Лентапедия
Николаев, Андрей Анатольевич Настоятель Троицкой церкви села Прямухино, погиб в декабре 2006 года
Священник, настоятель Троицкой церкви села Прямухино и Христовоздвиженской церкви села Заовражье, клирик Тверской епархии. В 1995-98 годах был настоятелем Никольского храма в селе Васильково. В декабре 2006 года вместе с семей погиб в своем доме во время пожара.
Андрей Анатольевич Николаев родился в 1974 году в городе Кувшиново Тверской области. Окончил среднюю школу. В 1991-92 годах проходил срочную службу в армии, где, по данным СМИ, под влиянием войскового священника принял решение стать священнослужителем. В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию и, получив духовное звание священника (иерея), был назначен в село Васильково настоятелем Никольского храма. Там познакомился с Оксаной Цветковой (по другим данным, они познакомились 1992 году, когда Николаев только вернулся из армии [7]). В том же году Николаев и Цветкова поженились. В 1996 году у них родился сын Давид [2], [6], [4].
В 1998 году Николаев стал настоятелем Троицкой церкви в селе Прямухино Тверской области, которая была сооружена как домовая церковь при поместье Бакуниных (к этому роду принадлежал один из основателей анархизма Михаил Бакунин) в 1826 году по проекту известного архитектора Николая Львова. Церковь и колокольня были восстановлены в середине 1990-х годов с помощью депутата Госдумы Сергея Юшенкова, убитого в Москве в июне 2003 года. Одновременно Николаев стал настоятелем Христовоздвиженской церкви села Заовражье. Обе церкви относились к Тверской епархии, клириком которой состоял Николаев. Сам священник поселился неподалеку, в деревне Лопатино. В 1999 году у супругов Николаевых родилась дочь Анна, в 2002 вторая дочь – Анастасия [2], [3], [4].
В сентябре 2004 года дом Николаева в Лопатино сгорел. Во время пожара семья священника была в отъезде, и никто не пострадал. Правоохранительные органы посчитали пожар следствием несчастного случая. В свою очередь, знакомые Николаева сочли наиболее вероятной причиной случившегося поджог. Руководство Тверской епархии предложило Николаеву переехать и возглавить один из приходов в Самаре или Москве, однако тот отказался и поселился в соседнем селе Далекуши. По данным СМИ, в 2004-06 годах у священника сгорела баня, сарай и хозяйственная постройка, в которой хранилась церковная утварь. По утверждениям СМИ, пожары стали следствием конфликта между Николаевым и некоторыми местными жителями, вызванного тем, что священник активно боролся с воровством из церквей и алкоголизмом среди селян. В октябре 2006 года в интервью СМИ Николаев заявлял, что его "выживают из Прямухина" [3], [6], [7], [5].
2 декабря 2006 года Николаев, его жена и дети погибли в своем доме в результате очередного пожара. Первоначально прокуратура возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство). Однако уже через два дня представители прокуратуры заявили, что священник и его семья умерли от отравления угарным газом. При этом они категорически опровергли предположения о том, что погибшие скончались насильственной смертью. 5 декабря Николаев и его семья были похоронены рядом с Никольской церковью в селе Васильково [3], [6], [4].
6 декабря начальник УВД Тверской области генерал-майор Александр Куликов сообщил СМИ, что милиция рассматривает три версии произошедшего – поджог, неосторожное обращение с электроприборами и произошедшую в семье ссору [2], [7], [1].
Использованные материалы
[1] Татьяна Осюхина. Священник остался должен 10 тысяч долларов московским бизнеcменам? — Комсомольская правда, 07.12.2006
[2] Алексей Косоруков. Семью священника сожгли из-за ценных икон. — Комсомольская правда, 06.12.2006
[3] Игорь Мангазеев. Семью священника заживо сожгли. — Коммерсант, 05.12.2006. — № 227 (3558)
[4] Анатолий Волгин. Рапорт благочинного о гибели семьи иерея Андрея Николаева. — Патриархия.Ru, 05.12.2006
[5] Зая Глазачева. Кто заживо сжег священника с женой и тремя детьми? — Комсомольская правда, 05.12.2006
[6] Сотрудники МВД расследуют убийство священника в Тверской области. — Аргументы и Факты, 04.12.2006
[7] Нина Егоршева. Сожгли из-за водки? — Труд, 05.12.2005