Все, наверное, уже видели видеоролик, запечатлевший, как Ксения Собчак обнаруживает в "самом дорогом ресторане Москвы" главу Росмолодежи Василия Якеменко. Ролик, надо сказать, совсем недлинный, но самодостаточный. Сначала Ксения с придыханием интересуется, мол, не хочет ли уважаемый господин Якеменко дать интервью журналу GQ, потом отмечает довольно высокие цены на представленные в меню яства. Затем она бесцеремонно лезет снимать меню, напрочь игнорируя попытки спутницы Якеменко встрять в разговор. Завершается ролик замечательной фразой, которая просится в мемы - "Советую вам устрицы Белон" (вон Никита Белых уже в "Гугле" вовсю эти самые устрицы ищет).
Надо сказать, что выходка Ксении лично у меня, как и у всякого другого бесправного члена российского общества, которого при необходимости всегда можно заткнуть арматуриной у входа в его же собственный подъезд, вызывает чувство жгучего удовлетворения. Ничего не могу с собой поделать - приятно видеть, когда коса сталкивается с камнем (а кто тут кто, как говорится, догадайтесь сами). Нравится происходящее не только мне - положительные отзывы о госпоже Собчак заполнили форумы, френд-ленты и прочие агрегаторы социальной активности владеющего интернетом населения.
Не сомневаюсь, что среди отписавшихся довольно много тех, кто раньше в тех же самых лентах называл ее лошадью, гламурной дурой и прочими нелицеприятными словами. Я никого этим не стыжу - интеллект толпы гораздо ниже среднего арифметического единиц, ее составляющих. Вместо этого я позволю себе ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ДУХ СТАРОЙ ШКОЛЫ ЖИВЁТ ТОЛЬКО В МЫТИЩАХ выступить в роли реального поклонника Ксении Анатольевны - да, пацаны, я уважал Собчак уже тогда, когда это еще не было модно. Более того, мое уважение (в отличие от сиюминутной симпатии) основано на объективных данных и никак не связано с тем фактом, что, по случайному стечению обстоятельств, под руку этой умной женщины попался неприятный мне человек.
О существовании Ксении Собчак, дочери мэра Санкт-Петербурга и случайного крестного отца властной вертикали современной России Анатолия Собчака, я узнал благодаря передаче "Профессия - репортер". В начале 2000-х вышел разжигающий классовую ненависть сюжет о золотой молодежи (для контраста туда была добавлена правда жизни в виде кратких очерков о бытии провинциальных брейкеров и сельских дискотек). Главных героев в этой передаче, по большому счету, было всего двое - чернокожий мальчик, который в течение половины интервью усаживал себе на колени модную девушку, попутно рассказывая, как его выперли из всех университетов, и другая молодая девушка, дочь какого-то шишки, которая праздновала свой день рождения с размахом кадыровского дня города. Первым оказался никому на тот момент не известный Тимати, а второй - Ксения Собчак.
Спустя некоторое время после выхода этой передачи Собчак доверили вести "Дом-2" - на тот момент совершенно маргинальное шоу, которое должно было продолжаться, как и его предшественник с Басковым, в течение всего одного лета (этого, однако, как мы знаем, не произошло). Роль ведущей сделала Ксению любимой мишенью для критики со стороны всякого, кто хотел продемонстрировать собственное интеллектуальное превосходство. Ведь "Дом-2" - это крах и ужас, дебилизирующая передача, не имеющая ничего общего с реальным положением вещей в обществе, а сама ведущая - тупая блондинка, попавшая на ТВ (ровно как и в МГИМО), разумеется, только благодаря связям покойного папаши. Эту риторику подхватила серьезная пресса и, так как никто не любит признавать свои ошибки, продолжает придерживаться ее до сих пор.
В последующие годы Ксения показала недюжинную работоспособность - похлеще, чем у какого-нибудь шахтера - и стала вести еще кучу передач. Параллельно она завершила формирование собственного медиа-образа светской львицы. Публика образ приняла сразу, даже не задавшись вопросом, что, собственно, означает это словосочетание. Так же легко Ксения Анатольевна убедила всех в том, что она отчаянная и беспринципная стерва. Пламя праведного гнева бушевало, а Собчак невозмутимо подбрасывала в очередном интервью свежих поленьев: "Я не люблю маленьких детей, я не хочу жить семьей в ее классическом понимании. Эти ценности не для меня!.. Я считаю, что капитализм - лучший контрацептив. Когда у тебя нормальная жизнь, работа, образование, деньги и возможности, то абсолютно нет желания эту жизнь тратить на пеленки, борщи и прочие удовольствия".
В своей сегодняшней форме Ксения - это уникум, в первую очередь наглядно демонстрирующий, что интеллект поставляется в самых разных цветовых решениях. Она находится в уникальном положении - если в этой стране и есть люди, которым предан Путин, а не наоборот, то это, пожалуй, семьи Ельцина и Собчака. Это положение, в отличие от большинства околовластных персонажей, Ксения Анатольевна использует умело и без применения пилы - достаточно почитать ее интервью с Кадыровым или Киселевым (в этом смысле защитникам Росмолодежи надо бы успокоиться, Якеменко - лишь очередная ее жертва, которую не очень-то и приложили - если что, так российский народ Собчак как-то вообще генетическим отребьем назвала). Самой ей, кстати, при этом хватает мудрости в политику не лезть.
Вместе с тем, главная причина всячески уважать Собчак заключается даже не в этих ее отличных интервью и не в действительно остром уме. Собчак хороша тем, что пока одни ноют и ищут причины собственных неудач в политике, форме собственного носа или своем общественном положении, Ксения Анатольевна делает свое дело с использованием доступных ей ресурсов так, как ей нравится, и плевать хотела на остальных. Это свойство, как показывает практика, почти не свойственно современной России, где все друг на друга постоянно оглядываются. И, если честно, было бы здорово, если бы у нас было побольше таких людей, как Ксения Собчак. А кто мне не верит, тот, стало быть, в "Обломове" не за Штольца.