Что такое SMART-цели и как использовать методику? Алгоритм постановки, примеры и ошибки

Фото: Fizkes / Shutterstock / Fotodom  

SMART — одна из самых известных методик постановки целей. Ее используют в бизнесе, для личной эффективности, в обучении и спорте — она помогает сделать цели более конкретными и достижимыми. Некоторые эксперты и руководители даже отказываются работать с целями, если они сформулированы не по системе SMART. Однако этот метод не является универсальным для всех задач. «Лента.ру» рассказывает, как правильно ставить цели по технологии SMART и не допускать ошибок.

Что такое SMART-цели

SMART — это метод эффективной постановки краткосрочных целей, который помогает превратить абстрактную задачу в конкретную и измеряемую. Методику предложил в 1981 году эксперт в области стратегического планирования Джордж Доран.

Суть метода в том, что поставленные цели должны отвечать пяти критериям — все они зашифрованы в названии, которое является аббревиатурой.

Цель должна быть:

  • S (Specific) — конкретной. Цель нужно сформулировать точно: так, чтобы ее нельзя было понять двояко и не нужно было уточнять, о чем идет речь. Например, вместо «хочу говорить на другом языке» должно быть «хочу выучить испанский язык, чтобы без проблем путешествовать по Мадриду и Барселоне и общаться с людьми».
  • M (Measurable) — измеримой. Цель должна содержать четкие показатели, по которым можно отследить прогресс. Например, оценивать уровень прогресса изучения иностранного языка с помощью написания словарных диктантов раз в неделю.
  • A (Achievable) — достижимой. Если цель слишком амбициозна, вы быстро потеряете мотивацию. Нужно исходить из реальных возможностей. К примеру, если человек поставит цель «Выучить иностранный язык с нуля за один месяц», то вряд ли у него получится это сделать.
  • R (Relevant) — значимая. SMART-цели должны соответствовать глобальной цели и помогать ее достичь. Так, глобальной целью может быть «получение высокооплачиваемой работы в Испании». Для ее достижения нужно ставить несколько SMART-целей: к примеру, «повысить уровень испанского языка за один год, читая книги и смотря фильмы на испанском в оригинале каждый день по два часа», «продать квартиру за пять миллионов рублей в России до переезда» и другие.
  • T (Time-bound) — ограниченной по времени. У каждой цели должен быть срок, к которому нужно ее достичь. Это может быть, к примеру, один месяц, полгода или год

Фото: I Believe I Can Fly / Shutterstock / Fotodom  

Зачем нужны SMART-цели

Цели, соответствующие критериям технологии SMART, помогают четко обозначить, к чему нужно стремиться, и понять, как измерить успех. Например, SMART-подход превращает желание похудеть в понятную задачу: «похудеть на 5 килограммов за три месяца, тренируясь два раза в неделю и отказавшись от потребления сахара».

Примеры формулирования целей по SMART

Неправильно Правильно
Открыть новый магазин. Открыть новый магазин в городе Клин к сентябрю 2025 года, не превышая бюджет в три миллиона рублей.
Увеличить продажи. Увеличить годовой объем продаж на 15 процентов к декабрю 2025 года за счет роста среднего чека.
Прочитать книгу. Прочитать роман «Преступление и наказание» за один месяц, читая каждый день перед сном по 30 минут.

В наши дни SMART чаще всего используется в маркетинге, продажах, менеджменте и коучинге. Также люди применяют метод для формулирования своих личных целей — он помогает структурировать мечты и желания, придать им конкретики и сделать более достижимыми.

Алгоритм постановки и достижения целей SMART

Бизнес-цели

При составлении бизнес-целей по системе SMART наиболее часто следуют такому плану.

Фото: Rawpixel.com / Shutterstock / Fotodom  

Как поставить бизнес-цель по системе SMART

ШАГ 1: Проведите исследование

Оцените сильные и слабые стороны продукта и компании. Проанализируйте конкурентов: их продукты, стратегии и слабые места.

ШАГ 2: Сформулируйте цели

Для каждой проблемы должна быть одна SMART-цель с одним результатом, который можно достичь.

ШАГ 3: Проверьте SMART-цели, ответив на вопросы

На этом этапе важно убедиться, что поставленная цель соответствует методике SMART. Для этого последовательно ответьте на следующие вопросы:

  • Четко ли сформулирована цель?
  • Исключает ли она неоднозначность и расплывчатость?
  • С помощью каких показателей можно оценить достижение цели?
  • Реально ли достичь этой цели в установленные сроки, учитывая имеющиеся ресурсы и возможности?
  • Как достижение этой цели поможет развитию бизнеса? Отвечает ли она стратегии компании в целом?

ШАГ 4: Назначьте исполнителей

За каждый этап достижения цели должен быть ответственный — именно он должен сообщать о результатах. Особенно, если это командная задача: в противном случае сотрудники могут начать перекладывать ответственность друг на друга.

ШАГ 5: Установите даты промежуточного контроля

Чтобы проверять, как продвигается работа над достижением цели, важно установить промежуточные сроки контроля. Так вы сможете своевременно менять ресурсы, финальную дату или даже саму задачу, если это необходимо.

ШАГ 6: Зафиксируйте договоренности

Обязательно запишите поставленную цель и задайте срок ее выполнения. Для этого можно использовать любой рабочий органайзер, например, Google Calendar.

Фото: TippaPatt / Shutterstock / Fotodom  

Личные цели

ШАГ 1: Выберите одну большую цель

ШАГ 2: Проверьте выбранную цель по вопросам:

  • Конкретная ли цель?
  • При каких условиях вы сможете ее достичь?
  • Соответствует ли цель потребностям?
  • За какой период вы хотите достичь цели?

ШАГ 3: Разбейте цель на шаги

Разделите основную цель на несколько больших этапов, а затем разбейте каждый еще на несколько простых действий.

ШАГ 4: Встройте эти действия в свою жизнь

Интегрируйте необходимые действия в свой распорядок дня, чтобы путь к цели был приятным, а не обременительным.

ШАГ 5: Анализируйте прогресс

Установите сроки (например, раз в неделю или месяц) для анализа проделанной работы. Не забывайте хвалить себя, если видите успех, и проводить работу над ошибками, если что-то не получилось.

Фото: Nanci Santos Iglesias / Shutterstock / Fotodom  

Примеры составления SMART-целей

В бизнесе

В бизнесе SMART помогает сформировать план действий, который можно отследить по числовым показателям и качественным результатам, рассказал «Ленте.ру» один из основателей агентства BARS Agency Сергей Рабусов.

Например, если требуется увеличить объем продаж, цель записывается так: увеличение объема продаж на определенный процент за заданное количество дней или месяцев.

Такой способ помогает точно распределить усилия и своевременно понять, что стоит менять, если показатель не растет так, как ожидалось

Сергей Рабусовоснователь IT- компании

Примеры целей для бизнеса

  • Поднять выручку магазина на 20 процентов за полгода за счет роста продаж с помощью увеличения числа заявок с рекламы на 30 процентов.
  • Провести исследование рынка в новом регионе (в Тульской области) к концу квартала. Разработать план выхода на этот рынок в течение следующего полугодия.
  • Обучить пятерых врачей навыкам телемедицины к концу года, организовав для них вебинары и тренинги два раза в неделю.
  • Снизить операционные расходы компании на 10 процентов за квартал, оптимизировав логистику закупок и пересмотрев поставщиков.
  • Увеличить число подписчиков Telegram-канала на 25 процентов в течение двух месяцев за счет проведения розыгрышей ценных призов, общая стоимость которых не превышает один миллион рублей.

В личных целях

В частной жизни система нужна для достижения целей, связанных с саморазвитием или изменением привычек. «Метод помогает разбить общую задачу на мелкие шаги, которые легко отслеживать, и позволяет не утонуть в размышлениях о том, что можно сделать, если цель записана расплывчато», — пояснил Сергей Рабусов.

Например, если хочется улучшить физическую форму, цель может включать конкретное количество занятий в неделю, длительность тренировок и ожидаемый результат в виде улучшения выносливости.

Фото: Oksana Klymenko / Shutterstock / Fotodom  

Идеи личных целей

  • Выучить 1000 новых английских слов и достичь уровня B2 за шесть месяцев, занимаясь по два часа в день пять раз в неделю.
  • Пройти онлайн-курс по веб-дизайну и создать портфолио из пяти проектов к концу года, чтобы претендовать на должность младшего веб-дизайнера.
  • Начать бегать три раза в неделю по 30 минут, чтобы без сильной усталости и перерывов пробегать по пять километров к концу третьего месяца.
  • Научиться готовить пять новых блюд к концу месяца, чтобы накрыть праздничный стол в качестве сюрприза на день рождения мамы.
  • Каждой утро в течение 3 месяцев пить стакан воды натощак, чтобы улучшить состояние организма и сбросить лишние пять килограммов.

Творческие проекты

Творческие проекты. Фото: Pressmaster / Shutterstock / Fotodom  

Плюсы и минусы SMART-целей

Прежде чем приступить к работе со SMART-целями, важно понимать не только их привлекательность, но и возможные подводные камни.

Плюсы

  • Четкое понимание цели позволяет сконцентрировать усилия и точно знать, к чему стремиться;
  • Показатели позволяют отслеживать прогресс, делая успех наглядным;
  • Ответственность создает стимул и повышает вовлеченность в процесс;
  • Выбор цели делается осознанно, что повышает уверенность в результате.

Минусы

  • Фокусирование на конкретике и измеримости цели может подавлять творческий подход и стремление к более смелым, масштабным проектам.
  • Успешное применение SMART требует опыта и определенных навыков. Отсутствие практики может привести к ошибкам при формулировке целей.
  • SMART-цели могут быть слишком общими и не учитывать важных деталей. Это увеличивает риск невыполнения в срок и возникновения разногласий.

Ошибки при работе со SMART-целями

Нечеткая формулировка результата

Абстрактные мечты могут остаться недостижимыми, поэтому важно, как можно проще описать цель и конкретизировать ее. «Наш мозг ленив, "режим мечты" ему комфортен, так как ни к чему его не обязывает. Но как только мы начинаем прогонять свои желания через формулу SMART, мы заставляем себя анализировать их, подключаем левое полушарие, отвечающее за рациональное мышление», — рассказала «Ленте.ру» нейрокоуч и преподаватель РАНХиГС Вера Павловец.

По ее словам, даже сам процесс «смартования» желаний значительно увеличивает шансы на успех, так как мозг начинает составлять план, сопоставлять желаемое с возможным и включается в работу в полную силу.

Фото: Natee Meepian / Shutterstock / Fotodom  

Бросить цель на полпути

Нельзя обесценивать имеющийся результат. Даже то, что вам может казаться неудачей, всегда имеет свою ценность. Всегда задавайте себе вопрос, чему вас научила неудача или сложность, и как вы можете использовать эти знания в будущем.

«Обязательно благодарите себя за проделанную работу и обращайтесь к положительному опыту в прошлом. Напомните себе, каким вы можете быть, когда вдохновлены и уверены в себе. А еще — не стесняйтесь спросить совета или даже помощи, это нормально», — добавила коуч.

Потерять смысл

Если цель для вас больше не важна, нет смысла упорно ее добиваться только потому, что вы «дали себе слово». Это прямой путь к потере интереса, эмоциональному истощению и даже к депрессии, отметила Вера Павловец. Необходимо проводить ревизию целей, поставленных на год, хотя бы раз в месяц-полтора, обязательно анализируя их актуальность и релевантность относительно текущего момента.

Дать себе слишком много времени

Многие психологи считают, что ставить слишком большие цели с большим горизонтом неэффективно и опасно. Человек может терять мотивацию, если долго не будет видеть результатов, не делать «контрольные отсечки».

«Не на пустом месте родилась поговорка, что слона стоит есть по частям. Такой подход снижает страх перед большой (иногда с первого взгляда неподъемной) целью и позволяет отслеживать собственную динамику», — отметила Вера Павловец.

При выборе временных рамок важно учитывать приоритетность задач и свою загрузку, а также то, как работа над данной целью непременно повлияет на другие ваши задачи и людей вокруг вас

«Нельзя забывать, что сроки могут зависеть не только от вас, но и от внешних обстоятельств или других людей. Понимание границ собственного контроля над процессом очень важно для определения реальных сроков», — подчеркнула эксперт.

Фото: Sutadimages / Shutterstock / Fotodom  

Когда методика не работает

Несмотря на свою эффективность, методика SMART для некоторых задач не подходит. К ним относятся:

  • Творческие проекты. Там, где ключевую роль играют творчество, вдохновение, креативность и нестандартные подходы, жесткие рамки целей SMART могут ограничить свободу мысли и замедлить процесс создания. «Например, если художник ставит себе задачу написать картину определенного размера за определенный срок, это может помешать ему полностью раскрыть свой потенциал и создать произведение искусства, которое будет отражать его истинную творческую энергию», — пояснила «Ленте.ру» руководитель практики «Финансовые институты», карьерный консультант Cornerstone Оксана Семенова.
  • Долгосрочные кампании. Для стратегических планов, охватывающих несколько лет или десятилетий, метод SMART-целей может оказаться недостаточно гибким. Такие планы часто требуют адаптации к изменяющимся условиям рынка, новым технологиям и внешним факторам, которые сложно предсказать заранее. «Лучше применять методы стратегического планирования, которые включают анализ внешних факторов, сценарное моделирование и регулярные пересмотры стратегии», — считает Оксана Семенова.
  • Исследовательские проекты. Часто научные процессы требуют много времени на изучение и эксперименты, а результат сложно предсказать. «Для таких задач предпочтительнее использовать Agile-подход, позволяющий адаптироваться к изменениям и постоянно переоценивать приоритеты и направления исследования», — рассказала эксперт.
  • Чрезвычайные ситуации. В условиях кризиса или чрезвычайных ситуаций, например, при авариях, требуется быстрое реагирование и принятие решений. В этой связи строгие критерии SMART-целей могут стать препятствием. «Здесь больше подходит ситуационное управление, основанное на оценке текущей обстановки и принятии решений в реальном времени», — отметила она.
  • Проекты с высокой степенью неопределенности. Например, стартапы или пилотные инициативы — при работе с ними невозможно точно определить конечный результат или установить четкие временные рамки. Для таких задач эксперт рекомендует применять подходы, ориентированные на экспериментирование и тестирование гипотез, такие как Lean Startup или Design Thinking.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше