Цена слова Украиной правят, а России советуют «сбитые летчики»

На прошлой неделе один из депутатов Верховной Рады задал премьер-министру Арсению Яценюку вопрос о том, когда тот намерен подать в отставку, а бывший посол США в России Майкл Макфол дал ряд примечательных советов Украине и России. Что общего между двумя этими событиями?

Ответ Арсения Яценюка о возможности своей отставки состоял из двух частей. В первой части, довольно шаблонной и выдержанной в иронично-патетической форме, премьер заявил, что «никто не собьет меня с избранного пути», «я взял на себя ответственность» и так далее. Во второй же части своего ответа, короткой, но еще более выразительной, интересующегося датой его отставки депутата Арсений Яценюк фактически послал куда подальше.

Думаю, что Яценюк погорячился, демонстрируя свою веру в то, что никто его с избранного пути не собьет. Еще как собьют! Причем для Яценюка в высшей степени желательно, чтобы «сбили» его именно те, кто его на этот путь и благословил, а не возмущенные его политикой митингующие с мусорным контейнером, куда теперь на Украине сажают всех подвернувшихся под руку отставных чиновников.

Напомню, что на премьерский путь Яценюка благословила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, в широко известном телефонном разговоре с американским послом Джеффри Пайеттом. Впрочем, тот разговор прославился не тем, как Виктория Нуланд рулит назначениями в пост-майданное украинское правительство — и без того всем было понятно, кто и чем у нас, на Украине, рулит. Разговор Нуланд и Пайета стал хитом интернета благодаря смачному посланию Викторией Нуланд Европейского союза по известному адресу. После чего ей пришлось даже извиняться. Но, как говорится, «осадок остался».

Высокомерное отношение американского истеблишмента к Европе — не новость. Тут можно вспомнить известные слова Генри Киссинджера о том, что он «не знает, как позвонить в Европейский союз». Еще на ум приходит характерное название статьи влиятельного американского историка и интеллектуала, «неокона» Роберта Кагана: «США знают, чего хотят, а Европа — нет».

В книге «Сила и слабость» (2003) Роберт Каган конкретизировал свою мысль. «Пора перестать притворяться, что европейцы и американцы одинаково смотрят на мир или даже живут в одном и том же мире. Их взгляды на все, что касается применения силы, расходятся. Европа отказывается от самого принципа силы…. в то время как США считают, что для подлинной безопасности, поддержания и распространения либеральных ценностей все еще необходимо обладать военной мощью и прибегать к ней», — утверждал Каган.

На мой взгляд, эти слова, сказанные Каганом более десяти лет назад, по-прежнему определяют политику США, независимо от того, кто сегодня хозяин Белого дома. Кстати, Роберт Каган был советником кандидата в президенты США Джона Маккейна в его предвыборной кампании 2008 года. А жена Кагана, Виктория Нуланд, сегодня ответственная в Вашингтоне за разруливание кризисов на постсоветском пространстве, — заместитель госсекретаря, но уже в администрации Барака Обамы. Поэтому стоит ли удивляться тому, как Нуланд относится к Европе и что она может посоветовать Петру Порошенко?

Десять лет внешнеполитических неудач (Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия и так далее) так и не подвигли администрацию США к корректировке своей политики, сформулированной еще под влиянием неоконсерваторов. Любопытно, что бывший посол США в России Майкл Макфол в своей недавней статье в New-York Times, пытаясь всячески защитить Барака Обаму от обвинений в нерешительности и слабости во внешней политике, вынужден был признать, что «Ирак был ошибкой» и что США теряют «моральный авторитет в мире».

Я познакомился с Майклом Макфолом еще до того, как он попал в политическое окружение Барака Обамы, лет десять тому назад, в бытность его простым университетским профессором. Тогда он произвел на меня впечатление симпатичного и вдумчивого академического ученого, пытающегося разобраться в хитросплетениях украинской политики и в украино-российских отношениях.

Однако работа в команде Обамы, похоже, отбила у Майкла Макфола охоту думать. Последние рекомендации Макфола Украине и России, данные им в статье для New-York Times и в интервью «Украинской правде», воспринимаются как реплики обиженного на Путина экс-посла, а не как советы эксперта.

Что же предлагает бывший посол, к которому может быть вполне применимо известное выражение «сбитый летчик»? Россию — изолировать, санкции применять в том числе против «пропагандистов» (?!) и вообще против всех тех, кто выступает инструментом принудительной (?!) власти Путина. А поддерживать в России США должны тех, кто «старается вывести активы или эмигрировать из страны». Кажется, дальше по пути интеллектуальной деградации Майклу Макфолу ехать некуда!

И все же на одно признание Майкла Макфола хочу обратить внимание. В начале своей статьи в «Нью Йорк Таймс» он пишет, что до присоединения Крыма основным смыслом отношений США и России было то, что Россия постепенно присоединялась к международному порядку. С этим утверждением я готов согласиться. С одним уточнением — Россия присоединялась тогда к международному порядку, установленному и поддерживаемому США и другими странами Запада.

Теперь этот международный порядок дал сбой и возможны два варианта. Либо, как предлагает Майкл Макфол, нужно заставить Россию вернуться к привычному соблюдению того самого «международного порядка», который поддерживают США. Кому сегодня неясно, что такой путь имеет исчезающе малые шансы привести к успеху?

Либо же — и это второй вариант — совместными усилиями США, Европы, России, Китая, Индии, Бразилии и других стран необходимо изменить международный порядок, не соответствующий сложившимся в мире реалиям. Причем поводом к этому является отнюдь не столько тупик в разрешении украинского кризиса, сколько вообще кризис ценностных оснований современной евроатлантической цивилизации.

Тупик в украинском кризисе обусловлен ровно тем же ошибочным выводом. Вместо того чтобы всерьез заняться изменением оснований, на которых в сложившихся обстоятельствах только и может быть переформатирована украинская государственность, Киев считает, что Донбасс можно вернуть под свой контроль силой. И США в этом Киев поддерживают. Шансы на успех тут не просто малые — они нулевые. А ведь США и ЕС могли бы помочь в переформатировании украинской государственности — соответствующий опыт у них имеется. Можно вспомнить Македонию с ее реформой конституции или Дейтонские соглашения для урегулирования в Боснии и Герцоговине.

Что же касается премьерских перспектив Арсения Яценюка, то первый звоночек от вице-президента США Джо Байдена ему уже прозвучал. Яценюку настоятельно посоветовали отказаться от поддержки Игоря Коломойского, что он и вынужден был немедленно сделать. Сегодня давление на Яценюка увеличивается, сформировалась ситуативная коалиция вокруг президента Порошенко, которая ведет системную кампанию против премьера. Мало кто сомневается в том, что правительство Яценюка не удержится до конца текущего года. В Верховной Раде все чаще звучат призывы к внеочередным парламентским выборам. Петр Порошенко, понимая, что от этих выборов ничего хорошего ждать не приходится, сделает все возможное, чтобы их избежать. Например, даст добро на отставку правительства Яценюка и тем самым разрядит ситуацию. И станет тогда Арсений Яценюк, как и Майкл Макфол, «сбитым летчиком». Вспомнит ли он уже после всего этого свой апрельский ответ депутату в Верховной Раде о возможности отставки?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше