Самый страшный упрек, который можно бросить в наше время в нашей стране любому публичному человеку: "пиарится". Это такой тяжкий грех, что политики все время норовят подчеркнуть, что они никогда не пиарятся, в отличие от своих оппонентов. "Единая Россия", например, регулярно объясняет свои отказы от дебатов тем, что не хочет, чтоб оппозиция пиарилась за ее счет. Ну и сами единоросы тоже, мол, не хотят пиариться почем зря, а хотят дело делать. Мы-то догадываемся, почему они на самом деле отказываются, но само по себе такое объяснение очень показательно. Как-то так сложилась наша общественная жизнь, что нет в ней занятия более постыдного, чем пиариться.
Когда в ноябре прошлого года избили журналиста Олега Кашина, несколько моих друзей участвовали в издании общей газеты, посвященной этому делу. Никто не упрекнул их в том, что они сделали плохую газету с плохими текстами и плохой версткой. Никто не упрекнул их в том, что они что-то переврали или на кого-то безосновательно наехали. Никто не предъявил им никаких претензий с профессиональной точки зрения. Зато какой дружный хор обвинил их в том, что они пиарятся сами и пиарят Кашина! Особо остервенелые говорили: "Пиар на крови".
Когда Алексей Навальный занялся "миноритарным активизмом", никто (кроме, конечно, "эффективных менеджеров (тм)") не обвинял его в том, что он мешает налаженному бизнесу. Когда Навальный взялся за госзакупки - никто не упрекал его в том, что он препятствует работе органов власти. Зато на него градом посыпались обвинения в том, что он пиарится.
Причем обвинения эти исходят не только от тех, кого Навальный аттестует жуликами, ворами и "эффективными менеджерами (тм)". Но и от других борцов с теми же жуликами, ворами и "эффективными менеджерами (тм)", которые очень гордятся тем, что не пиарятся.
Если оставить в стороне нудные рассуждения про исконное значение термина "PR" (public relations - связи с общественностью), "пиарить" значит привлекать общественное внимание. Позвольте, что ж такого ужасного в том, чтоб привлекать общественное внимание к таким вопиющим фактам, как зверское избиение журналиста и непрозрачные манипуляции с деньгами налогоплательщиков? Вообще-то это, наоборот, исключительно правильно и полезно. Привлечь общественное внимание - едва ли не единственный способ добиться хоть чего-нибудь в ситуации, когда "на другой стороне" - интересы "больших дядей". Вспомните истории с Яммским домом престарелых, с Тарусской больницей, вспомните отмененные госзакупки на миллионы рублей. Способ, конечно, слабенький, далеко не всегда действенный (множество скандалов вокруг ДТП с мигалками пока что ни к чему системному не привели), но других все равно нету.
А, ну да, понимаю. Навальный же не просто пиарит - он пиаритСЯ, то есть привлекает общественное внимание К СЕБЕ. Именно поэтому на него ругаются те, кто, по идее, должен бы радостно приветствовать в его лице сильного союзника в борьбе против вороватых чиновников и менеджеров. И дальше следуют более частные упреки: что он обращает внимание не на те госзакупки, в которых больше всего воруют, а на те, которые можно эффектно обличить, - например, на покупку предметов роскоши. Дескать, Навальный вольно или невольно участвует в создании "дымовой завесы": пока все возмущаются покупкой каким-нибудь министерством мебели с золотыми гвоздями, в соседнем ведомстве радостно "пилят" строительный тендер, в котором никто без специальной подготовки разобраться не может, а потому не может и разоблачить махинации.
Вношу конструктивное предложение. Пробуйте время от времени заменять слово "пиарить" на менее одиозное, например "популяризовать". Популяризация - почтенное, хоть и подзабытое занятие. Это умение говорить просто о сложном, увлекательно - о том, что, казалось бы, нормального человека увлечь не может. И тут нужен, извините за выражение, раскрученный бренд. Стивен Хокинг - великий ученый и не менее великий популяризатор науки. И ради популяризации ему, разумеется, приходится идти на некоторое "снижение" - писать и говорить о том, что интересно широкой публике, причем так, чтобы широкая публика его понимала и подхватывала его рассуждения. Ну и да, пиарить самого себя, чтобы и дальше расширять аудиторию.
Или кому-то кажется, что он имеет эксклюзивные права на распространение знаний или на борьбу с коррупцией?