4106 пользователей Интернета приняли участие в виртуальных выборах мэра Москвы. Голосование проводилось с 8.00 до 22.00 во вторник, 19 октября, по инициативе "Независимой газеты". Без оглядки на решения столичного избиркома по регистрации предвыборных списков, организаторы электронного голосования предложили на выбор пять кандидатур: нынешнего мэра Юрия Лужкова, управделами Президента РФ Павла Бородина, журналиста Владимира Воронина, депутата Госдумы Алексея Митрофанова (ЛДПР) и экс-премьера Сергея Кириенко.
Убедительную победу в виртуальном голосовании одержал мэр Юрий Лужков, которому отдали свои голоса 2086 избирателей (50,8 процента от общего числа участников - количество, достаточное для победы в первом туре). Неплохой результат показал и непримиримый оппонент градоначальника Сергей Кириенко, набравший 1677 (40,8 процента) голосов. Оставшиеся 8,4 процентов голосов поделились между тремя аутсайдерами гонки примерно поровну.
Организаторы голосования не претендовали на его научность или социологическую достоверность. Тем не менее они позаботились, чтобы круг участников виртуальных выборов не ограничивался постоянными читателями электронной версии НГ. Интерфейсы для участия в выборах и ссылки на виртуальный избирательный участок были установлены сразу на нескольких серверах русской Паутины - на входных страницах поисковых машин Рамблер, Яndex и Апорт, каталогов @Rus и Инфоарт, сетевых изданий СМИ.Ru, Вести.Ru, Русский Журнал, Lenta.Ru, сервера Интернет-Парламент и бесплатного почтового сервиса NewMail.Ru. Но, несмотря на столь широкий охват ведущих площадок русской Сети, активность избирателей была крайне низкой. 4106 проголосовавших составляют десятые доли процента от общего числа пользователей, получивших во вторник приглашение отдать свой голос.
Другой опрос, но на сходную тему проводился с 18 по 19 октября на сервере Mail.Ru. Пользователям этой крупнейшей в русском Интернете почтовой службы предлагалось оценить утверждение: "Ближайшее окружение Лужкова коррумпировано". В опросе приняли участие 4416 респондентов. Из них 2544 человека (58 процентов) сочли это высказывание "заслуживающим доверия". 1061 человек (24 процента) вступился за честь ближайшего окружения Лужкова. Остальные 18 процентов участников опроса (811 человек) ответили просто: "Не знаю".
Политические опросы в русском Интернете проводятся не первый год. Однако до самого последнего времени все они носили сугубо любительский характер. Сам принцип организации таких опросов делал невозможным любой серьезный социологический обсчет и анализ результатов. В нынешнем предвыборном сезоне интернет-опросы обещают стать серьезным бизнесом, и, по всей видимости, их организаторы в ближайшее время займутся внедрением достоверных методик анализа результатов.