В рамках артхаусного "Проекта 35" начинается показ драмы американского режиссера Роберта Бентона( Robert Benton) "Запятнанная репутация"( The Human Stain). Фильм снят по одноименному роману Филипа Рота и рассказывает об афро-американце, который, благодаря светлой коже, выдал себя за еврея. Много лет спустя уже занявшему место декана университета белокожему негру предъявляют обвинение в расизме. Главную роль в картине исполнил Энтони Хопкинс( Anthony Hopkins). В фильме также снимались Николь Кидман( Nicole Kidman), Эд Харрис( Ed Harris), Гэри Синиз( Gary Sinise).
Действие фильма происходит в 1998 году, о чем постоянно напоминают экраны телевизоров, умело вставленные почти в каждую сцену - на них Билл Клинтон неуклюже пытается оправдать свою связь с Моникой Левински, а прокурор профессионально мешает президента с грязью. Закадровый голос говорит, что это был самый ханжеский период жизни Америки. Декан Колеман Силк (Хопкинс) публично называет студентов, ни разу не появившихся на лекциях, "чернушками".
Произнося это слово профессор имел в виду привидения. Но, на его беду, прогульщики оказываются темнокожими. На экстренном заседании ученого совета декану приклеивают ярлык расиста и увольняют. Жена Колемана в тот же день умирает от сердечного приступа. Разъяренный профессор, не имея возможности добиться справедливости в открытом бою, придумывает гениальный тактический ход - он заявляется к писателю-отшельнику (Синиз) и предлагает ему свою историю в качестве темы для романа.
Литератор предлагает экс-декану самому сесть за перо. Между этими двумя людьми возникает подобие дружбы. Одновременно в жизни профессора вдруг возникает большое и светлое чувство - он влюбляется в простую уборщицу из колледжа (Кидман). Параллельно с этими событиями зритель постепенно узнает историю Колемана, выходца из 100-процентной афро-американской семьи, навсегда порвавшего со своей расой благодаря светлой коже.
"Запятнанная репутация" может служить энциклопедией фобий типичной американской драмы - авторы впихнули сюда и расизм, и проблемы людей вернувшихся с вьетнамской войны, и любовь старика к молодой женщине, и социальное неравенство, и погибшие дети, прах которых хранится в двух ящичках под кроватью. В итоге, полноценно не прозвучала ни одна тема. Под каскадом разнообразных невзгод, льющихся с экрана, зритель не успевает прочувствовать ни одну проблему - герои не вызывают ни сочувствия, ни сострадания. И лучше всего почему-то запоминается эмоциональный монолог героя Хопкинса о "Виагре", которая очень помогает ему в личной жизни. Но для рекламного ролика фильм несколько длинноват.