Свобода знать и быть познанным Александр Амзин об открытом интернете и его врагах

Сооснователь Google Сергей Брин в апреле сообщил британской газете The Guardian, что весьма обеспокоен. Миллиардер произнес фразу, которая сделала бы честь любому стороннику теорий заговора: "Очень влиятельные силы по всему миру обступили со всех сторон открытый интернет".

Среди влиятельных сил, по словам Брина, оказались Facebook и Apple. Их закрытые экосистемы не позволяют Google индексировать информацию соответственно в социальной сети и в мобильных приложениях. Тем самым пользователей лишают доступа к огромному количеству данных. Некоторые сегменты Сети теперь живут по своим правилам. Эти правила не подразумевают участия чужих поисковиков в жизни сервисов.

Google, Facebook и Apple периодически разоблачают порочные практики друг друга и даже судятся. Милая традиция, принявшая форму игры. Сон пресс-служб рождает журналистские материалы. Однако заявление Брина отличается от обычных выпадов в сторону конкурентов, борющихся за мозг и время пользователей. Слова сказаны всерьез.

Проблема, о которой говорит Брин, только кажется технической и зависящей от его переговоров с главой Facebook Марком Цукербергом и главой Apple Тимом Куком. На деле это угроза не открытости интернета, а миссии самого крупного поисковика в мире. Цитирую по русскому сайту: "Миссия Google - организовать всю имеющуюся в мире информацию, сделав ее доступной и удобной для использования".

Эта миссия провалилась.

Интернет когда-то был совокупностью открытых ресурсов, до которых мог дотянуться браузером любой. Сейчас он окончательно сегментировался по модальностям поведения. Данные, до которых дотянулся Google, не попадут в распоряжение Apple или Facebook, и наоборот. Беря в руки iPhone, набирая комментарий через веб-интерфейс Facebook или ища что-либо в Google, мы мгновенно перемещаемся из одной инфо- и экосферы в другую. Миссия Google - стать универсальной инфосферой. Возможно ли это?

Даже если Google или любой другой поисковик получит благословение Цукерберга, проблема решена не будет. Большая часть информации в Сети недостижима для поисковиков. Если у вас почта на собственном сервере, поисковик не сможет анализировать ваши письма. Если ваш сайт выводит важные вещи только по текстовому запросу, поисковик почти наверняка не сможет подхватить эти динамически создаваемые страницы.

Если вы скачиваете через торренты "Хауса" с субтитрами, то содержимое этих субтитров, возможно, никогда не будет проиндексировано поисковиком. Огромное число страниц просто не залинковано и доступно лишь по прямой ссылке. Роботы о них не узнают, если им не сказать. Есть настройки файла robots.txt, с помощью которых миллионы веб-мастеров просят роботов держаться от их ресурса подальше. Наконец, знакомая проверка "докажите, что вы не робот" с перекореженными буквами и цифрами не пускает роботов дальше.

Организовать всю информацию в интернете? Как видим, это довольно сложная задача. Но еще хуже - пытаться организовать информацию во всем мире.

Джулиан Ассанж хранил базу данных с дипломатическими депешами на нетбуке, с которого прямо запрещалось выходить в Сеть. Сотрудники банков не только не могут подключиться к интернету, но и вставить флешку в рабочий компьютер. Говорят, некоторые крупные корпорации заставляют сдавать на входе мобильники. Ни одна компания в здравом уме не пустит внешних роботов, принадлежащих коммерческой организации, в свою внутреннюю сеть.

И речь не только о корпорациях. Взять, скажем, сервис "Академия Google" (более известный как Google Scholar). Он предназначен для поиска научных публикаций и трудов. Только вот какая беда: там сложновато найти полные тексты. Их полно либо в самих журналах, либо в сервисах типа Questia, которые специализируются на продаже доступа к подобным базам. Все - за ощутимую плату.

У каждого человека есть свобода искать информацию, набираться знаний и находить интересное. Однако не все хотят, чтобы о них знали. Стал бы мир лучше, если бы данные о миллиарде пользователей Facebook получил не только Цукерберг, но и робот Google? Большой вопрос.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше