12 апреля в музее Пушкина состоялось одно из самых значительных событий московской Фотобиеннале - публичная лекция знаменитого французского философа Жана Бодрийара.
Теоретик постмодернизма и апологет виртуальной реальности, создатель далеко вышедшего за рамки философии термина "симулякр" приехал в Москву как фотограф. В выставочном зале на Солянке он представил цветные фотографии собственного обнаженного торса, запорошенных снегом машинных стекол, фасадов-"обманок" и разнообразных городских и загородных пейзажей.
Лекция же его была посвящена "убийству изображения", совершаемого современными масс-медиа, и призывам вернуться в визуальных искусствах (в частности - в фотографии) к строгому "бедному" реализму, не идя на поводу у новейших цифровых технологий "оживления" картинки.
"Сила воздействия изображения пропорциональна его силе отторжения реальности", - декларировал он. Т.е., чем менее изображение "притворяется" реальностью, тем сильнее оно воздействует.
На вопрос же, почему в таком случае он сам занимается цветной фотографией, а не черно-белой, которая явно дальше от реальности, Бодрийар отвечал, что, во-первых, цветная фотография более четко отражает гиперреальность современного мира, во-вторых, для него цвета не несут никакой смысловой или символической нагрузки, он воспринимает их просто как дифракцию дневного света.
Кроме того, Бодрийар признался, что он просто недостаточно хороший фотограф, чтобы работать с монохромом.