Психологи уверены, что уборка, расстановка предметов по местам и избавление от ненужных вещей способны улучшить повседневную жизнь человека. Эти рутинные задачи помогают организовать пространство, уменьшить раздражительность и способствуют успокоению. Именно поэтому многие люди в случае стресса начинают наводить порядок.
Согласно опросу, проведенному Институтом Человека РОМИР (есть в распоряжении «Ленты.ру»), весной 51 процент россиян занимается расхламлением жилья, 55 процентов — генеральной уборкой. Покупают новые товары для дома в этот период 24 процента опрошенных. При этом женщины чаще совершают генеральную уборку (71 процент), в то время как мужчины просто выбрасывают ненужные вещи (47 процентов).
Для начала необходимо определить, какие комнаты или зоны нужно разобрать в первую очередь. Руководитель дизайн-студии «АртМоне» Светлана Шатская в беседе с «Лентой.ру» рекомендовала установить реалистичный график уборки и в дальнейшем придерживаться его. Уделять разбору вещей следует не более четырех часов в день — иначе есть риск сильно устать и забросить процесс, не доведя до конца.

Сам разбор можно проводить двумя способами: по зонам (кухня, гараж, балкон) или по категориям (обувь, инструменты), посоветовала «Ленте.ру» Александра Трибунская, руководитель студии организации пространства TETRIS-HOME.
Да, для уборки эксперты советуют рассортировать вещи на несколько категорий:
- вещи, которые следует сохранить
- предметы, которые нужно продать
- то, что придется отдать знакомым или на благотворительность
- предметы на выброс
При разборе желательно концентрироваться на одной зоне, чтобы не перегрузить себя. Вещи, которые нужно отдать, продать или выбросить, можно рассортировать по отдельным коробкам, советует Шатская.
Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
- Когда вы последний раз использовали этот предмет?
- Как часто вы пользуетесь этой вещью?
- Доставляет ли данная вещь вам радость?
- Есть ли у вас дубликаты или вещи с похожим функционалом?
Честные ответы помогут принять взвешенное решение о судьбе конкретного предмета. Когда вещи распределены по категориям, следует максимально быстро освободить пространство от ненужного. Иначе в ближайшие дни вы можете пожалеть о том, что что-то выкинули.
Неактуальные вещи можно попробовать продать на специальных онлайн-площадках или отнести их в контейнеры фондов для сбора бывших в употреблении вещей. На таких контейнерах всегда указан фонд, контактная информация и перечислены категории, которые можно опустить в него, советует Трибунская.

Кроме того, некоторые магазины предлагают купоны на скидку, если туда принести и сдать ненужные вещи (например, подобная акция сейчас действует в сети магазинов «Детский мир»). Вещи можно отдать родным и друзьям — главное предварительно убедиться, что близким они действительно необходимы.
Осознанное отношение к ненужным вещам — это забота о природе и будущем планеты. О том, куда сдать вторсырье и старые вещи, читайте на Сберегаем вместе.
Если же ни один из перечисленных вариантов не подходит, можно разложить ненужное в пакеты по категориям, подписать их (например, мужская одежда 54 размера), вынести и поставить рядом с ближайшим контейнером для сбора мусора, где их очень быстро заберут.
В первую очередь необходимо избавляться от вещей, которые вы не использовали в течение года, посоветовала в разговоре с «Лентой.ру» преподаватель Московского института психологии (МИП) Яна Галиева. Она предложила прибегнуть к хитрости: пообoщать себе, что обязательно купите новую вещь вместо старой.
Рекомендуется оставлять только вещи, приносящие радость. «Берите предмет в руки и спрашивайте себя: “Он делает меня счастливым?” Если нет — с глаз долой, из сердца вон», — посоветовала специалист.

Для «сомнительных» вещей подойдет «метод коробки». Их нужно сложить в коробку и убрать на месяц. Если за это время вы не вспомните о вещах, с ними следует расстаться.
Перед тем, как избавиться от вещи, нужно похвалить ее за службу — это поможет снизить эмоциональную привязанность.
Наведение порядка дает ощущение свежести и свободы, а порядок в пространстве способствует порядку в мыслях, считает Яна Галиева. Убираясь, мы символически ставим точку в данных самим себе обещаниях, «закрываем гештальты» и даем себе сигнал, что готовы к новым начинаниям, добавила она. Еще один плюс наведения порядка в том, что пересмотр гардероба учит нас относиться к покупкам более осознанно и в следующий раз осмысленно подходить к выбору вещей.
По словам доцента кафедры социальной психологии Московского института психоанализа Анны Молокостовой, визуальное пространство, в котором мы живем, напрямую связано с нашим настроением и восприятием окружающего мира. Если вещи расположены хаотично и не имеют логической связи, это создает ощущение беспорядка, что приводит к формированию стресса и фрустрации без возможности расслабиться или сосредоточиться, сказала она «Ленте.ру». Пространства с достаточным количеством открытых площадей и минимальным количеством декоративных элементов, в свою очередь, способствуют ощущению свободы, спокойствия и комфорта.

Расхламление может снизить уровень стресса и тревожности, уверена руководитель Дизайн-студии «АртМоне» Светлана Шатская. «Что у тебя на столе — то у тебя в голове. Наведение порядка, освобождение пространства от всего лишнего — это первый шаг на пути к гармонии в жизни и к порядку, а также к новым эмоциям и восполнению энергии», — заявила она.
Садоводство снижает уровень тревожности. Неприхотливые в уходе растения — на Сберегаем вместе.
Привязанность к вещам — нормальное свойство человека. По словам Яны Галиевой, люди часто хранят ненужные предметы не из-за их практической ценности, а по психологическим причинам. Например, вещи могут напоминать о прошлом, о значимых событиях и людях. В случае с отдельными предметами может казаться, что они пригодятся — несмотря на то, что пылятся годами.
Психолог напомнила, что вещи являются идентичностью человека. «Мы ассоциируем себя с определенными предметами: одеждой, книгами. Выбрасывая вещь, мы словно избавляемся от части себя», — пояснила специалист.
Она призвала осознать, что, избавляясь от старого, вы отпускаете ненужное и в других сферах жизни: негативные мысли, токсичные отношения, прошлые обиды — так расстаться с ненужными предметами будет проще.
По словам Александры Трибунской, расставаться сложнее всего с «сентиментальными» вещами, поэтому расхламление стоит начинать с самых простых вещей, не имеющих такой привязанности.

Однако не все психологи согласны, что при расхламлении нужно избавляться от всего, что не имеет практической ценности. По словам Анны Молокостовой, если расставание с вещами происходит без должного обдумывания, это может вызвать чувство утраты, ведь некоторые вещи могут быть связаны с важными воспоминаниями или периодами жизни. Чувство утраты всегда сильно и отрицательно влияет на эмоциональное состояние, объяснила она. «Важно, чтобы процесс расхламления был осознанным и постепенным, а не импульсивным. В противном случае он может привести к дискомфорту и беспокойству, более того, человек может позднее пожалеть о выкинутых предметах», — считает психолог.
Это может говорить о том, что вы хотите резко изменить свою жизнь, считает психолог Молокостова. «Поведенческие психологи подтверждают, что человек на протяжении жизни характеризуется стремлением удерживать постоянный уровень потребления и отношением к вещам. Если кто-то решил выкинуть вещи разом, то, видимо, он хочет радикально изменить свою жизнь», — сообщила она.
Специалист добавила, что с точки зрения некоторых философов, в привязанности к предметам для человека есть ограничения, ведь, имея самое необходимое, мы можем менять место, занятие, окружение и социальные связи легко и быстро.
Дизайнер Анастасия Федоровская в разговоре с «Лентой.ру» посоветовала рассортировать вещи на повседневные (одежда, посуда, инструменты), сезонные (зимние вещи, праздничный декор) и редко используемые (документы, сувениры).
Повседневные вещи следует разделить на четыре подкатегории, чтобы было проще их группировать и организовывать места:
- грязное хранение (повседневная верхняя одежда и обувь, грязное белье, ролики, чемоданы) – то, что после использования требуется очистить и хранить отдельно
- чистое хранение (повседневная одежда, постельное белье, посуда) – то, что всегда хранится в чистоте
- мокрое бытовое хранение (тряпки для уборки, ведра, моющие средства)
- сухое бытовое хранение (продукты питания, крупы, бытовая техника, инструменты)
В зависимости от частоты использования предметов их нужно хранить определенным образом и на правильной высоте. Так, до 45 сантиметров и выше 180 сантиметров (площадь, до которой неудобно дотянуться) от пола располагается «мертвая зона» — труднодоступные места, где необходимо размещать сезонные и редко используемые вещи, разделив их преимущественно по весу: снизу тяжелое, сверху легкое.
Площадь 45-90 сантиметров и 150-180 см от пола — места с ограниченной доступностью, где лучше всего разместить сухое бытовое храните в ящиках снизу, неглубоких полках сверху.

Самое удобное расположение повседневных вещей, которые можно хранить как на полках, так и штангах — 90-150 сантиметров.
Специалист также посоветовала не дублировать одни и те же предметы, будь то ножницы или скотч, то есть хранить их в единственном экземпляре. Для удобства хранения можно использовать вспомогательные средства — органайзеры для ящиков (белье, аксессуары), разделители для обуви, а также прозрачные контейнеры с этикетками для сезонных вещей или продуктов, круп, мелких предметов быта.
Для сохранения порядка рекомендуется пересматривать вещи раз в сезон. Также следует ввести привычку возвращать на место вещь сразу после ее использования.