Кабала за грош

Вправе ли Украина расходовать кредит МВФ на вооружение

Официальные власти Украины планируют потратить 3,8 миллиарда долларов из кредита, обещанного Международным валютным фондом, на вооружение украинской армии, сообщила в начале марта немецкая газета Deutsche Wirtschafts Nachrichten. Согласно общим условиям кредитования МВФ, Украина не вправе расходовать полученный кредит на военные нужды. Однако будут ли эти условия соблюдены?

Основными целями Международного валютного фонда (МВФ), основанного в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции, являются содействие финансовой стабильности и международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, создание системы расчетов и помощь государствам в устранении диспропорции платежного баланса. Это отражено в уставе МВФ, соответственно, основная задача МВФ — обеспечение стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов. Таким образом, использование полученных от МВФ средств для приобретения вооружений противоречит самой идее создания и существования МВФ, его уставным целям и задачам.

МВФ осуществляет наблюдение за международной валютной системой и экономической и финансовой политикой 188 государств — членов фонда; право на надзор предусмотрено статьей IV его Соглашения. За годы существования МВФ сложился определенный порядок кредитования государств-участников, который в 2013 году дополнили новыми правилами создания правовых основ инвестирования в целях сокращения бедности и содействия экономическому росту стран.

Крупнейшими заемщиками МВФ сегодня являются Греция, Португалия, Ирландия, Украина. Самые крупные суммы превентивных кредитов, согласно годовому отчету фонда за 2014 год, утверждены для Мексики, Польши, Колумбии и Марокко. Планируется кредитование Албании, Колумбии, Пакистана, Кипра, Румынии, Туниса, Ямайки и других стран. Условия предоставления кредита зависят от результатов оценки экспертами МВФ страны-заемщика и механизма кредитования.

Важно учесть, что средства МВФ предоставляет не в виде денежной массы, а в форме специальных прав заимствования (Special Drawing Rights (SDR или СДР), представляющих собой искусственное резервное платежное средство в безналичной форме. SDR — это не валюта и не долговое обязательство, сфера их обращения ограничена самим МВФ и используется для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчетов по ранее выданным кредитам МВФ.

Кредит МВФ нельзя использовать на закупку оружия или выплату пенсий, так как заемщику предоставляются не деньги, а специальные права заимствования. Их можно использовать только для погашения долгов и выравнивания платежного баланса. При этом заемщики МВФ обязаны проводить рекомендованные фондом реформы, которые обеспечили бы подъем экономики и уменьшение финансовой уязвимости.

Однако политические и экономические реформы, навязываемые МВФ, часто отвечают интересам не кредитуемого государства, а контролирующих субъектов. МВФ подотчетен правительствам государств-членов, представители которых входят в Совет управляющих и Международный валютный финансовый комитет. Возможность страны-участницы влиять на решения МВФ определяется ее долей в капитале МВФ. Самым большим количеством голосов обладают США — 17,78 процента голосов, Германия и Япония — по 5,53 процента, Великобритания и Франция — по 4,98 процента. Доля России — 2,9 процента, доля 15 стран участниц ЕС — 28,8 процента. В итоге большинство решений принимаются большинством, США и ЕС могут налагать вето на все ключевые решения Фонда, осуществлять контроль над процессом принятия решений и направлять деятельность МВФ в своих интересах.

Ситуация с кредитованием Украины отличается от общепринятой практики МВФ. С одной стороны, МВФ не хочет превышать порог в две трети от общего объема финансовой помощи Украине, что связано с обострением военного конфликта на Донбассе и угрозой дефолта. С другой стороны, его требования к Украине как к заемщику носят больше политический, чем экономический характер. Именно поэтому в плане по предоставлению помощи Украине программа stand-by заменена на программу расширенного финансирования — Extended Fund Facility, которая предлагается странам с более устойчивой экономикой, нежели у современной Украины. Сумма же предоставленного кредита значительно меньше той, что могла бы помочь реальному восстановлению экономики страны. Это скорее способ усилить зависимость Украины от источников внешнего финансирования, чем возможность восстановить финансовую систему, экономическую стабильность и создать условия взаимовыгодного международного сотрудничества. Похоже, что Украина становится жертвой глобального передела сфер влияния.

Государство-заемщик обязано принять условия МВФ, часто довольно жесткие, некоторые из которых должны быть выполнены еще до получения кредита. Обязательства заемщика провести необходимые преобразования фиксируются в Письме о намерениях или Меморандуме об экономической и финансовой политике. Ход выполнения обязательств жестко контролируется. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит не в соответствии с заявленными целями и задачами, не выполняет взятых на себя обязательств, фонд может ограничить кредитование или отказать в предоставлении очередного транша. Это позволяет МВФ оказывать ощутимое давление на экономическую политику страны, направлять ее в интересах главных кредиторов и создавать зависимость от кредитной поддержки. Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, выправит ли государство-заемщик свое положение или будет вынуждено просить очередной кредит. К сожалению, реальные последствия использования кредитов МВФ отличаются от ожидаемых.

Например, вступившая в 1956 году в МВФ Аргентина к 1984 году оказалась не в состоянии оплачивать свои внешние и внутренние долги, хотя был принят план «Аустраль», включавший введение режима жесткой экономии, сокращение заработной платы на 20 процентов, значительное уменьшение государственных расходов, проведение дефляционной политики. В рамках принятого плана на 1984-1985 год был реструктуризирован внешний долг в 19 миллиардов долларов, в том числе 1,8 миллиарда долларов долга Парижскому клубу, 16,6 миллиарда долларов зарубежным коммерческим банкам и 913 миллионов долларов частным лицам. Правительство Аргентины получило кредит на 1,2 миллиарда долларов. К 1991 году экономика Аргентины оказалась в крайне тяжелой ситуации, которую удалось улучшить лишь к концу 90-х годов. Очередной кредит МВФ позволил Аргентине реструктурировать долговые обязательства на 29,4 миллиарда долларов, но уже через некоторое время наступил полномасштабный политический кризис и технический дефолт по внешнему долгу на 132 миллиарда долларов. В начале 2002 года была объявлена 40-процентная девальвация курса песо, 11 лет жестко привязанного к доллару США в пропорции 1:1.

Южной Корее МВФ в 1997 году предоставил кредит в 21 миллиард долларов для обслуживания внешней и внутренней задолженностей. Средства были направлены на санацию банков. Девальвация воны позволила восстановить экспорт южнокорейских товаров. Результатом выполнения требований МВФ стало банкротство корпорации Daewoo и тщательная проверка финансового состояния банков. Рост золотовалютных резервов обеспечивался не деньгами МВФ, а кампанией по сбору средств у граждан и доходами от экспорта.

Как показывает история выдачи кредитов МВФ, фонд ранее выступал против увеличения военных расходов стран-заемщиков. Например, в 2013 году он протестовал против покупки Сербией российских военных самолетов. В 2009 году Пакистан под давлением МВФ был вынужден отказаться от контракта на закупку 36 китайских истребителей J-10B на сумму 1,4 миллиарда долларов. В 1999 году проведение антитеррористической операции в Чечне стало поводом для отказа в предоставлении кредита МВФ России.

Тем не менее все эти случаи не помешали правительству Украины заявить еще до получения кредита МВФ о предстоящем повышении расходов на оборону. Так, по заявлению министра финансов Украины Натальи Яресько, после получения кредита от МВФ Украина увеличит расходы на оборону и закупку вооружения с 1,25 процента от ВВП до 5,2 процента, что составит в 2015 году 3,8 миллиарда долларов. Официальное эмбарго ЕС на поставки оружия снято. По данным Deutsche Wirtschafts Nachrichten, заказы с Украины получают в основном компании США. До работы в правительстве Украины Наталья Яресько служила директором частной инвестиционной компании Horizon Capital, руководителем финансируемого США фонда Private Equity Fund WNISEF.

Однако несмотря на эти заявления представителей правительства Украины МВФ все же принял решение о выделении Украине кредита.

По кредитной программе МВФ Украина должна добиться реструктуризации внешних долгов от частного сектора. Не следует забывать также, что до декабря 2015 года Украина обязана вернуть России 3 миллиарда долларов долга, переданных ей в декабре 2013 года для спасения от дефолта.

Новый кредит МВФ предоставляется на жестких условиях: средства нельзя использовать для погашения других внешних долгов, кроме старых кредитов от МВФ, все внешние долги до 2018 года должны быть реструктурированы. Таким образом, полученные от МВФ деньги Украина не только не может тратить на оборону, она не может их вкладывать ни в свою экономику, ни в погашение внешних долгов. А если не погасить долги — наступит дефолт. Средств на уплату внешних долгов (например, частному фонду Franklin Resources, долг перед которым составляет 7-8,5 миллиардов долларов) у Украины нет. По предыдущим кредитам МВФ Украина должна заплатить 1,6 миллиарда долларов. Проценты по внешним долгам в текущем году составят около 2,2 миллиарда долларов.

Поэтому можно с уверенностью полагать, что увеличение расходов на закупку вооружения и оборону еще больше ослабит экономику страны, находящейся на грани выживания и дефолта. Нынешняя политика Украины явно противоречит основным требованиям кредитования МВФ. В этих условиях фонд не сможет продолжать программу антикризисной кредитной поддержки Украины.

Бывший СССР00:0212 августа

Хинкальная дипломатия

Туризм, «Боржоми» и вино. Как складываются отношения России и Грузии после войны