13 отработавших свой нормативный ресурс судов, нагруженных асбестом и нефтепродуктами, в октябре отправятся из США в порт британского промышленного района Тиссайд. По информации газеты The Guardian, флоту с экологически опасным грузом предстоит пройти около 8300 километров.
Семь лет назад президент США Билл Клинтон принял решение не направлять 120 предназначенных для списания кораблей с токсичными грузами в развивающиеся страны, поскольку это могло составить угрозу для жизни портовых рабочих. Тогда свои услуги по демонтажу наиболее опасных судов предложила британская компания AbleUK, подписавшая с американским правительством контракт на сумму 17 миллионов долларов. Помимо денег британцы получат два почти полностью достроенных нефтяных танкера.
Согласно условиям подписанного контракта, AbleUK до конца ноября должна переправить в порт Харлпул 13 кораблей, которые 15 лет простаивали в американских доках. В случае несвоевременного выполнения обязательств британцы будут обязаны ежедневно выплачивать США неустойку в размере 1350 долларов за каждое судно.
Указанные суда находятся в столь изношенном состоянии, что для обеспечения их безаварийной транспортировки подрядчикам следует начать выполнение своей задачи до начала сезона штормов в Атлантическом океане, то есть до конца сентября. Возраст некоторых из подлежащих демонтажу кораблей составляет около 60 лет.
Члены природоохранного движения "Друзья Земли" осудили соглашение AbleUK и считают, что доки этой компании не в достаточной мере готовы к проведению такого рода работ. Кроме того, подрядчики не получили разрешения на демонтаж экологически грязных судов у местных властей. Свою озабоченность выразили представители властей Ирландии и Шотландии, поскольку списанные американские корабли не получат разрешения идти в порт назначения через Ла-Манш и будут двигаться вдоль ирландского и шотландского побережий.
Тем не менее, руководство AbleUK полно решимости довести сделку до конца и уверяет, что сумеет избежать любых неприятных ситуаций.