаспорт и водительское удостоверение;
  • зарегистрировать транспортное средство.

По временному удостоверению не могут привлечь к административной ответственности, поскольку в нем не указана регистрация по месту жительства

Основания для отказа в получении паспорта

Пункт 27 Положения — это тоже новшество, тут перечислены четкие основания для отказа тем, кто собирается подать заявление на замену паспорта. Это:

  • недостижение 14-летнего возраста;
  • недостижение 20-летнего или 45-летнего возраста для замены паспорта;
  • несоблюдение требований к форме и содержанию заявления;
  • непредоставление необходимых документов;
  • несоответствие сведений в заявлении и в документах;
  • предоставление документов и фотографий неустановленного образца;
  • предоставление поддельных или недействительных документов;
  • несоблюдение требований при подаче (за исключением подачи заявления на портале «Госуслуги»).

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Образец бланка

В 2024 году обновился и образец бланка паспорта гражданина Российской Федерации.

Новый паспорт состоит из обложки и 20 страниц с водяным знаком «РФ», но пронумерованы только 14 из них.

Описание страниц

  • 1-я имеет цветное изображение герба РФ, под которым напечатано «Паспорт гражданина Российской Федерации».
  • 2-я имеет верху по центру слова «Российская Федерация», а ниже графы: паспорт выдан, дата выдачи, код подразделения, личный код, личная подпись. Под ними находятся подстрочная черта для подписи руководителя подразделения по вопросам миграции МВД, выдавшего паспорт, и место для печати.
  • 3-я содержит сведения о личности гражданина. Три четверти занимает фото 35x45 миллиметров, а справа находятся реквизиты: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.
  • С 5-й по 12-ю проставляются отметки о регистрации гражданина и снятии с регистрационного учета по месту жительства.
  • 13-я посвящена отношению к воинской обязанности.
  • 14-я и 15-я имеют отметку «Семейное положение» и предназначены для записи актов гражданского состояния.
  • 16-я и 17-я содержат сведения о детях.
  • 18-я и 19-я могут содержать отметки о группе крови и резус-факторе, ИНН и прочие необязательные сведения о владельце паспорта.
  • 20-я содержит «Извлечение из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации».

При этом перечень сведений о личности гражданина не изменился.

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

На страницы паспорта по-прежнему внесут:

  • имя, фамилию и отчество (при наличии);
  • пол;
  • дату и место рождения.

Перечень обязательных отметок также остался прежним:

  • о регистрации/снятии с регистрации по месту жительства;
  • об отношении к воинской обязанности.

По желанию гражданина в паспорт могут внести:

  • свидетельства о рождении детей;
  • запись акта гражданского состояния;
  • данные о ранее выданных паспортах (в том числе заграничных);
  • группу крови и резус фактор;
  • индивидуальный налоговый номер.

Бланки паспортов, напечатанные до 6 января 2024 года, когда вступило в силу правительственное постановление, будут использоваться наравне с новыми, пока не закончатся

Гражданство

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Упрощенное

С 2024 года заработали три документа об упрощенном получении гражданства России.

Закон 26 октября 2023 года

26 октября 2023 года вступил в силу новый закон «О гражданстве Российской Федерации». Получение гражданства для некоторых категорий лиц значительно упростилось. Стать россиянами по упрощенной схеме теперь могут:

  • соотечественники, живущие за границей;
  • граждане бывшего СССР, родившиеся или постоянно проживавшие в РСФСР;
  • граждане бывшего СССР, зарегистрированные по месту жительства в России на 1 ноября 2002 года;
  • имеющие близких родственников, родившихся или проживавших на территории РСФСР, Российской империи или СССР, в пределах нынешней государственной границы Российской Федерации;
  • имеющие хотя бы одного родителя (усыновителя) — гражданина России и проживающего в ней;
  • имеющие хотя бы одного из детей — гражданина России и проживающего в ней;
  • состоящие в браке с гражданином РФ, проживающим в РФ и имеющие с ним общего ребенка (родного или усыновленного);
  • с отличием и очно окончившие российский государственный вуз;
  • получившие в Российской Федерации профессиональное образование по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры и проработавшие в России по специальности не менее года;
  • ветераны боевых действий, о гражданстве России которых ходатайствуют федеральные или региональные органы власти;
  • участники государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников;
  • имеющие особые заслуги перед Россией и представляющие особый интерес для нее.

Фото: РИА Новости

Указы 4 января 2024 года

4 января 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ «Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации». Этот документ касается уроженцев Афганистана, Ирака, Йемена, Сирии и Украины, которые могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке, если:

  • до 18 марта 2014 года проживали в Крыму или были депортированы с территории Крымской АССР;
  • граждане Афганистана, Ирака, Йемена или Сирии родились в России или имели гражданство СССР.

4 января 2024 года был также подписан президентский указ «О приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации или воинских формированиях, и членов их семей». Контрактникам и их семьям также предоставляется право получить гражданство России в упрощенном порядке.

Усложненное

Прописано в законе «О гражданстве Российской Федерации» и ужесточение правил приема в гражданство РФ. Так, теперь граждане Казахстана, Молдавии и Украины для того, чтобы стать россиянами, должны постоянно жить в России с видом на жительство в течение пяти лет. А кроме того, знать русский язык, историю и законы Российской Федерации (кроме лиц старше 70 лет и инвалидов I группы).

В новых регионах

27 апреля 2023 года был подписан президентский указ «Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Согласно этому документу, жители новых субъектов Российской Федерации, которые не приняли ее гражданство до 1 июля 2024 года, считаются иностранцами, поэтому обязаны получить вид на жительство.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Как получить новый паспорт: инструкция

Госпошлина

Для получения паспорта сначала нужно оплатить государственную пошлину, которая взимается службой по вопросам миграции МВД РФ. Размеры госпошлины:

  • при утрате, краже, порче паспорта — 1 500 рублей;
  • все остальные случаи — 300 рублей.

Оплатить пошлину можно:

  • в банкомате любого банка (если заявление подается в подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации);
  • на портале «Госуслуги» (после подачи заявления);
  • в специальном терминале (в центре госуслуг «Мои документы»).

Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ

Фотография

Второй шаг перед тем, как подать заявление на замену паспорта или его получение, — сделать фото. Это должны быть два снимка, размером 3,5 на 4,5 сантиметра. К фотографии (в том числе биометрической) предъявляются стандартные требования:

  • фото может быть как цветным, так и черно-белым;
  • фон однотонный, без теней, при дневном свете;
  • голова и плечи занимают 70-80 процентов снимка;
  • верхнее поле должно быть свободным и занимать 4-6 миллиметров;
  • фото должно соответствовать возрасту;
  • ретушь или фотошоп не допускаются;
  • выражение лица должно быть нейтральным;
  • глаза видны отчетливо.

В очках можно сфотографироваться, если вы их постоянно носите. Солнцезащитные очки и толстые оправы не допускаются. По религиозным соображениям можно сфотографироваться в платке, не закрывающем овал лица. В остальных случаях головные уборы не допускаются

За всю историю нашей страны был лишь один человек, которому в качестве исключения разрешили фото на паспорт в головном уборе — это народный артист СССР, знаменитый танцовщик Махмуд Эсамбаев, вне сцены он никогда не снимал папаху.

Подача заявления

Есть три способа подать заявление на получение паспорта:

  • очно в МФЦ «Мои документы»;
  • очно в местном подразделении по вопросам миграции МВД РФ;
  • в электронном виде через портал «Госуслуги» (оригиналы документов потом придется предоставить в Министерство внутренних дел Российской Федерации).

Заявление необходимо написать по установленной форме.

При хищении или утрате паспорта заявление о его восстановлении можно подать только в подразделение МВД по вопросам миграции

Документы в 14 лет

Подать заявление и документы на первый в жизни паспорт необходимо в течение 90 дней с даты наступления 14-летия. «Если срок будет пропущен, родителей могут оштрафовать», — предупредила в беседе с «Лентой.ру» доцент Финансового университета при правительстве РФ, кандидат юридических наук Оксана Васильева.

Список документов:

  • заявление;
  • свидетельство о рождении;
  • документы воинского учета (если есть);
  • фото;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Документы в 20 и 45 лет

Список документов:

  • заявление;
  • старый паспорт (если не утерян и не украден);
  • фото;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документы воинского учета (если состоите);
  • документы о заключении/расторжении брака (при наличии и желании);
  • свидетельства о рождении детей младше 14 лет (при наличии и желании).

Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Документы при получении гражданства РФ

При принятии гражданства Российской Федерации иностранцам или лицам без гражданства в подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации для получения паспорта надо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • иностранное свидетельство о рождении или заменяющий его документ, выданный компетентным органом;
  • иностранный документ, подтверждающий личность;
  • квитанция об уплате пошлины;
  • фото;
  • документы воинского учета (при наличии);
  • документы о заключении/расторжении брака (при наличии и желании);
  • свидетельства о рождении детей младше 14 лет (при наличии и желании).

«Иностранные документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены, легализованы или иметь апостиль», — напомнил юрист Илья Прудников.

Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости

Документы при хищении или утере паспорта

Для начала надо обратиться в полицию с заявлением и получить там талон-уведомление.

Необходимые документы:

  • заявление о выдаче паспорта;
  • заявление с указанием обстоятельств утраты документа;
  • талон-уведомление;
  • фото;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документы воинского учета (если состоите);
  • документы о заключении/расторжении брака (при наличии и желании);
  • свидетельства о рождении детей младше 14 лет (при наличии и желании).

Документы при порче паспорта

Документы для замены испорченного паспорта:

  • заявление;
  • паспорт, подлежащий замене;
  • фото;
  • квитанция об уплате пошлины.

Если паспорт подлежит замене из-за обнаружения ошибок, необходимо представить документ, который содержит верные сведения и написать заявление о внесении исправлений

Особые случаи

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Дополнительные документы, которые требуются в случае перемены:

  • имени — свидетельство об этом;
  • даты и места рождения — решение суда об установлении истинных персональных данных;
  • пола — свидетельство об этом;
  • внешности — новые фотографии.

Сроки изготовления и получения

в течение
5
рабочих дней

производится оформление паспорта

При подаче заявления и документов через МФЦ «Мои документы» паспорт изготавливается в указанный срок, а затем в течение еще трех календарных дней передается в районное отделение МФЦ.

При подаче заявления и документов в электронном виде через портал «Госуслуги», через него же Министерство внутренних дел Российской Федерации пригласит заявителя в территориальный орган ведомства (отдел полиции) для получения паспорта. Тогда этот документ оформляется в день обращения в отделение полиции.

При получении паспорта важно проверить корректность всех содержащихся в нем данных. После проверки на второй странице бланка паспорта необходимо поставить личную подпись.

В случае физической невозможности поставить подпись над подстрочной чертой «Личная подпись» ставится прочерк

«Госуслуги» вместо паспорта

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

В 2024 году собирались протестировать проект по использованию вместо паспорта приложения «Госуслуги». Об этом говорил директор департамента развития технологий цифровой идентификации Минцифры Дмитрий Дубынин. О планах опробовать технологию «"Госуслуги" вместо паспорта» в этом году заявили также в Сбере и «Российских железных дорогах».

Введение такого приложения, с одной стороны, увеличит риски утечки персональных данных, считают эксперты. С другой, существенно упростит получение разнообразных услуг: это касается и банковского обслуживания, и покупки билетов, и регистрации на авиарейсы, и покупки товаров или услуг.

Пока неизвестно, как прошло тестирование и закончено ли оно.

В 2025 году действуют все изменения при замене паспорта, введенные в 2024-м. Новых пока не запланировано. Зато с 2025 года в Москве пройдет эксперимент с паспортами для мигрантов: в аэропортах при въезде в РФ им будут оформлять электронные документы с биометрическими данными, пропиской, местом регистрации и работы. Это должно помочь с контролем преступности и проверками.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше