В основу уголовного дела о налоговом зачете между АвтоВАЗом и администрацией Самарской области легли материалы, выделенные из дела "Аэрофлота". Об этом говорится в материале газеты "Коммерсант", опубликованном в понедельник.
Дело о взаимозачете было возбуждено в середине августа, однако известно о нем стало лишь в минувшую пятницу, когда оперативно-следственная бригада Генпрокуратуры вернулась в Москву из Самары, где произвела выемки документов на АвтоВАЗе и в обладминистрации.
По данным "Коммерсанта", в середине 90-х годов АвтоВАЗ переживал финансовый кризис, у предприятия не было денег, чтобы расплатиться по налогам с областным бюджетом. Тогда руководству завода было предложено передать местной администрации автомобили на сумму своих налоговых долгов. Между различными департаментами было распределено 30 тысяч машин, которые впоследствии предполагалось продать через коммерческие структуры.
Следствие считает, что автомобили были проданы самарской администрацией за границу через фирмы, аффилированные с ЛогоВАЗом (компанией, в создании которой участвовал известный предприниматель Борис Березовский), а вырученные средства якобы осели в офшорах. По мнению Генпрокуратуры, часть денег прошла через швейцарскую компанию Andava, которая была зарубежным казначейским центром "Аэрофлота".
Обвинения по самарскому делу пока никому не предъявлены, однако, как предполагает "Коммерсант", в конечном итоге действия Генпрокуратуры направлены против Березовского.
Сам он заявил в интервью газете, что власти "прекрасно понимают, что доказать какие-либо противоправные действия с моей стороны как в политике, так и в предпринимательстве, невозможно. И вот придумали новую историю. Все это делается для того, чтобы я не смог вернуться в Россию".
Напомним, что уголовное дело о финансовых нарушениях в бывшем руководстве "Аэрофлота" было возбуждено 18 января 1999 года. По версии следственных органов,, с 1996 по 1999 годы через швейцарские фирмы Andava и Forus прошло 939 миллионов долларов. Значительная часть этой суммы, как предполагает следствие, была выведена из оборота "Аэрофлота".
Судебный процесс по делу "Аэрофлота" начался 14 января этого года. В числе подсудимых - бывший первый заместитель гендиректора "Аэрофлота" по финансам Николай Глушков, бывший заместитель гендиректора по коммерции и рекламе Александр Красненкер, бывший главный бухгалтер авиакомпании Лидия Крыжевская, а также гендиректор ЗАО "Финансовая объединенная корпорация" Роман Шейнин и бывший начальник службы безопасности ОРТ Андрей Луговой.
Им инкриминируется хищение 252 миллионов долларов со счетов "Аэрофлота", а также ряд других преступлений.