Старица — небольшой городок в Тверской области, в нем насчитывается около семи тысяч жителей. В советские годы город был промышленным, но в последние лет десять превратился в один из туристических центров Верхневолжья. В Старице реставрируют храмы, открывают кафе и рестораны, там обустроили набережную и открыли несколько частных музеев. Один из них — музей аптекарского дела «Старицкая вольная аптека провизора Ивана Щукина», который заработал всего полгода назад. Каким было аптечное дело в прошлом веке, как выглядела первая бормашина и зачем старицкие хозяйки покупали у провизора Щукина бензин — в материале «Ленты.ру».
«Это одна из первых бормашин — такие выпускали в начале XX века. Она с ножным приводом. Доктор качал педаль, крутилось колесо, как на швейной машинке, вращался бор — и врач сверлил зуб. А это педаль от насоса для бормашины — с ее помощью ассистент подавал воздух, которым полость зуба охлаждалась и очищалась», — рассказывает об одном из самых необычных экспонатов коллекции предприниматель Валерий Фетискин, основатель музея «Старицкая вольная аптека провизора Ивана Щукина».
Аптечное дело в России начало развиваться еще в XVI веке. Первая аптека появилась в Москве во времена правления Ивана Грозного, в 1581 году. Она располагалась напротив Чудова монастыря и обслуживала исключительно царскую семью. Простые же люди приобретали лекарственные снадобья в зелейных лавках, в которых знахари продавали различные мази, порошки, настойки на травах, в состав которых входили порой весьма необычные ингредиенты: заячьи лапки, щучьи зубы, кошачье сало и даже растолченные драгоценные камни вроде яхонта, лазурита и хризолита.

Приготовление лекарственных препаратов в аптеке, Россия, 1912 год
Фото: Karl Bulla / ullstein bild via Getty Images
В 1701 году Петр I провел реформу аптечного дела: зелейные лавки были запрещены, а вместо них в стране стали открываться вольные — то есть частные — аптеки. Они представляли собой небольшие цеха, где лекарства готовили по строгой рецептуре, а их владельцы — провизоры — обязаны были иметь медицинское образование.
Государство давало аптекам огромные привилегии: освобождало от налогов и разрешало использовать герб страны в документообороте. Аптечный бизнес провизоры обычно передавали по наследству.
насчитывалось в России в середине XIX века
В Старице первая аптека открылась 1810 году при Тутолминской больнице на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина, однако лекарства там производили только для пациентов, проходящих стационарное лечение. Вольная же аптека впервые появилась в городе в 1836 году, ее хозяином стал провизор Георг Иверсен. Она располагалась на углу Вознесенского переулка (в 1918 году переулок был переименован в Аптекарский), в доме мещанина Сергея Гвоздева. Первый этаж этого дома был жилым, аптека находилась на втором этаже — нее был устроен отдельный вход с улицы.
На протяжении XIX века в Старице работало несколько аптекарей: Иверсен, Кох, отец и сын Свидерские. Но самым известным стал провизор Иван Щукин. В 1900 году он открыл аптекарский магазин на улице Широкая, в двухэтажном каменном особняке, принадлежавшем купцу Ефиму Копьеву (это здание не сохранилось, оно было разрушено во время Великой Отечественной войны, и сейчас на этом месте стоит памятник В. И. Ленину), а спустя пять лет выкупил за 11 тысяч рублей аптеку провизоров Свидерских. Вскоре он перевел ее в соседний дом № 16. Новая аптека тоже имела два этажа: в нижнем располагался магазин, а в верхнем — рабочий кабинет провизора, служебные помещения, жилые комнаты. В этом здании Старицкая аптека просуществовала 70 лет — до 1975 года.

Музей «Старицкая вольная аптека провизора Ивана Щукина» в Аптекарском переулке, Старица
Фото: Елизавета Каменченко
***
Музей «Старицкая вольная аптека провизора Ивана Щукина» был открыт зимой 2025 года. Его владельцы, предприниматели Валерий Фетискин и Алексей Киселев, уже создали в городе отель «Особняк на Карла Маркса», для которого восстановили бывший дом купцов Чернятиных, открыли музей пекарского дела и музей фарфора, а также реконструировали «Чайную» — популярное в царской России заведение, где можно было выпить чаю, перекусить и провести время в компании.
Мы развиваем город. Смотрим, что в Старице было самого интересного — места, люди, традиции, — и через музеи рассказываем эти истории
В отличие от исторической аптеки, музей «Старицкая вольная аптека провизора Ивана Щукина» находится выше по Аптекарскому переулку — в доме № 8. Есть сведения, что этим одноэтажным домом некоторое время владел купец Чернятин. В здании сохранилась большая арка, через которую во двор въезжали подводы с товаром.
Экспозиция музея делится на три зоны — торговый зал, лабораторию и кабинет провизора. Торговый зал — самый большой. В нем восстановлен интерьер частной аптеки конца XIX — начала XX века: шкафы из темного орехового дерева со множеством ящиков, прилавки-витрины, касса. На витринах и в шкафах — огромное количество всевозможных банок, склянок, бутылок и пузырьков из-под распространенных в то время лекарств: субнитрата висмута, которым лечили кожные заболевания, димедрола, твердого дегтя— распространенного в то время антисептика, а также ментолина — мятных капель, которые использовали при расстройствах пищеварения, невралгических болях и для освежения дыхания.
Педальная бормашина начала XX века из музея «Старицкая вольная аптека провизора Ивана Щукина»
Фото: Елизавета Каменченко
«Мне кажется, самыми ходовыми лекарствами в то время были мази, — замечает Валерий. — По крайней мере баночки от них встречаются в большом количестве». Кроме флаконов от препаратов, есть в «Старицкой вольной аптеке» и старинные медицинские принадлежности: стеклянные шприцы для инъекций, ртутные термометры, банки (выдувавшиеся вручную, они были крупнее и не такие гладкие, как советские), стетоскопы, очень точные весы для взвешивания порошков и таблеток и даже красивая грелка.
В музее выставлены и раритеты. Помимо бормашины, есть ножной протез времен Первой мировой войны — деревянный, обтянутый кожей, снабженный шарнирами в области стопы и коленного сустава. Такие протезы были очень неудобными и тяжелыми, тем не менее они позволяли людям, потерявшим ногу, передвигаться, опираясь на трость. Кроме того, в музее хранятся необычные бутылки для минеральной воды — лежачие, чтобы газ не выбивал пробки. Известно, что провизор Щукин увлекался лечением минеральными водами и даже в собственном доме на улице Широкая открыл небольшое производство по приготовлению минеральных вод, фруктовых и ягодных напитков.
Как и многие аптеки до революции, Старицкая вольная аптека Ивана Щукина имела фирменную тару для лекарств — изящные флаконы с именным клеймом. Один из таких флаконов сохранился, на нем написано «Ментолин провизора Щукина»
Впрочем, до революции аптеки торговали не только лекарствами, но и множеством других товаров. К примеру, косметикой и парфюмерией — в музее выставлено мыло, духи, «Тройной одеколон» для мужчин. Можно было купить и бритвенные принадлежности, и средства для борьбы с клопами и тараканами, и даже бензин. Примечательно, что бензин продавали в изящных граненых флаконах объемом 300-500 миллилитров — хозяйки использовали его для чистки платьев, перчаток и шляп, так как он отлично выводит пятна от жира.
Второй и третий залы музея пока еще в работе. В лаборатории будет воссоздано помещение, в котором провизоры готовили лекарственные препараты. Здесь уже сложена печь, которая, по словам Валерия, в точности повторяет печи химических лабораторий — с несколькими топками и большими плитами. На плите, помимо медных тазов и кастрюль, стоит термос с длинным носом — его постоянно держали на углях, чтобы вода в нем оставалась горячей. Чуть позже в этом зале появится длинный стол, на котором сотрудники музея хотят собрать химические приборы — для этого уже припасены колбы, реторты и лабораторный штатив.
Кабинет провизора, напротив, скромен. Шкаф с книгами, стол, на столе — печатная машинка, чернильница, справочник рецептов. «Гордость нашей коллекции — подлинные аптечные сигнатуры начала XX века», — говорит Валерий Фетискин. В XIX — начале XX века отпуск лекарств осуществлялся по трем видам документов: рецепту, который оставался в аптеке, копии рецепта, выдававшейся на руки покупателю, и сигнатуре — бланку, который наклеивался на флакон с препаратом. На сигнатурах указывался состав лекарства, время его приготовления, фамилия врача, его выписавшего, аптекаря, пациента и цена препарата. Помимо этого, сигнатура рекламировала аптечное заведение. «Бланков вольной аптеки Ивана Щукина мы пока не нашли, но у нас есть другие — например, из Астрахани и Тулы», — добавляет бизнесмен.
Дарсонваль — аппарат для косметологических процедур и физиотерапии из музея «Старицкая вольная аптека провизора Ивана Щукина»
Фото: Елизавета Каменченко
***
Экспонаты для «Старицкой вольной аптеки» ее владельцы собирают в самых разных местах. Часть вещей подбирают друзья-антиквары — например, они нашли для музея старинный холодильник, в который для поддержания холода кусками закладывался лед. Часть отыскивают сами предприниматели, причем иногда в необычных местах. «Однажды мы были в Осташкове и наткнулись там на заброшенную стоматологическую клинику, — вспоминает Валерий Фетискин. — Сарай был открыт, мы зашли, а там — ножной насос от бормашины! Я подумал: надо брать».
Жители Старицы тоже приносят в музей то, что сохранилось у них по домам. Недавно одна семья отдала целых две сумки старинных флаконов из-под лекарств — музейщики их сейчас сортируют. Другие жители подарили советскую Большую медицинскую энциклопедию. «Она не полная, некоторых томов нет, — поясняет Валерий. — Зато почти во всех томах сохранились закладки. То есть кто-то ею постоянно и много пользовался». Энциклопедия сейчас хранится в кабинете провизора, в книжном шкафу, поблескивая сквозь стекла корешками с золотым тиснением.
Любопытный факт: в XIX веке в аптеках свободно продавались препараты опия, которые использовались в качестве обезболивающих. Например, существовал детский сироп с 2,2-процентным содержанием морфина от компании Beggs — считалось, что он помогает при прорезывании зубов у младенцев
«Сделать музей — дело небыстрое, — замечает Валерий. — Когда мы открыли "Особняк на Карла Маркса", то еще шесть лет собирали сведения о купеческой семье, владевшей домом».
На музей аптекарского дела у предпринимателей тоже много планов. Один из первоочередных — в свободной части помещения сделать еще один зал, посвященный работе больницы в царской России.
«У нас есть знакомый, врач из Морозовской больницы, он сейчас на пенсии и живет на даче под Старицей, — рассказывает Валерий. — Он передал в музей много экспонатов: всевозможные хирургические инструменты — пинцеты, скальпели, зажимы, расширители. Собирается также подарить маску Эсмарха для ингаляционного наркоза, которая в XIX веке использовалась при анестезии. На основе его коллекции мы хотим восстановить операционную, какой она была сто лет назад».

Старица, улица Ленина — бывшая Широкая
Фото: Dmitry Shchukin / Shutterstock / Fotodom
Валерий Фетискин и Алексей Киселев планируют открыть еще один музей. Кроме чайной и аптеки в Старице в начале XX века, как и во многих других городах Российской империи, было фотоателье. Бизнесмены думают его реконструировать и сделать первый в городе интерактивный проект: в фотоателье можно будет не только узнать, как до революции было устроено фотографическое дело, но и сделать снимок в старинном стиле и на фоне старинных декораций.






