По крайней мере до апреля нынешнего года Россия прекратила транспортировку нефти через латвийский порт Вентспилс. Об этом заявил на прошлой неделе вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко. По мнению Wall Street Journal и New York Times, целью блокады латышского порта является его банкротство и обесценение акций расположенного там нефтетерминала Ventspils Nafta, долю в котором хочет забрать российская государственная компания "Транснефть".
За комментариями по поводу этого решения корреспондент рижской газеты "Телеграф" Снежана Бартуль обратилась к вице-президенту российской государственной компании "Транснефть" Сергею Григорьеву.
В интервью, опубликованном на страницах "Телеграфа" 5 февраля, Григорьев подтвердил версию американских аналитиков и обозначил параметры той сделки, ради достижения которой российские нефтяники блокируют латышский порт. Григорьев объяснил, что блокада порта Вентспилс будет снята после того, как нынешние владельцы терминала Ventspils Nafta передадут свой пакет акций российской нефтяной компании в обмен на инвестицию в 143 млн долларов, которая позволит расширить пропускную способность нефтепровода от российских месторождений до Вентспилса. Мэр Вентспилса, крупный акционер Ventspils Nafta Айварс Лембергс был, по словам Григорьева, согласен продать "Транснефти" пакет акций за 200 миллионов долларов, однако российские нефтяники сочли, что дешевле обанкротить предприятие, чем покупать его по такой цене.
"Лембергс считает, что пакет акций стоит 200 млн. долларов. Да он сейчас вообще ничего не стоит! Нефти-то нет. И большой вопрос, найдутся ли покупатели на нефтетерминал без нефти", — предупредил вице-президент "Транснефти". В том случае, если Латвия окажется не готова отдать акции Ventspils Nafta на тех условиях, на которых "Транснефть" хочет их забрать, вице-президент российской компании посоветовал латышам "вязать носки, производить трикотаж и не биться за транзит".
"Почему мы должны развивать ваши порты? Только потому, что вы все такие белокурые и с голубыми глазами?", — спросил вице-президент "Транснефти" журналистку рижской газеты.