«Понятия не имею, почему они об этом говорят. Думаю, это часть идиотской стратегии — говорить всякую ерунду, надеясь, что в нее хоть кто-то поверит», — именно так в эфире вечернего шоу Джимми Киммела 22 августа прокомментировала Хиллари Клинтон слухи о проблемах со здоровьем. А три недели спустя она чуть не потеряла сознание, пытаясь сесть в собственный внедорожник, и не упала на землю только благодаря помощи охранников.
Шлейф скандалов, связанных с различными недомоганиями, тянется за Клинтон с 2012 года, когда из-за инфекции она упала в обморок и получила сотрясение мозга — медики установили, что от удара у нее образовался тромб. Долгое время к тем, кто считает, что у Хиллари серьезные проблемы со здоровьем, было принято относиться с легким пренебрежением. Это, мол, те же ребята, что верят во всемирный сионистский заговор, отрицают официальную версию событий 11 сентября 2001 года и полагают, что Барак Обама — рожденный в Кении мусульманин, занимающий пост президента незаконно.
Отчасти это было оправдано: на «альтернативно правых» ресурсах анализировали, действительно ли у бывшего госсекретаря случился эпилептический припадок во время разговора с журналистами в июле и правда ли, что на одном из выступлений у ее личного охранника был шприц с противосудорожным препаратом «Диазепам». Все подобные предположения были опровергнуты непосредственными участниками событий, но для сторонников тезиса «власти скрывают» это не аргумент.
Вполне серьезно говорили о том, что конвульсии Хиллари — следствие одержимости дьяволом. Была еще версия о сбое в системе удаленного управления «Клинтонбот». А живучесть нынешнего кандидата от демократов на политической арене объяснялась поддержкой ряда могущественных семей с еврейскими фамилиями.
Интерес к самочувствию бывшего госсекретаря, судя по данным Google Trends, рос с августа, но на все вопросы в штабе Клинтон отшучивались или отсылали к медицинской справке, подтверждающей превосходное состояние здоровья кандидата.
И вот всего лишь один короткий ролик, опубликованный в Twitter, вынес считавшуюся маргинальной теорию из глубин ультраправых сайтов в центр общественного обсуждения. Заметки появились на CNN, Bloomberg, Washington Post, NBC News, Chicago Tribune и многих других.
Тут уже сомнений быть не могло: Клинтон на глазах у всех покинула поминальную церемонию в годовщину терактов 11 сентября, а потом практически лишилась сознания — по официальной версии, из-за перегрева. После нескольких часов в доме у своей дочери она появилась на публике, сфотографировалась с маленькой девочкой, крикнула прессе, что чувствует себя отлично, отметила, что в Нью-Йорке чудная погода, и уехала. Позже в штабе признались, что в пятницу Клинтон поставили диагноз «пневмония», и ее врач посоветовал кандидату быть поспокойнее.
Похоже, закрытость Клинтон и нежелание идти на контакт с прессой сыграли с ней злую шутку. Когда бывшего госсекретаря экстренно увозили с мемориальной церемонии, журналистам проследовать за ней не разрешили. Долгое время никто не знал, что происходит, — о «перегреве» сообщили лишь через полтора часа после инцидента. Ни подробностей, ни доказательств — верить предлагалось на слово.
Теперь так, однако, не получится — если инциденты с приступами кашля можно было пропустить как незначительные, то когда человек после полуторачасовой церемонии при 27-28 градусах теряет сознание — это вызывает ряд серьезных вопросов, на которые американскому обществу хотелось бы получить подробные документированные ответы.
На этом фоне очень правильно и неожиданно грамотно повел себя республиканский кандидат Дональд Трамп — он отдал указание своим подчиненным не заострять внимания на здоровье оппонента, а сам пожелал Хиллари скорейшего выздоровления. Это значительно контрастирует с его более ранними высказываниями, когда он безустанно ругал Клинтон и утверждал, что она физически не способна выполнять президентские обязанности и бороться с врагами США.
Миллиардер пообещал обнародовать полную информацию о собственном здоровье, хотя пока представил на суд публики лишь несколько комичное письмо его друга, врача Харальда Борнстайна. Медик обнаружил у республиканца «потрясающе великолепные» результаты анализов, и «экстраординарные силу и выносливость». «Если господин Трамп победит, я могу без сомнения сказать, что он будет самым здоровым человеком, когда-либо избранным на пост президента», — уверяет Борнстайн.
Здоровье Хиллари Клинтон пошатнулось в самый неудачный для нее момент. В течение всего августа она практически не выходила на публику, сосредоточившись на привлечении спонсорских денег. План ее штаба был таков: Трамп со своим необузданным темпераментом и неспособностью держать язык за зубами сам выкопает себе могилу, Клинтон на его фоне — разумный и умеренный политик. Поначалу стратегия работала, и помощники бывшей первой леди предсказывали ей убедительную победу.
Республиканец, однако, раскусил этот маневр. В начале августа он нанял на работу социолога Келлиан Конуэй, которая позже возглавила его избирательную кампанию. Несмотря на ряд скандалов, которые все-таки случились в тот месяц, она смогла убедить Трампа вести себя более сдержанно, что немедленно сказалось на результатах опросов: рейтинги республиканца поползли вверх.
Клинтон попыталась перехватить инициативу, но в сентябре дела у нее идут из рук вон плохо: вечером 9 числа она заявила, что половина сторонников Трампа — жалкие расисты, гомофобы, исламофобы, сексисты и прочие нехорошие люди. В критике этого резкого высказывания единодушна почти вся республиканская партия, которая из-за противоречивой фигуры своего номинанта объединиться очень долго не могла.
Потом «обморок» Клинтон подтвердил предположение Трампа о неспособности экс-госсекретаря управлять страной, и, наконец, полуторачасовое молчание после этого инцидента подтвердило другой республиканский тезис — демократы и их кандидат боятся прессы, стремятся многое скрыть от рядового избирателя.
Можно констатировать, что Клинтон с Трампом поменялись ролями, и де-факто «могилу» себе копает сама бывшая госсекретарь. Остается надеяться, что здоровье ее все же не подведет. К дебатам, которые состоятся 26 сентября, оба кандидата подходят с практически одинаковым уровнем народной поддержки.